Вот что меня сильно встревожило: оказывается, бытующее мнение о том, что правила на дорогах (и вообще по жизни) не соблюдают исключительно владельцы крутых иномарок и чиновники, нуждается в серьезной корректировке.

Едва ли не треть (посчитал!) близ живущих астрахацев стала игнорировать любые правила и нормы, препятствующие им делать, что заблагорассудится. А кто законы принципиально не нарушает, предпочитают никак не реагировать на выходки окружающих. Такая безрадостная картина.

Всё так хорошо начиналось

…Как-то утром я вышел за калитку. Горячий майский ветер уже навёрстывал упущенное за ночь, со свистом носился по улицам города, растаскивая мусор по углам и подворотням, швыряя его в прохожих.

С улицы Победы вслед за двухметровым столбом пыли прямо под запрещающий знак завернула белая шестёрка. Обычная легковушка - потрёпанный временем и судьбой продукт советского автопрома. Насколько помню, так нагло средь бела дня на встречку мог зарулить только очень блатной водила или случайно иногородний.

Машина затормозила рядом со мной, обдав пылью и выхлопной гарью. Каюсь, я не сдержался, демонстративно завертел рукой в районе виска, показывая нарушителю на целых два запрещающих знака. Тут же пожалел, что вот так некорректно обращаюсь к человеку. Может и обидеться…

Но из правого окна шестерки невозмутимо вытянулась лысая голова с провалившимся подбородком в зеркальных очках и поинтересовалась:

- Чё хотел?

- Куда ты рулишь?

- К тёще в гости… - поняв причину моего недовольства, вдруг съязвила голова.

- Против течения, не видишь… - меня возмутило нахальство нарушителя. Думал, хоть вид сделает, что случайно въехал. Какой там…

- А, а, а... – Водитель оценивающе посмотрел на знак, а потом меня и вдруг спросил:

- А ты чё, мент?

- Обнаглели, по встречной полосе, как по своему двору… - продолжил я воспитательный диалог, но меня прервал вышедший на шум сосед Валера. Незлобливый, тихий, домашний алкоголик предпенсионного возраста. «Поддержка» - подумал я, но ошибся.

- Отвали, это ко мне! – таким тоном всегда улыбчивый Валера никогда не разговаривал.

Драться с нарушителем и его защитником я, конечно, не стал. Чего ради?

И вот два приятеля, как базарные бабки, устроили получасовую болтовню у легковушки, нагло перегородившей половину встречной полосы. Жигулёнка с большим трудом объезжал поток автомашин. Но никто не остановился, не сделал замечанием, даже не просигналил.

Что с нами происходит?

Что же с нами происходит, почему меняемся не в лучшую сторону? Поразмышляв по этому поводу, решил ещё раз всё перепроверить, кто, что и как нарушает.

Разговор по телефону за рулем, не пристёгнутые ремни - не в счет. Это «мелочевка», на это по-прежнему никто (в том числе гаишники) не обращает внимания (какой смысл было думе ужесточать наказания?). Но въезд на полосу встречного движения – грубейшее нарушение правил во всех странах и карается в некоторых из них даже тюремным заключением. Начал считать злостных.

За месяц по встречке проехало (точный учет лишь по выходным) более пятидесяти автомашин, в основном по утрам и вечерам. Пятьдесят наглых проездов на виду у сотен глаз и без последствий – сильно вдохновляют автохамов! В воскресные дни шныряют до 5 разных транспортных средств. За время наблюдения гаишники поймали только двух автонаглецов: одного отпустили сразу, второго почему-то долго держали в салоне служебной десятки. Подробности неизвестны.

Так вот, большинство машин, проехавших по встречной полосе - ещё советского производства или импортный хлам. Чиновников и местных «олигархов» на такие под страхом дыбы уже не посадишь.

Если всё подытожить, очевидно, что в обществе происходит что-то серьёзное и тревожное, если справедливость и законопослушность многими не приветствуется, а попытки противостоять вседозволенности – презираются. В нас вселился вирус тотального безразличия и какой-то странной апатии.

Конечно, теоретически у каждого выход есть, можно уехать или встроится в установившуюся систему взаимоотношений и прожить долгую счастливую жизнь. А если не можешь и не хочешь ни того, ни другого, если нравственное состояние не позволяет молчать или плыть по течению? Тогда надо что-то предлагать, что-то делать и меняться. Но что и как? Перестать, наконец, безропотно наблюдать за происходящим со стороны, и что-то лично предпринимать. Уже понятно школьнику - ничего без нашего участия не изменить. Ни-че-го! Не грех посмотреть, как борются с нарушителями правил и законов успешные соседи, уже давно весь мир - большой дом.

Возьмем так нелюбимых нашими депутатами американцев (публично думцы их презирают, а сами жилье в штатах прикупают). С лета 2011 года в США вступил в действие закон Додда-Франка, который позволил создать в стране сеть платных информаторов. Правда, закон направлен, прежде всего, на пресечение коррупции и уклонения от уплаты налогов в финансово-банковской системе. Но закон не ограничивает осведомителей экономическими рамками. Итог не заставил себя ждать - количество раскрываемых преступлений разной направленности резко выросло, а общее число пошло на спад. Так, не самое коррумпированное общество оздоровило себя, очистившись от чрезмерно расплодившихся паразитов. Это была реакция американцев на мировой финансовый кризис 2008 года. Чем ответили на кризис мы?

Когда и русскому, и немцу хорошо

Предвижу несогласие профессиональных демагогов, которые утопят в псевдопатриотической риторике любое начинание с аргументом «что немцу хорошо, то русскому…». Их наверняка поддержат и богачи, отгородившиеся от реалий повседневной нашей жизни высокими заборами с охраной и бронированными стеклами авто. Начнут долдонить о невозможности перенесения западного ответа на русскую почву, о генетически заложенном отвращении русского человека к доносительству и т.д. Угомонитесь, господа! Вам лично это не мешает активно использовать западный опыт, разъезжая на шикарных иномарках, покупая роскошные виллы за рубежом и обучая детишек далеко за пределами своей родины.

Нет, дорогие астраханцы, пора и нам использовать всё, что поможет обществу по-настоящему бороться с коррупцией, правонарушениями и преступлениями, перешедшими уже все возможные рамки и границы.

Можно начать с «малого», с правонарушений на астраханских дорогах; беспредел на асфальте особенно зашкаливает! От небольшого вознаграждения за информацию о злостном правонарушении (преступлении) казна не обеднеет, зато может заметно изменить обстановку на дорогах. Прописная истина, дело не в наказании – в его неизбежности. А неотвратимость кары за правонарушения в таком случае будет почти стопроцентная: ведь всё, что происходит вокруг - творится на наших глазах, а что не заметим мы, не ускользнет от замечательных домовых разведчиков – наших бабуль и пенсионеров. Миллионы штирлицев готовы к борьбе со злом. Вот уж кто не пройдёт мимо правонарушений или краж!

Конечно, в первое время органы оперативного реагирования и другие подразделения правопорядка будут завалены сообщениями о нарушениях (но их действительно – сонмище) и будет немало так называемых ложных доносов, наговоров и клеветы. Да, будет. С этим можно бороться, законодательно ограничив возможность «сигнализировать» по пустякам (только о правонарушении) и определив ответственность (также штрафом) за подметное доносительство или бытовую клевету. Обязательно предусмотреть меры государственной защиты неравнодушных обывателей и людей с высокой гражданской ответственностью. Реакция подлецов, привыкших нарушать права окружающих и законы, может быть неадекватной.

Урок для хама

К мысли использовать информаторский потенциал, против злостных нарушителей правил и законов, отравляющих нашу жизнь на дорогах меня неожиданно подтолкнула прошлогодняя история с хабалистым ассенизатором.

Водитель повадился откачивать выгребную яму под нашими окнами в полшестого утра. На просьбы жены изменить ненормальный график, реагировал по-хамски, дескать, «не мне одному дышать вашими нечистотами…». Но септик как раз не наш, и потом, зачем будить всю округу именно в пять утра!? К несчастью для вредного шофера, он всегда приезжал по улице против встречного движения. Супруга сняла его маршрут на камеру, водила отреагировал весело, сделав неприличный жест.

Наше недовольство водителем может показаться излишней придирчивостью капризных астраханцев, но кого в пять утра подняли рёв двигателя и удушливый запах отхожей ямы, так не подумает.

Мы обратились в полицию. Отреагировала лишь госавтоинспекция, оказывается, за шум и прочие безобразные выходки во дворе привлечь автохулиганов не так-то просто, а вот за нарушение правил дорожного движения – можно.

Сколько пришлось побегать по кабинетам, чтобы доказать факт нарушения - отдельный и долгий разговор, но цель была достигнута.

После доноса хам исчез: во дворе снова установился покой и порядок.

Вот вам и донос. Да называйте это как хотите, лишь бы порядок навести.

Хотели как лучше…

Впрочем, некоторые российские министерства и ведомства уже делали попытки создания сети информаторов и учреждали фонды материального поощрения добровольных «помощников» полиции. Но, судя по открытой информации, большого эффекта в борьбе с внутрисистемной коррупцией это пока не принесло. Основная причина, по мнению специалистов, знающих проблему – в отсутствии надёжной гарантии безопасности информаторов и ограничение действий информаторов внутрикорпоративными границами. В переводе на бытовой язык, вышло очень по-нашему: хотели сделать как лучше, а получилось, как всегда… Кто станет сообщать о преступлении начальника без гарантии защиты?

Можно ограничить эксперимент с платными информаторами даже рамками одной небольшой области, например, нашей. Что препятствует этому? Кто помешает, не считая патриотизированных чиновников, лично никак не соприкасающихся с нашей сегодняшней действительностью?

А можно, конечно, оставить всё, как есть, и продолжать имитировать борьбу, переименовав теперь полицию в милицию.

Николай Васильев,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 19 (528), 24.05.2013 г.