Объявление частичной мобилизации — штука серьёзная. Но моё глубокое мнение состоит в том, что причиной такого решения является не противодействие киевского режима, не русофобская активность ЕС и других Западных стран, не агрессивная политика НАТО. Причина — в необходимости противодействия внутренней «пятой колонне», её саботажу любых действий, направленных на развитие России.
Я не буду здесь перечислять ту работу, которую делало правительство Мишустин последние месяцы, сошлюсь здесь на хороший текст Михаила Делягина. Но во результат этой работы, в общем, оказался явно недостаточным. И ВВП в стране не растёт, и уровень жизни падает, и даже предприятия оборонно-промышленного комплекса жалуются.
Почему так происходит? А дело в том, что в распоряжении Мишустина только бюджетные деньги, да и то в ограниченном масштабе (тот остаток обязательных расходов бюджета, который можно направлять на инвестиции). И этого явно не хватает, нужно резко наращивать объём инвестирования в российскую экономику. Но те, кто руководит денежными властями нашей страны, этого делать не позволяют.
При этом просто их уволить мало — за последние десятилетия, они вырастили кадры, которые исповедью ту же линию, эти кадры работают в рамках созданной ими же нормативно-правовой базы, как на уровне инструкций для простых исполнителей, так и на уровне принятых законов. Да и основные финансовые институты (банки, в первую очередь) работают в рамках этой, либеральной модели. Если просто заменить Набиуллину и Силуанова мало что изменится быстро... Для восстановления работающей инвестиционной системы с существующими институтами нужны уже даже не месяцы, а годы...
И вот тут мы вспоминаем, что есть мобилизационная модель, которая состоит в том, что для решения насущных вопросы создаются специальные институты. Например, для инвестирования реального сектора. Эти институты должны получать деньги непосредственно из ЦБ, причём специальным решением Президента (и Верховного Главнокомандующего). Они будут заниматься проектным финансированием и ведением счетов соответствующих промышленных предприятий, причем валютными спекуляциями (да и вообще спекуляциями) и выводом капитала заниматься просто не смогут — у них не будет соответствующий лицензии. И ставки у них будет низкие (поскольку стоимость денег для них будет нулевая).
А банки... А банки в такой ситуации будут давить на руководство ЦБ, поскольку у них будут уходить клиенты, которые будут требовать низких ставок, а современные банки их дать не могут, запрет Центробанка. И после того, как экономика будет запущена, можно уже будет разобраться, зачем нам ЦБ с его нынешними полномочиями, зачем нам столько банков с валютными лицензиями и так далее. Но — потом. А пока нужно заниматься инвестициями в реальный сектор.
Михаил Хазин