Доброта отменяется? Рыночные отношения, похоже, вытесняют последние элементы советского гуманизма
Я расскажу о продолжении необычной истории, которую поведала своим читателям газета («Не спешите делать добро?», «Факт и компромат» №33 (743) от 25 августа 2017 г).

Напомню коротко содержание. Когда в одном из районов Омской области закрыли автобусные маршруты, 47-летний местный водитель решил на арендованной «Газели» подвозить жителей окрестных деревень в областной центр. Бесплатно, по специальным талонам. Его услугами могли воспользоваться инвалиды, малоимущие и заболевшие сограждане. Причем, он решил это делать не с бухты-барахты, а официально договорился с главами местных поселений. Рейсы бескорыстного «Мимино» оказались не всем по душе. Коллеги-извозчики по привокзальной стоянке стали зло подшучивать над ним, потом начали угрожать серьезными проблемами. Настойчивый благодетель стал парковать свою «Газель» в другом месте. Казалось бы, теперь все успокоятся. Как бы не так, на «Мимино»-водителя подали сразу несколько жалоб в прокуратуру, в налоговую службу. И прокуратура уже начала проверку…

На этом закончилась тогда история. Прокуратура оказалась на высоте. Проверка надзорного органа не обнаружила нарушений. Это тот самый случай, когда отказ вызывает уважение, а жалобы – недостойными кляузами. Зато чиновники Ространснадзора нашли себе работу, они определили, что Вадим Остапов, так зовут доброго водителя, нарушает условия конкурентной борьбы «в сфере перевозок пассажиров».
Вот так теперь называется на сухом чиновничьем языке индивидуальная благотворительность. А точнее – простое человеческое сочувствие, сопереживание, та самая доброта.
Конкуренты водителя тут же воспользовались «выводом» проверяющих из Ространснадзора и подали на Остапова в суд. Ну а суд, понятное дело, за кого заступится: за простого, но доброго человека, или за чиновника с инструкцией в руках? Суды, они что в Омске, что в Томске, что Астрахани – самые справедливые. Только вот реформа, много раз обещанная, никак к ним не доберется.

Первый суд оштрафовал Вадима Остапова на 50 тысяч рублей. Впереди – ещё два судебных разбирательства.

У нашего астраханского «Мимино», который бесплатно чинит колеса детских велосипедов и колясок, пока всё без перемен. В смысле – нормально, никто не мешает. Сергей даже поднялся по служебной лестнице – выполняет обязанности администратора. Соседи, правда, стали доставать. Недобросовестные конкуренты повесили огромный рекламный щит с лживой рекламой. Дескать, «выполняем все шиномонтажные услуги – в комплексе и находимся мы у цирка». Никакого комплекса услуг у них нет, да и расположена шиномонтажка за полтора квартала. А люди до сих пор верят написанному. Даже если это неправда. Приезжают, ищут монтаж «у цирка». Клиентов у Сергея стало заметно меньше.
Мелкая дрянь фейковой рекламы и прочего вранья заполонила уже всё, то можно, и, казалось, все уже должны понять – этому нельзя верить. Увы, доверчивая публика продолжает ловиться на подделки и фальшивки, на дешёвое вранье. Хорошо, если бы это была лишь безобидная монтажка «у цирка». Все гораздо серьёзнее и зашло слишком далеко.
Как будто какая-то рука, не ведающая доброты и сочувствия, силой уводит людей от насущных проблем и нерешённых задач сегодняшнего дня. И вот уже вся страна возбудилась и мучается от вопроса: было ли что-то интимное у царя Николая II с танцовщицей Матильдой сто лет назад или не было? Травят кинорежиссера, снявшего мелодраму, поджигают автомобиль, кинотеатры…

Оно вам надо знать, что делал (или хотел) император со своей возлюбленной? Или доставшие уже победы в далёкой Сирии, или каждодневный развал и окончательная погибель соседней Украины, которую четвёртый год хоронит телевизор….
Жёсткость, злость и враньё заполонило все вокруг. Доброта всё активнее вытесняется на задний план, а то или подменяется фейковым вниманием.
Даже при далеко не вегетарианской советской власти, всё-таки не было такого неприятия и даже презрения к простому человеку. Пусть часто это внимание было показушным, на словах, но оно было, и его люди чувствовали. Например, когда хоронили первого космонавта Юрия Гагарина, то замуровали его урну с прахом рядом с урной «простого» лётчика-испытателя Серегина. Великий первооткрыватель космоса погиб вместе с малоизвестным пилотом, но в последний путь их проводил вместе. Рядом и похоронили. А как поступили с убитой большевиками царской семьей с прислугой уже в «демократической» России?

Как известно, останки казнённых Романовых перехоронили с почестями. Царя и членов семьи канонизировали. Да, они погибли от рук палачей и вообще достойны таких посмертных привилегий, а как быть с простыми людьми, которые добровольно пошли с царской семьёй в ссылку и погибли с ней? Разве это не настоящий подвиг простых людей, преданных своему делу и монархии? Доктора Боткина убитого с семьёй – врача с мировым именем – всё-таки позже канонизировали, а простых слуг никто и не вспомнил.

Доброта и доверчивость становятся чуть ли не отрицательными чертами характера современного человека. Сначала восхваляли так называемый прагматизм, что почти одно и тоже с эгоизмом. Потом растиражировали по телевизору (причем, высшие чиновники) малоприятное слово – амбициозность, преподнося его как успешность и настойчивость. А загляните, бюрократы, в словарь русского языка. Амбициозность – это обострённое самолюбие. Чрезмерное проявление чувства собственного достоинства, высокомерие, заносчивость, чванство… И как звучит новость о назначении на должность нового начальника – амбициозного человека?

Я и сам не раз попадал в неприятные истории, не вписавшись в торжествующий прагматизм. После отставки бывшая сослуживица, назовём ее Нугман, попросила взаймы серьезную сумму. Сколько лет работали вместе с документоведом, как не поверить слёзным обещаниям, вернуть, как только сразу. Не вернула, и на суды демонстративно не являлась. А что наши суды? А ничего, они же независимые. Отправляют правосудие в том же духе (чуть не сказал – отравляют его) Обратился к начальнице Нугман, та, оказывается, тоже всё крепко позабыла. Ответила: в спор «третьих лиц» она не вмешивается… Какая тут доброта? Здесь даже обычным прагматизмом не пахнет – цельнобетонная подлость.
Неужели негодяи и мошенники не знают о неотвратимой ответственности, которая наступает рано или поздно, так или иначе? Сколько красноречивых уроков преподнесла жизнь таким людям. Выходит, пока недостаточно…
Но, откровенно говоря, сегодня доброта не особенно-то и нужна. Зачем она? Кому интересна картинка из улиц с обшарпанными домами (хотя в центре есть образцовые), закрытыми больницами и очередями в поликлиниках (хотя есть приличные лечебницы, недоступные большинству), пенсионеры в одежде доперестроечных времен? Наверное, ни кому, потому что сразу разрушится фейковая картинка нашей жизни из телевизора.

Николай Василич, журналист
Астраханский областной общественно- политический еженедельник «Факт и компромат», № 45 (755), 2017 г.