«Диалоги о рыбалке» или Браконьеры «Клёвого места»
Так называется канал на нашем цифровом ТВ (62-ая кнопка). Чудная программа. Всё связано, как и обозначено заголовком, с рыбой. Она для тех, кто любит Природу в самом её естестве, в том её главном значении, что она – колыбель жизни, жизнь наша.

Созданная её щедрой рукой палитра разнообразных биологических видов и необходимых ресурсов для их жизнедеятельности помогла выжить и жить сегодня землянам, нам с вами. Мать-природа, одним словом. Плохо, что не все это понимают, а многие лишь грубо используют её только с потребительской точки зрения.

Зря. Плохо это. Нечестно. Наловил без меры – всё равно, что наворовал. Пойми, человек, если ты взял больше, чем можешь съесть с семьей, то обокрал рядом живущего, а то и многих. Нашёл скопление рыб (яму) и взыграл инстинкт пещерный. Остановиться ни сил, ни совести нет. Жадность без границ. Надёргал столько, что пока нёс, грыжу заработал. Другой ухмыляется: «У меня машина, хоть тонну довезу». У таких душонка успокоится, пока не вычерпают всё. Что, человек, последний день живёшь? Вы встречали таких? Я – многих.

Какой это прекрасный канал. Какие чудные лирические пейзажные зарисовки рыболовов-специалистов-журналистов о реке, истории её названия, её крутых или полого-холмистых берегах, о бурном или тихом течении, косах и отмелях, об особенностях поведения живущих здесь рыб. А ведь, вроде бы, люди отправлялись ради того, чтобы поймать, наловить. Нет, это примитивно простое заключение. Не для всех шкурный интерес на первом месте.

Уже предстоящий сбор на рыбалку – необъяснимо-возбуждённое состояние быть там, на реке. Неудержимое влечение, с которым невозможно справиться. Неуёмная страсть. Даже тогда, когда точно знаешь, что в такую стужу-мороз вернёшься с тем, с чем уходил. Мысли всё равно двоятся: а вдруг… ну хоть на минимум, хоть подержать в руке живенького окунька, а потом отпустить его, он же один-единственный сплоховал, попался.

Для многих не рыба важна, она отодвигается на второй план, она лишь повод. Главное же – тот самый пресловутый процесс, по большому счёту, непреодолимое желание слиться с природой, раствориться в ней, почувствовать себя в полной гармонии, поскольку ты, человек, тоже часть Природы. Поблаженствовать – это значит: посидеть на берегу, полюбоваться деревцами, тальником у самой кромки, где вода целуется с берегом, полежать на траве, созерцать, смотреть без устали на бесконечное течение, которое с каждой секундой проносит уже другую массу воды. И совершенно невозможно объяснить себе, откуда же её, воды столько на многих тысячах рек, и почему она не кончается. И что именно она даёт жизнь всему живому. А воздух, кислород, речная свежесть, кусочки первозданной, нетронутой береговой полосы. Может быть, в этом тоже добрая часть культуры лова – уметь видеть и наслаждаться всем, что тебя окружает, зовёт с неистовой силой в лоно Природы.

Всё это и есть, включая человека, сбалансированный комплекс, созданный Природой. Сегодня все мы знаем, что Бог есть. А кто он? Его можно называть по-разному: Природа, Создатель, Всевышний, Высший Разум, Космос… Вот так и надо относиться к Природе. Задумайся, человек, кто тебя породил и обустроил для тебя Землю, припас тебе богатства и на земле, и в земле, чтобы жили долго, безбедно. Потому все равны перед Богом, не воруй у другого. Плохо кончишь.

Поделюсь некоторыми своими мыслями о Природе, написаны они давненько, но не было подходящего случая, созвучной темы, чтобы, так сказать, обнародовать их в ранее изданных книгах (эта у меня 17-ая). Вот под впечатлением передач канала «Диалоги о рыбалке», в знак уважения к тем участникам и создателям передач, которые так бережно, уважительно, с любовью, по-хозяйски относятся к Матери-природе, и захотелось высказать своё понимание поведения и отношения человека к нашей общей колыбели.
- Любить Природу – значит защищать её.
- От любви к Природе родилось всё прекрасное на земле.
- Большой разум дан человеку для защиты слабых – братьев наших меньших.
- Умейте не только восторгаться красотой, созданной гениальным художником Природой, но и всё делайте, чтобы не навредить ей.
- Сломал саженец, разори гнездо птицы, норку зверька, не спас мальком, поджёг в поле траву – значит, нанёс непоправимый вред собственной жизни.
- В жизни много фальши, только Природа подлинная, настоящая.
- Биологию жизни легко разрушить. Природа жива созидателями.
- Если будет любовь к Природе, осознание и степень участия защиты её приложатся.
- Природа – храм, входить следует с уважением, трепетно.
- Природа – колыбель жизни. Сохраним её для тех, кто придёт после нас.
- Надо впитать в себя мысль: всё живое бесценно для Природы, ибо место под Солнцем в равной степени дано всем.
- Берегите честь смолоду, а Природу всю жизнь.
Сотни рассказов о рыбалке. Участники съемочных групп ловили и ловят рыбу во всех уголках страны: на Волге, на Кольском полуострове, в Архангельской области, республике Коми, на Амуре, сибирских реках на Камчатке… Каждая рыбалка – хорошо продуманный сюжет – рассказ: есть запев – начало, главная часть – изложение и заключение. Всё по классической схеме, лишь кульминация может быть в совершенно разных местах рассказа. Какие прекрасные пейзажные виды, сколько лирики в их описаниях. И всегда, в каждом сюжете, какую бы рыбину не выловил рыболов – форель, лосось, сёмга, монгольский краснопёр, таймень, сазан, окунь – он нежно полюбуется её, замерит, взвесит и обязательно отпустит. Иные ещё и поцелует с напутствием: «Живи, расти, радуй других».

Есть на астраханском ТВ коротенькая передача «Клёвое место». Чаще – это просто небольшие сюжеты о ловле рыбы. Авторы – чистая ловецкая бригада. Колесят ребята по всей области на машине, летом – ещё и на лодке с подвесным мотором. Все клёвые места давно определили, занесли в анналы памяти. Потому точно знают, когда и куда ехать за рыбой. Нужна рыба – поехали, наловили, собрали улов: сазаны, судаки, щуки, лещи, тарань… повезли домой. Хотя бы для приличия полюбовались, хотя бы одну махалку отпустили. Так что демонстрируем? Чему учим?

На экране «Клёвое место» – чисто деловой видеосюжет: приехали, раскрыли чемодан с большим набором блесен, приманкой, наживкой, набурили лунок, объяснили на что и что будут ловить. Поругали температуру, если прохладно и ветрено. Всё. Дальше процесс – рыба на льду (в летнее время – на берегу), собрали в пакеты, мешки. Поехали. Сюжет закончен. Вот и вся лирика. Утло как-то. Один-единый навязчивый сценарий-шаблон. С сегодняшними снастями нахапать рыбы в уловистых местах примитивно просто. Одних раздражат мешки клёвых ловцов, другие завидуют, третьи спрашивают: «Что ребятам квоту выделили на вылов? И машину, и лодку?» А в это время безлошадный пенсионер поймал на Кутуме отравленную густеру и чертыхается.
Интересно, а члены нашей ловецкой бригады где-нибудь работают, числятся? Или наловить для себя рыбы – это и есть их работа? Кто им будет платить пенсию?
Если бы смотрели наши клёвые ребята передачи канала «Диалоги о рыбалке», то знали, как и сколько надо работать, чтобы создать даже очень коротенькую передачу о рыбаках и рыбке. Скорее всего, передача «Клёвое место» создавалась для того, чтобы, прежде всего, показать красоту природы, величие края, богатство, которое там, в реке, а не в мешке.

Рыбалка – поэзия жизни. Увы, нет поэзии, лирики в сюжетах астраханской ловецкой бригады. Иногда, правда, бывает, когда они с гостями усиливают содержание сюжета. Как же, быть на природе и не попить чайку, а потом станцевать лезгиночку с выходом.

Рыбалка – непреодолимое желание, взрывающее мозг с единственной мыслью, как приблизить субботу, чтобы выбраться туда (хотя проезд невыносимо дорогой), куда манит это великое таинство, побыть на природе, закинуть удочку и ждать, замирая, когда сторожок заиграет самую лучшую музыку на свете. Ждать, ждать: одарит твою вылазку любимая речка хоть каким-то, минимальным уловом или нет. А вернёшься и… снова думы о будущем свидании с госпожой красавицей речкой целую неделю не оставляют тебя в покое. Это тоже главное в диалоге рыбака и рыбы. Суметь донести с экрана красоту, прелесть общения с Природой – вот задача, проблема, цель. Потенциал есть. Работать надо.

Геннадий Гладченко, писатель.

Специально для астраханского областного общественно-политического еженедельника «Факт и компромат». 

P.S. Вот на этой ноте я и закончил было сказ о рыболовецкой бригаде из «Клёвого места». Не совсем глупые, должны были понять, что передача создавалась не для ловли рыбы на бесконечный большой личный котёл. Но каждую пятницу одно и то же: надёргали рыбы, сложили в мешки. Уехали. Конец сюжета.

А вот то, что я увидел в очередном сюжете браконьеров «Клёвого места» 6 апреля 2018 года меня просто потрясло. Главную мысль корреспонденции пришлось резко менять. Мелькнула мысль: снимать такое и выносить в эфир можно только при постоянной пьянке. Может с головой непорядок? Но имеем, что имеем.

В сюжете на два месте съёмок. На одной реке наловили судаков, сложили в мешок. Переехали на другое место. Щуки нужны были.

Начало апреля – время нереста щук. Нерест – это табу для людей появляться на реке. Все мы знаем, кроме злостных браконьеров, как совсем недавно у нас на время нереста рыбы даже колокола церквей звонили. На реке люди смазывали жиром уключины лодок, чтобы не скрипели. Нельзя было шуметь-греметь: идёт таинство зарождения новых жизней. О том, чтобы ловить в это время рыбу, заикаться никто не мог. Так берегли наши ближайшие предки общее богатство.

И вот эти участники «Клёвого места» нашли небольшой ерик, в который двумя-тремя днями раньше пришла полая вода, согрелась (температура днём уже 15 градусов тепла). Ерик очень удобный для нереста: широкий, ровный, старая трава на плоском зеркале как раз и необходима, на её ветви-листья щука-самка откладывает икринки, а самец – молоки. Наблюдать с берега за родами рыб непередаваемое наслаждение, то тут, то там буруны, всплески, брызги веером, спины рыбин наполовину поверх воды. Рыбы в такое время теряют всякую осторожность. Вот тут и подоспели мешочники «Клёвого места». Подносят буквально ко рту щуки блесну, и она тут же на крючке, на берегу. А ведущий ещё и приговаривает: «Вот идут роды, самое время щукам оставить потомство. Рыбаки, ищите такие места и будете с уловом». Кошмар дикаря. Сколько же в его словах гадливого, поганого кощунства. Идёт нерест, святое время рыбам оставить потомство. Для нас же, для следующих поколений. Какого черта истребителям тех будущих косяков рыб, которыми всегда гордился край наш, делать в это время на полоях? А они, «Клёвые», продолжают выдёргивать производителей, топчут огромными бахилами только что отложенную на стебли старника икру, покрытую молоками самцом. Варварство.
Кто закроет эту богадельню? Кем узаконен это разбой? Почему эти ухари под щитом «Клёвого места» продолжают наносить непоправимый вред Природе? Губители.
В первую очередь от таких сюжетов должны отказаться на ГТРК «Лотос». Там что, такой же планктон?