Доля астраханской продукции в ассортименте сетевых магазинов составляет менее 20%
Эти данные приводит региональный филиал общества потребителей России. Давние конфликты между гипермаркетами и местными производителями все чаще приводят к разрыву контрактов.

Так какие условия ставят перед производителями региона, кому открыт вход в гипермаркеты, а кто годами пытается добиться выхода на большой рынок?

- Если им это не понравится, они разворачивают без вопросов. Они могут развернуть не только пять коробок, но и всю фуру с продукцией. Консервы вроде бы "Астраханские", а продать их в Астрахани не так-то просто, - говорит директор производственной фирмы "Астраханские консервы" Наталья Акимова, - поднять цех с нуля и наладить производство оказалось легче, чем выстроить диалог с сетевыми магазинами. Именно туда идет за провизией современный потребитель.

«Мы с ними ведем переговоры порядка 4 лет, и до сих пор мы не пришли ни к какому решению. Потому что тут может поменяться менеджер, либо там какие-то условия», - рассказывает Наталья Акимова.

В сезон здесь перерабатывают овощи, сейчас - рыбу. Мощности завода позволяют выпустить 500 тысяч банок каспийской кильки в месяц, а по факту получается только 50. Самое трудное для местного производителя - сойтись на цене с гигантами торгового рынка.

«Стоимость этикетки, упаковки сюда закладывается, это уже 7 рублей с лишним. Сюда закладывается сама рыба, килька, порядка 200 граммов с учетом обжарки и всего технологического процесса. В общей сложности себестоимость на нашем предприятии этого продукта порядка 16 рублей», - говорит исполнительный директор производственной фирмы "Астраханские консервы" Теймураз Наруслишвили.

Сетевики хотят за 14. Тогда прибыль для предприятия составит -2 рубля с каждой банки. Вот и приходится везти астраханские консервы на оптовки, да рынки другие регионов - где берут с удовольствием. Выстроенная таким образом логистика дает только 12% рентабельности производства. Именно поэтому завод не развивается: та же старая техника, те же возможности, те же зарплаты.

«Сельхозпроизводители, они получают достаточно хорошую серьезную поддержку от Минсельхоза. Производители, то есть переработчики этого сельхозсырья. Тут мы столкнулись с этой проблемой, что очень тяжело выбить какие-то деньги, либо там такие условия, что мы не попадаем под получение той или иной субсидии», - рассказывает Наталья Акимова. А вот "Наримановский хлебозавод" в свое время стал "особо важным инвестиционным проектом". Но ситуацию не спасла даже господдержка: когда предприятие было готово работать в полную силу, один из самых больших контрактов пришлось разорвать.

«Давали непомерные заявки, не рассчитывая на покупателей. Для них было невыгодно с нами сотрудничать, потому что маленький срок реализации заставлял их эту продукцию убирать с полок и возвращать предприятию. Иной раз возвраты доходили до 50-70% отпускаемой продукции», - говорит генеральный директор Наримановского хлебозавода Ирахид Миришов.

Возврат в таких количествах просто некуда было девать. Пшеничные сорта пригодны к употреблению 24 часа, ржано-пшеничные - 36. «Ни в коем случае больше хлеб не может храниться, потому свой естественный состав муки не обуславливает такое длительное хранение хлеба. Только при наличии большого количества консервантов хлеб, который находится порой в нашей торговой сети, хранится потом по 7-14 суток. Это неправильно», - рассказывает главный технолог Наримановского хлебозавода Ольга Боева.

Правильно или неправильно, но и такой продукт берут. Покупателю удобнее купить все в одном месте, нежели идти за хлебом куда-то еще. «Во времена работы с сетевиками, Наримановскому хлебозаводу удавалось сбыть до 20 тонн продукции в день, сейчас только 8, и то благодаря собственным торговым точкам. Как итог - совершенно новый замороженный цех на Трусовской стороне и коллектив, который стал меньше на 40 человек, ведь часть сотрудников пришлось перевести в торговлю», - говорит корреспондент ГТРК "Лотос" Анна Черкасова.

Сегодня "прорваться" в магазины сетевого формата смогли 140 астраханских производителей. Это данные министерства экономического развития региона. Мы пытались пообщаться с сетевиками, чтобы услышать их позицию, требования, а также, с кем именно они работают. Только вот комментарии давать никто не захотел: ответили молчанием, а было и такое:

- Отказать в просьбе, так как в декабре у сотрудников отдела нет возможности уделить этому вопросу время. Тогда мы решили сами отправиться в один из популярных гипермаркетов в качестве покупателей и сделать покупки. Но приобрести только то, что в больших объемах производится в Астраханской области. Итого: томатная паста краснодарская, курица волгоградская, томаты вообще марокканские и хорошо, что хоть сазан местный, астраханский. Свой мониторинг недавно провел региональный филиал объединения потребителей России. По их подсчетам, доля астраханской продукции в сетевых магазинах - менее 20%.

«Это очень низкий показатель, и по отзывам потребителей, они сами хотят видеть местных производителей, потому что местному производителю они доверяют», - рассказывает представитель объединения потребителей России Заур Алибулатов. Однако, получается, что современные условия торговли подарили сетевикам некую "неприкосновенность". И теперь именно они диктуют условия игры.

«Министерство в своей деятельности не может вмешиваться в работу хозяйствующих субъектов в силу закона. Но тем не менее, мы проводим работу с местными поставщиками, проводим консультирование. Но никто не снимает с рассмотрения вопрос и вхождения в сеть», - говорит исполняющий обязанности начальника департамента торговли министерства экономического развития Астраханской области Дамир Акмаев. Эта проблема настолько сложна и глобальна, что требует, пожалуй, законодательных изменений. Так считают астраханские производители. Установить баланс в отношениях между торговыми гигантами и местными поставщиками могут помочь только депутаты.


ГТРК "Лотос"