До Берлина или до вышки?

Посмотрел новый военный фильм «Дорога на Берлин». То, что это не дрянь и не клюква – уже хорошо. Поэтому отдельной рецензии такое кино должно заслуживать.


 К. Шахназаров всё же умеет делать кино, хотя здесь он выступил в роли продюсера, а режиссёр фильма Попов. Да вот солидных бюджетов им почему-то не выделяют. К такому парадоксу мы давно привыкли, поэтому более-менее реалистичное кино вынуждены смотреть в немного камерном формате. Как и в этом случае, заявленное название «Дорога на Берлин» не совсем соответствует размаху. Это не эпопея с баталиями огромных массовок. Бои, конечно, показаны, но такие, немного местечковые. Тем не менее, кино добротное, со вкусом, без претензий на шедевральность и без всякой помпезности.


В титрах заявлено: по повести Э.Казакевича «Двое в степи» и фронтовым дневникам К.Симонова. Оригиналов я, к сожалению, не читал, но на экране каких-то явных нестыковок не встретил, что уже является большим плюсом, - литературные источники ведь разные, как и их авторы.


Сюжет прост и трагичен: 20-летнего лейтенанта приговорили к расстрелу, якобы за трусость, и конвоируют в штаб армии для утверждения приговора или помилования. Да разве у нас миловали? Если только в виде особого исключения. Поэтому, можно считать, что лейтенанту Огаркову фантастически повезло, и он дошёл до Берлина в чине капитана, хоть это и не густо по количеству звёзд на погонах.


Такое кино не принято расхваливать с пеной у рта, будь оно хоть трижды талантливое. Виной всему это дурацкое и вдвойне трагичное время культа личности, да ещё совместившееся с годами гитлеровского нашествия. Вот и сюжетная линия доброй половины ленты, где лейтенант покорно следует с конвойным как телёнок на бойню, может привести зрителя к ужасному отвращению к происходящему. Страшно представить, но именно сейчас квасные патриоты снова начинают рулить идеологией, убеждая тупого обывателя, что нужна была такая беспощадность, причём к своим больше, чем к чужим. А то, понимаетели, войну могли бы и проиграть. Вот ведь открытие! Выходит, патриотизм и героизм наших бойцов держался только на страхе перед заградотрядами и военными трибуналами?

За разъяснением момента советую обратиться к писателю–ветерану Виктору Астафьеву. Есть у него такая замечательная книга – «Прокляты и убиты». И в его же комментариях к роману есть такое уточнение: «Всего наши карательные органы за войну расстреляли миллион человек и добились того, что против нас воевало более миллиона наших сограждан». Это слова человека, который действительно воевал, причём добровольцем, и поэтому до сего дня он не дожил.


Писатель Эммануил Казакевич тоже воевал и, естественно, давным-давно покинул наш бренный мир. Войну он знал из первых рук, и старался описывать события так, как есть, без прикрас и лакировок. Кто читал его повесть «Звезда», мог в этом убедиться. А фильм «Звезда» видели многие и, возможно, не один я могу резюмировать: это чуть ли не единственная достойная военная кинолента за всё постсоветское время, ну не считая сериала «Штрафбат». А вот «Дорога на Берлин», наверное, такое второе кино из правдивых и достойных. Как я упоминал выше, это экранизация того же Казакевича «Двое в степи». Повесть была написана ещё в 1948 году, по горячим следам и звонкого эха войны. За такую правду-матку сталинская цензура распяла писателя, и книгу тут же запретили. Почему не распяли в прямом смысле, отправив в ГУЛАГ, - одному Богу известно. Только при Хрущёве автор – фронтовик смог, как говорится, оказаться на коне.


Возвращаясь к деталям «Дороги на Берлин», хочу высказать такое парадоксальное мнение, что главное достоинство фильма – отсутствие именно крупных достоинств. О невысоком бюджете уже говорилось. А когда мы все вглядывались в лица артистов, то кого-нибудь узнали? Нет, и не могли узнать, т.к. не было в картине никого из маститых актёров. Эту простейшую схему с уклоном как бы на безымянность, любил использовать покойный Балабанов, а также некоторые режиссёры авторского кино. Так больше можно достичь эффекта правдоподобности. Интересно, что в одной из центральных ролей бойца – казаха снялся вообще не профессионал, а простой электрик из Алма-Аты. Но никто никакого подвоха и не заметил.


После просмотра многие убеждаются, что не все темы Великой Отечественной давно пережёваны. Белых пятен ещё ой как немало. И вся правда о войне не должна быть неудобной или нежелательной, как бы этому не препятствовали горе-историки типа Ю.Жукова или Н.Старикова (и ведь власть им благоволит!). Но опасность ещё и в том, что ремесленники от искусства, как создатели «героического» сериала «Смерш», хотят заново мифологизировать историю войны, и они уже недалеки от цели. Нам пора начинать расчищать авгиевы конюшни от лакированной брехни, и, прежде всего,брехникиноремесленников. Попову и Шахназарову надо дать зелёный свет или хотя бы не мешать работать. Иначе завтра все можем столкнуться с печальными реалиями из очень правдивой песни В.Высоцкого: «кому до ордена, а большинству – до вышки».


Абрамович Николай, Оренбург. Астраханский областной общественно-политический еженедельник "Факт и компромат", № 19 (629)