Свой говор, свои песни, непростая история и самобытная культура — в Астраханской области вот уже почти 70 лет в поселке Успех живут староверы, люди, которые, несмотря ни на что, чтут свою религию и борются за сохранение своих обычаев.

SmartNews побывал в Успехе и узнал, чем сейчас живут его обитатели.

Село Успех, что в Камызякском районе Астраханской области, расположено примерно в 40 км от города на берегу небольшого ерика. Старообрядцы всегда живут вдали от больших городов. Именно сюда я отправилась, чтобы познакомиться с местными приверженцами старой веры, которые называют себя «липованами». Это одно из немногих поселений во всей России, где живут старообрядцы, а их в Успехе около 107 человек. Кто же такие липоване? Это старообрядцы, которые были вынуждены покинуть родину в XVII веке из-за церковного раскола. Вот почему они долгое время жили за границей — в Польше и Швеции, Румынии и Австрии. До Второй мировой войны старообрядцы жили там довольно неплохо. Но 60 лет назад они вернулись в Россию, большая часть — в Астраханскую область.

Справка

Липоване (филипповцы, филиппоны, дунаки) — старообрядцы поповского направления и этнографическая группа русских. В 1990 году в Бухаресте была основана Община русских-липован.

Марфа Кутузова, липованка: "Мы приехали, тут были пустые дома. Ни окон, ни дверей. Сами лепили, жилища себе обустраивали. Не дай Бог как".

По одной из версий, именно в Румынии старообрядцы обзавелись прозвищем «липоване» — от названия местного поселения, где они обосновались. Однако есть и другие предположения: «в липовых лаптях ходили», «в липовые леса бежали», «иконы пишутся на липах» и т. д. Истинных корней этого слова так до сих пор никто и не знает.

Сазон Бужоров, липованин: "«У липах молились» — так у нас старики говорили".

Наталья Митри, липованка: "Мой отец говорил, что с румынского «липовен» — «ушедший от закона». По сути, так и есть, из нас никто не принял никонианства, мы все остались верны вере старообрядческой".

На румынском тут не говорят, хотя взрослое поколение его неплохо знает. Просто потому, что говорить-то не с кем: молодежь предпочитает уезжать из села. Получать образование и оставаться жить в городе. Но ребятишкам, которые в Успехе все же есть, с раннего детства прививается почитание обычаев, и местные «законы» юное поколение знает назубок.

А любовь к пению не пропадет, пожалуй, никогда: ни у старого, ни у молодого поколения. Старообрядческий распев – древняя форма дошедшей до нас древнерусской культуры. Все песни – о любви. Их поют на свадьбах, девичниках, праздниках, да и просто так, для души.

Марфа Кутузова, липованка: "Если мне не спится, я запеть могу. Все равно никто не слышит".

Хозяйки рассказывают: со своими песнями их небольшой ансамбль периодически выступают на различных концертах в городе. Сценические костюмы – традиционная одежда, которая осталась еще с молодости. Кстати, расписные русские платки и платья с узорами надеты на них и сейчас.

Дома здесь до сих пор стоят деревянные, с резными ставнями и миниатюрными порогами. Таких жилищ уже практически не встретишь в городе. Внутри – все чисто и аккуратно, а атмосфера какая-то особенная – не передать словами. На столе в каждом доме – самовар, а воду приносят в коромысле – водопровода в селе нет до сих пор.

День липован начинается с молитвы, ей же и заканчивается. Даже каждая трапеза сопровождается обращениями к богу. К обеду пригласили и меня. Старообрядцы – люди довольно гостеприимные, однако рассказывать чужакам о своей жизни особо не любят. Наверное, сказываются годы гонений. За обеденным столом – привычные для липован блюда: простые, но одинаково почитаемые и в обычные дни, и в праздничные. Глаза разбегаются от такого количества яств, будто я попала на самый настоящий пир… Особенно здесь любят мамалыгу. Готовится она из кукурузной сечки – это особый вид кукурузной крупы. На вкус напоминает запеканку. Елизавета Барабулина предлагает промокнуть кусочек мамалыги в творог или сметану – говорит, потом оторваться от блюда не смогу. «Не жуй, не глотай, только бровки поднимай», – приговаривает она со смехом.

А вот на столе нечищеная запеченная рыба в углях – саламур. Спрашиваю, что же в ней такого необычного? Особый маринад, говорят мне. И секрет его липоване не раскрывают. Свадебные традиции здесь практически никто уже не соблюдает. Но в Румынии астраханские старообрядцы играли свадьбы по-своему.

Елизавета Барабулина, липованка: "Сначала венчание было. Потом в дом к невесте идут, к жениху. А потом гости дорются (вручают подарки. – Прим. ред.). Те люди, которые дорются, они сидят, всего хорошего желают молодым, детишек побольше… Молодые все им кланяются в ноги. Каждому. Потом после этого пира еле до кровати доходят, так накланялись".

Дальше для молодой липованки – новая жизнь. Хозяйство, дом и много детей. Кичка – древнерусский головной убор, закрепляющий на волосах, – нечто вроде отличительного знака, который женщина надевали после замужества. Фотографии, которые показывают мне хозяйки, удивляют задором и размахом, с какими старообрядцы отмечают праздники. Оттого еще больше сожалеешь, что в этом поселении все чаще можно увидеть заброшенные жилища и таблички «Продается» возле домов. Будут ли сохранены удивительные традиции липован – вопрос риторический.

Сегодня село Успех напоминает цветущий сад, особенно если сюда попадешь летом, говорят местные жители. Виноградники, фруктовые деревья, цветы – даже не верится, что несколько десятков лет это было заброшенное поселение. А сейчас из домов раздаются старинные песни, да запах свежеиспеченных пирогов разлетается на всю окрестность.

Елизавета Колоколова,

smartnews.ru