Сумма общих долгов субъектов Российской Федерации уверенно превысила 2 трлн рублей. И выбраться из этой ямы практически невозможно, что фактически признали даже в Кремле, предложив «расчистить региональные финансы». Ирония в том, что сам центр и довёл страну до нынешней кредитной катастрофы.
В начале года Минфин отчитался о долговом бремени, отягощающем российские регионы. Сделал он это в свойственной властям манере – найдя в кромешной безнадёге лучик света. Согласно данным министерства, по итогам 2016-го суммарный объём долга отечественных территорий достиг 2,353 трлн рублей. Для сравнения: в 2011-м он был равен скромным 10 миллиардам.
Радоваться же следовало динамике: в последнее время яма увеличивалась не столь быстрыми темпами, как раньше. Так, в прошлом году бремя возросло на 11%, не то что в 2013-м – почти на треть. Не прошло и семи месяцев, как высшее руководство страны выработало рецепт борьбы с бедствием. В начале октября Владимир Путин поручил правительству срочно подготовить «доклад по программе реструктуризации задолженности российских регионов перед федеральным бюджетом».
Она, кстати, составляет менее половины из двух с лишним триллионов. Более того, прямо с первого дня нового года, по словам главы государства, в России будет запущена семилетняя «программа реструктуризации накопленных (субъектами Федерации) бюджетных кредитов». То есть начальство бдит и держит руку на пульсе. Вот только доживут ли сами регионы, равно как и их обитатели, до завершения программы? И поймут ли они, почему речь идёт о «реструктуризации», а не о «списании», как принято при общении с иностранными должниками?
Плохо даже лучшим
Нынешние попытки остановить стремительно нарастающий региональный долг можно сравнить с попытками противостоять цунами с помощью деревянного забора. Который к тому же ещё только предстоит сколотить. Ведь пока кабмин готовит доклад с программой, скорость распространения финансовой катастрофы растёт: за последнее десятилетие госдолг регионов страны увеличился в 5 раз.
При этом некоторые края и области страны нарастили по-своему рекордные обязательства. Так, по состоянию на 1 января долг Краснодарского края достиг 150 млрд рублей, а это почти столько же, сколько все доходы региона за год. Долг Московской области превысил 98 млрд, или 29% общих поступлений в казну субъекта. Красноярский край залез в яму до уровня 96 млрд, или 59% доходов. Справедливости ради стоит добавить, что и об этом Кремль знает.
«В 50 регионах долг превышает половину собственных доходов, а в восьми регионах он выше, чем собственные доходы», – констатируют в Кремле. К этим бедолагам относятся, к примеру, Мордовия, Хакасия, Костромская, Астраханская, Смоленская, Псковская области и так далее.
Что касается остальных рекордсменов по объёму задолженности, то также не слишком весело дела обстоят в Татарстане, Нижегородской, Самарской, Кемеровской, Волгоградской областях. Как отмечают эксперты фонда «Новая Республика», «интересно то обстоятельство, что в числе самых крупных должников – регионы далеко не самые проблемные: и Краснодарский край, и Нижегородская область, и Татарстан далеки от экономической депрессии». «Пять регионов из представленных 10 – и вовсе регионы-доноры», – подчёркивают аналитики.
Денег нет
Чем же грозит непосредственно гражданам непосильное долговое ярмо территорий, где они проживают?
«Наша Версия» уже писала о проблемах, с которыми столкнулась столица одного из названных регионов – Нижний Новгород. Город накопил огромные долги, сумма которых составляет почти 8 млрд рублей, из-за чего может теперь лишиться троллейбусного сообщения. В целом же проблема безденежья и непомерных обязательств характерна практически для всей страны.
Потому не следует удивляться тому, что Генпрокуратура в ходе недавней проверки установила: власти значительной части российских регионов, стараясь жить по средствам, в первом полугодии 2017-го довольно активно «снижали расходы на образование и здравоохранение, лишали бюджетников льгот по ЖКХ». О том же свидетельствуют и прочие ведомства: в частности,
Счётная палата выявила недостаточность трат на социальную сферу в Республике Алтай и Камчатском крае. В данных регионах, к примеру, сокращаются расходы на медицинскую помощь и расселение аварийного жилья. Кое-где вопрос денег обострился именно сейчас, при запуске отопительного сезона. Уже успели помёрзнуть жители Вихоревки, что в Иркутской области, Копейска и Троицка, Миасса, Кургана, других городов. А ведь настоящие холода ещё даже не пришли. Следует отметить, что в происходящем вряд ли виноваты исключительно региональные власти. Центр должен взять на себя часть ответственности за происходящее. И вот почему.
Тёмное царство
Существующая система распределения получаемых в стране доходов имеет явный антирегиональный характер. По итогам прошлого года, суммарно все области, края и республики страны перечислили в бюджеты всех уровней 12,77 трлн рублей. Обратно из сделанных федеральных сборов они получили, если смотреть в среднем, менее половины средств. Но это как раз в среднем – от региона к региону дела обстоят очень по-разному.
К примеру, Чечня отдала государству 8,6 млрд, а получила ощутимо больше – 9,6 миллиарда. Для Магаданской области соотношение следующее – 16,8 млрд и 20 миллиардов. В то же время в нефтеносные провинции – Югру, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа – возвращается лишь 13–14% от отправленной в центр суммы. И, судя по всему, процент отчислений в столицу будет только нарастать. В частности, от топливных акцизов регионы в этом году получают менее 62%, хотя раньше собирали все 88%. В 2018-м будет ещё жиже – 57,4%.
Одновременно на территории навешиваются всё новые и новые обязательства. Чего стоят одни только «майские указы» пятилетней давности, отдававшие на откуп регионов такие внушительные статьи расходов, как повышение зарплат бюджетников. В 2014 году Минфин подсчитал, что реализация президентских распоряжений обойдётся в 2 трлн рублей.
Однако в том же году федеральная казна поддержала их исполнение, направив всего лишь 120 млрд рублей. Мало того, сейчас властями вынашиваются планы отсечения регионов от федеральной подкормки. В 2019 году субъекты РФ потеряют возможность получать бюджетные кредиты, пусть даже и ведущие в кабалу. А оказавшись отрезанными от средств госказны, многие территории окажутся в банкротном состоянии.
По прогнозу директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, «Мордовия выкрутится (из создавшегося положения)очень плохо, потому что у неё вечный дефицит и гигантская нагрузка прежде всего бюджетными, а потом уже коммерческими кредитами».
«Плохо выкрутятся Костромская и Смоленская области, у которых и тех и других кредитов много. Северокавказские республики практически все, кроме Кабардино-Балкарии, нагружены именно бюджетными кредитами», – добавляет эксперт. Стоит ли говорить, что финансовое обескровливание регионов никак не приведёт к улучшению жизни их населения. Будет всё с точностью до наоборот. Понимают ли это в центре?
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Лучший в мире кредитор
Экономика современной России давно уже не входит в число крупнейших в мире. По данным Всемирного банка, она равняется 1,8% глобальной экономики, что сопоставимо с показателями Южной Кореи (1,86%), Австралии (1,81%) или двух Турций (0,97%). При этом РФ носит сомнительный титул самого щедрого кредитора на планете. По примерным подсчётам, Россия за последнюю четверть века простила другим государствам более 150 млрд долларов долгов.
Особенно повезло Кубе, которой простили почти 32 млрд долларов, также грех жаловаться КНДР, Ираку, Афганистану, Сирии, Монголии, Вьетнаму – каждой из этих держав стало легче на сумму от 9 до 12 млрд долларов. Существенные долги были списаны Белоруссии, Киргизии, Ливии, Алжиру, Эфиопии, Никарагуа. В последнем припадке щедрости Кремль простил 20 млрд долларов целой охапке стран Африки.
Между тем по своим счетам РФ платит весьма исправно, только за первое десятилетие этого века перечислив кредиторам около 130 млрд долларов. «На фоне этой патологической щедрости абсолютная беспощадность к россиянам, которым государство не прощает валютную ипотеку и обычные долги… выглядит мерзостью», – констатирует директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. В регионах РФ под этими словами наверняка охотно подпишутся, - сообщает газета "Версия".
AST-NEWS.ru
В начале года Минфин отчитался о долговом бремени, отягощающем российские регионы. Сделал он это в свойственной властям манере – найдя в кромешной безнадёге лучик света. Согласно данным министерства, по итогам 2016-го суммарный объём долга отечественных территорий достиг 2,353 трлн рублей. Для сравнения: в 2011-м он был равен скромным 10 миллиардам.
Радоваться же следовало динамике: в последнее время яма увеличивалась не столь быстрыми темпами, как раньше. Так, в прошлом году бремя возросло на 11%, не то что в 2013-м – почти на треть. Не прошло и семи месяцев, как высшее руководство страны выработало рецепт борьбы с бедствием. В начале октября Владимир Путин поручил правительству срочно подготовить «доклад по программе реструктуризации задолженности российских регионов перед федеральным бюджетом».
Она, кстати, составляет менее половины из двух с лишним триллионов. Более того, прямо с первого дня нового года, по словам главы государства, в России будет запущена семилетняя «программа реструктуризации накопленных (субъектами Федерации) бюджетных кредитов». То есть начальство бдит и держит руку на пульсе. Вот только доживут ли сами регионы, равно как и их обитатели, до завершения программы? И поймут ли они, почему речь идёт о «реструктуризации», а не о «списании», как принято при общении с иностранными должниками?
Плохо даже лучшим
Нынешние попытки остановить стремительно нарастающий региональный долг можно сравнить с попытками противостоять цунами с помощью деревянного забора. Который к тому же ещё только предстоит сколотить. Ведь пока кабмин готовит доклад с программой, скорость распространения финансовой катастрофы растёт: за последнее десятилетие госдолг регионов страны увеличился в 5 раз.
При этом некоторые края и области страны нарастили по-своему рекордные обязательства. Так, по состоянию на 1 января долг Краснодарского края достиг 150 млрд рублей, а это почти столько же, сколько все доходы региона за год. Долг Московской области превысил 98 млрд, или 29% общих поступлений в казну субъекта. Красноярский край залез в яму до уровня 96 млрд, или 59% доходов. Справедливости ради стоит добавить, что и об этом Кремль знает.
«В 50 регионах долг превышает половину собственных доходов, а в восьми регионах он выше, чем собственные доходы», – констатируют в Кремле. К этим бедолагам относятся, к примеру, Мордовия, Хакасия, Костромская, Астраханская, Смоленская, Псковская области и так далее.
Что касается остальных рекордсменов по объёму задолженности, то также не слишком весело дела обстоят в Татарстане, Нижегородской, Самарской, Кемеровской, Волгоградской областях. Как отмечают эксперты фонда «Новая Республика», «интересно то обстоятельство, что в числе самых крупных должников – регионы далеко не самые проблемные: и Краснодарский край, и Нижегородская область, и Татарстан далеки от экономической депрессии». «Пять регионов из представленных 10 – и вовсе регионы-доноры», – подчёркивают аналитики.
Денег нет
Чем же грозит непосредственно гражданам непосильное долговое ярмо территорий, где они проживают?
«Наша Версия» уже писала о проблемах, с которыми столкнулась столица одного из названных регионов – Нижний Новгород. Город накопил огромные долги, сумма которых составляет почти 8 млрд рублей, из-за чего может теперь лишиться троллейбусного сообщения. В целом же проблема безденежья и непомерных обязательств характерна практически для всей страны.
Потому не следует удивляться тому, что Генпрокуратура в ходе недавней проверки установила: власти значительной части российских регионов, стараясь жить по средствам, в первом полугодии 2017-го довольно активно «снижали расходы на образование и здравоохранение, лишали бюджетников льгот по ЖКХ». О том же свидетельствуют и прочие ведомства: в частности,
Счётная палата выявила недостаточность трат на социальную сферу в Республике Алтай и Камчатском крае. В данных регионах, к примеру, сокращаются расходы на медицинскую помощь и расселение аварийного жилья. Кое-где вопрос денег обострился именно сейчас, при запуске отопительного сезона. Уже успели помёрзнуть жители Вихоревки, что в Иркутской области, Копейска и Троицка, Миасса, Кургана, других городов. А ведь настоящие холода ещё даже не пришли. Следует отметить, что в происходящем вряд ли виноваты исключительно региональные власти. Центр должен взять на себя часть ответственности за происходящее. И вот почему.
Тёмное царство
Существующая система распределения получаемых в стране доходов имеет явный антирегиональный характер. По итогам прошлого года, суммарно все области, края и республики страны перечислили в бюджеты всех уровней 12,77 трлн рублей. Обратно из сделанных федеральных сборов они получили, если смотреть в среднем, менее половины средств. Но это как раз в среднем – от региона к региону дела обстоят очень по-разному.
К примеру, Чечня отдала государству 8,6 млрд, а получила ощутимо больше – 9,6 миллиарда. Для Магаданской области соотношение следующее – 16,8 млрд и 20 миллиардов. В то же время в нефтеносные провинции – Югру, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа – возвращается лишь 13–14% от отправленной в центр суммы. И, судя по всему, процент отчислений в столицу будет только нарастать. В частности, от топливных акцизов регионы в этом году получают менее 62%, хотя раньше собирали все 88%. В 2018-м будет ещё жиже – 57,4%.
Одновременно на территории навешиваются всё новые и новые обязательства. Чего стоят одни только «майские указы» пятилетней давности, отдававшие на откуп регионов такие внушительные статьи расходов, как повышение зарплат бюджетников. В 2014 году Минфин подсчитал, что реализация президентских распоряжений обойдётся в 2 трлн рублей.
Однако в том же году федеральная казна поддержала их исполнение, направив всего лишь 120 млрд рублей. Мало того, сейчас властями вынашиваются планы отсечения регионов от федеральной подкормки. В 2019 году субъекты РФ потеряют возможность получать бюджетные кредиты, пусть даже и ведущие в кабалу. А оказавшись отрезанными от средств госказны, многие территории окажутся в банкротном состоянии.
По прогнозу директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, «Мордовия выкрутится (из создавшегося положения)очень плохо, потому что у неё вечный дефицит и гигантская нагрузка прежде всего бюджетными, а потом уже коммерческими кредитами».
«Плохо выкрутятся Костромская и Смоленская области, у которых и тех и других кредитов много. Северокавказские республики практически все, кроме Кабардино-Балкарии, нагружены именно бюджетными кредитами», – добавляет эксперт. Стоит ли говорить, что финансовое обескровливание регионов никак не приведёт к улучшению жизни их населения. Будет всё с точностью до наоборот. Понимают ли это в центре?
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Лучший в мире кредитор
Экономика современной России давно уже не входит в число крупнейших в мире. По данным Всемирного банка, она равняется 1,8% глобальной экономики, что сопоставимо с показателями Южной Кореи (1,86%), Австралии (1,81%) или двух Турций (0,97%). При этом РФ носит сомнительный титул самого щедрого кредитора на планете. По примерным подсчётам, Россия за последнюю четверть века простила другим государствам более 150 млрд долларов долгов.
Особенно повезло Кубе, которой простили почти 32 млрд долларов, также грех жаловаться КНДР, Ираку, Афганистану, Сирии, Монголии, Вьетнаму – каждой из этих держав стало легче на сумму от 9 до 12 млрд долларов. Существенные долги были списаны Белоруссии, Киргизии, Ливии, Алжиру, Эфиопии, Никарагуа. В последнем припадке щедрости Кремль простил 20 млрд долларов целой охапке стран Африки.
Между тем по своим счетам РФ платит весьма исправно, только за первое десятилетие этого века перечислив кредиторам около 130 млрд долларов. «На фоне этой патологической щедрости абсолютная беспощадность к россиянам, которым государство не прощает валютную ипотеку и обычные долги… выглядит мерзостью», – констатирует директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. В регионах РФ под этими словами наверняка охотно подпишутся, - сообщает газета "Версия".