Минувшая неделя подкинула неприятных мыслей астраханцу, водителю «шестёрки», который странным для себя образом попал в своё первое ДТП за шестилетний стаж вождения.

Проезжая по улице Нововосточной в сторону онкологического диспансера, он столкнулся с впереди идущей машиной, внезапно затормозившей до полной остановки. Водитель «семёрки», принявшей на себя удар, также внезапно обнаружил неожиданный «порог» безо всяких предупредительных знаков. Уровень асфальта менялся по всей ширине проезжей части в несколько сантиметров. Такой достаточно жесткий лежачий полицейский, чтобы танки по улице быстро не ездили и танкисты притормаживали перед таким препятствием.

И всё бы ничего, да водитель «шестёрки» начал экстренное торможение сразу после водителя «семёрки». Тормозной путь последнего измерили, и получилось 12 метров, которых не хватило автомобилю в отличном состоянии с новыми покрышками. Ухаживает за ней человек и знает «от и до». А тут такая несуразность. Скорость была не выше сорока километров в час, да и вечером там особо не разгонишься в довольно плотном потоке, именуемым «рабочим движением». Оказалось, после снятого дорожниками верхнего слоя на старый асфальт был залит свежий битум, отнюдь не препятствующий торможению, а наоборот, придающий дороге веселый эффект скольжения. Чтобы адреналин, азарт, дрифтинг и – соблюдайте дистанцию, господа! Метров сто на всякий случай, с запасом. Не забудьте бинокулярные очки, дабы за сто метров видеть ямы, битум и пороги.

Решив не оставлять это дело в папке «на всё воля Божья», он за бессонную ночь написал исковое заявление в суд с просьбой взыскать с дорожников N-рублей, а утром поехал обратно к месту ДТП, чтобы зафиксировать тот самый порог и разлитый перед этим битум, что в совокупности с впереди идущим автомобилем не оставляло шансов на иной исход, кроме как на аварийный. На удивление нашего героя, никакого порога уже не было – асфальт ровным слоем лежал там, где ещё вчера была своеобразная ловушка. Тогда он всё же махнул на это дело рукой, решил, что, действительно, на всё воля и пошёл ко мне. Уделив дорожникам пару часов нашего общего времени, мы посмотрели на работу этих удивительных людей. Как минимум техника оказалась из другого региона, что несколько насторожило. Подход к работе, сразу видно, деловой. Конечно, а каким он ещё может быть при наступлении холодов, когда дороги строят те же люди, что и сажают саженцы на дачах. Чужая душа – потёмки. Причём у некоторых до степени всепожирающей мглы, кою фонарь ни один не возьмёт. А иначе, если не тьмой, как можно объяснить факт укладки горячего нового асфальта на холодный старый? Температура укладки асфальтов в идеале составляет почти двести градусов при тёплой погоде, иначе асфальт в первоначальном состоянии не простоит и сезона, когда срок службы составляет от пяти лет, что само по себе тоже немного, т.к. при соблюдении довольно простой, в общем, технологии дорога прослужит без ремонта до пятнадцати лет. Впрочем, и у нас дороги служат без ремонта до пятнадцати лет. В этом плане мы идём в ногу с нормативами Германии, вот только автобан и через полтора десятка лет останется автобаном, а астраханская дорога за это же время изнашивается до земли.

Смысл такого строительства и ремонта дорог? Но вопреки здравому смыслу проходили работы, водители стояли в пробках, медленно объезжая строителей. В результате половина улицы осталась со вскрытым старым асфальтом, что само по себе наводит на «странную» для рабочих мысль о том, что можно было всем этим заниматься летом, которое в этом году растянулось до ноября. А дорожники словно ждали, ну когда же закончится теплый сезон. Логично предположить: такая дорога через два года вновь потребует ремонта и вновь бюджет на это выделит сотню-другую миллионов рублей. А почему бы не выделить, когда только в этом году на всю область пришлось почти три миллиарда бюджетных средств. Из них львиная доля пришлась на областной центр. Хочется спросить у мэрии г. Астрахани: в какие места были вложены такие суммы? И не проще ли при таком финансировании организовать собственный современный парк по строительству современных дорог?

При этом в следующем году ожидается троекратное увеличение финансирования. Если такую сумму заказать в центробанке монетками копеечными, то можно дороги из денег делать.

Прослужат столько же, сколько и эти, которые сейчас, зато сразу будет видно – Каспийская Столица, а не колхоз, в котором степи закатали в худенький слой асфальта и назвали это дорогами. И таких примеров можно приводить множество, однако разумнее спросить у слуг народа: вы готовы продемонстрировать горожанам, куда конкретно ушли сотни миллионов рублей?

Собрать автобус из представителей «широких масс населения» и прокатиться по городу с остановками на отдельных участках дороги, где в этом году велись работы. С обязательным указанием времени проведения работ и объяснением выбора ноябрьских дней, ну, то есть чем они лучше апреля или, например, августа. Опять же с технологией на руках, популярно объясняющей преимущества укладки асфальта в холодное время года.

Но само по себе строительство дорог не может абсолютно влиять на дорожную ситуацию в целом. Если отсутствует грамотный подход к придорожной архитектуре, то здесь дорога одна – в пробку. При том, что город входит в лидеры по количеству единиц транспортных средств на душу населения, это остаётся секретом для всё тех же слуг всё тех же душ населения. Не заметили, пропустили момент критической переполненности улиц в часы пик. А сегодня и субботы стали днями отдыха астраханцев в городских пробках. А вокруг этих чадящих скоплений техники строятся новые торговые центры, привлекающие в итак переполненные места ещё больше транспорта. Вокруг развязки у вокзала построили четыре торговых центра – каждой стороне перекрестка по торговому центру. На той же улице Нововосточной торговые центры идут один за одним и строятся ещё два новых. При этом улица не расширяется, а асфальт на ней частично представляет из себя аварийно опасное покрытие, не дающее нормального сцепления с колёсами. Прибавьте к этому первый ледяной дождь, снег, отсутствие ливневой канализации и получите каток. «День жестянщика» уже не за горами. Что ж, автосервисы получат свою долю с барского дорожного стола. Даже не барского – княжеского. И если бы не выделенные миллиарды, можно было бы ругать Москву, правительство, кого угодно, но деньги выделили. Что мешало их потратить на дороги? Что мешало освоить к концу октября 85% от всей суммы? Оставшиеся 15% пришлись аккурат к холодам. Единственное, что может радовать перед зимой, так это обещание мэрии встретить снег во все оружии, с тысячами тонн песка и соли. Надеемся на бесснежную зиму, одним словом.

Чулпан Хаматов,

"Факт и компромат" № 43, 30.11.2012 г.