Уважаемая редакция газеты «Факт и компромат» мне нравится читать вашу газету, я это стараюсь делать регулярно.
В номере № 29 от 17-23 сентября 2010 г. меня заинтересовала статья «Культура все хуже, культуры все меньше». Все в этой статье отмечено правильно и про ремонт, что «чистенько, но бедненько», «дешево и сердито», и про экспозиции, и про министерство. Мне бы хотелось поговорить о музеях и сферах их влияния.
Как и в любой отрасли у каждого учреждения есть своя сфера деятельности, но видимо в министерстве культуры этого или не понимают, или просто не знают.
В нашей области два крупных музейных учреждения - это Астраханская картинная галерея, т.е. музей художественного направления, и Астраханский музей-заповедник, соответственно музей историко-краеведческого направления. В результате этого незнания и возникают в области непрофильные музейно-культурные центры, такие как «Дом купца Тетюшинова» с «сиротливо потрепанными ковриками в гостиной, жалкой мебелью, копеечными люстрами и современными литографиями икон». А откуда, позвольте спросить, картинная галерея может взять подлинные предметы, если это не их профиль. Видели ли вы где-нибудь еще в России ряженых сотрудников картинных галерей? Я думаю, что нет. Такие вещи может себе позволить художественный музей мелкого уездного города, но никак не государственная галерея областного значения. В результате такого безграмотного решения, в умах обывателей все перемешалось - где галерея, где музей. Посетители, придя в дом Тетюшинова, воспринимают его как филиал музея-заповедника и ждут от данных экспозиций подлинности и достоверности, а на самом деле их ждет разочарование.
Изначально, когда данный проект еще был на стадии разработки и решался вопрос о том, кому передать дом Тетюшинова, общественность, музейщики, в том числе и сотрудники галереи, высказывались о том, что данный объект должен быть передан музею, тем более что он является по своему статусу архитектурным музеем-заповедником, но видно об этом знали все, кроме министерства культуры. Если бы в данном доме расположилась экспозиция галереи, посвященная русским художникам или предметам декоративно-прикладного искусства, то решение министерства можно было бы понять, но ряженные, рассказывающие о жизни купцов, и свадебные обряды - это слишком даже для обывателя.
В Астрахани есть музей истории города, который является филиалом музея-заповедника. Экспозиции этого музея рассказывают о жизни горожан, о городских меценатах, об истории нашего города, но беда в том, что располагается этот музей не в очень удобном месте, да и само здание нуждается в ремонте. Министерству культуры надо было бы подумать о том, чтобы расположить в доме Тетюшинова музей истории города, тем самым, привлекая молодежь к изучению истории и традиций Астрахани, а не устраивать из него балаган.
В заключении хотелось бы сказать чиновникам из министерства культуры о том, что песни и пляски это хорошо, но только там, где это уместно, а музеи несут в себе несколько другую направленность, их основная задача сберечь государственные ценности и показать их так, чтобы сохранить достоверность событий и показать неразрывную связь поколений.
Обыватель,
"Факт и компромат" № 31, 08.10.10.