Лет десять тому назад только и было разговоров, что о Восточном автообходе Астрахани. И не только разговоров: его усиленно строили, сдавали новые мосты, «пусковые комплексы» или целые «очереди», но почему-то не достроили.

На автодороге Астрахань-Камызяк за селом Яксатово сейчас можно видеть несколько рядов опор под будущий виадук через нее. Здесь должна была быть двухуровневая развязка этого шоссе с Восточным обходом, но так и осталась в виде памятника долгостроя.

Смолкли и разговоры о том, что этот обход разгрузит улицы Астрахани от транзитного транспорта и даже уменьшит на них количество автомобильных пробок. Однако заговорили про то, что панацеей для решения транспортных проблем полумиллионного города станет «Сквозная транзитная автомагистраль непрерывного движения». В 2007-м начали строить ее северную часть со сквозным мостом через реки Прямая Болда и Кривая Болда. Долгожданное открытие произошло только совсем недавно. Говорить о достоинствах новой трассы и ее запланированной эффективности пока рано. Вот когда достроят дорогу по ул. Татищева, тогда посмотрим.

Пока ясно, что «транзитка» должна послужить дублером нынешнему пути для попадания в город из микрорайонов по ул. Бабаевского и соседних кварталов, левобережного Волго-градского и Атырауского шоссе, но не больше. Ни о каком продолжении ее строительства в ближайшие лет пять речи не идет. А пока все внимание - Северному обходу с еще одним автомобильным мостом через Волгу. Теперь-то уж он «решит» и «разгрузит».

И получается, что вообще пока и на перспективу ничего не ясно. Кто же все-таки «решит» и «разгрузит» и каков вообще будущий образ областного дорожного устройства, к которому мы сейчас должны платеже-способно стремиться? Есть ли в нем, например, место для расширения въезда в Астрахань до четырех полос - по две в каждую сторону - с правобережного Волгоградского шоссе, которое величаво именуют магистралью М6 «Каспий». Ведь там, от Солянки до АЦКК, и даже микрорайона Северный, нередко километровые вереницы машин образуются, а обогнать - не обгонишь, потому что ширина дороги не позволяет - всего по одной полосе движения в каждую сторону. То же касается и дороги от завода Ленина до Ильинки, где начинается шоссе Астрахань-Махачкала.

Заселенная часть нашей области выше Астрахани - это фактически две узкие полосы вдоль правого берега Волги и левого берега Ахтубы, если не считать нескольких пойменных поселений, но никакой капитальной переправы между ними, кроме как в самой Астрахани и уже в Волгограде, нет. А по идее нужна нам такая где-то посредине, например, в районе Енотаевки и Харабалей.

На исходящих из Москвы в разные стороны автодорогах по пятницам и предпраздничным дням бывают пробки длиной более чем сто километров, они продолжаются даже в соседних с Московской областях. По воскресеньям наблюдаются пробки уже на полосах следования в Москву. Понятное дело, москвичи передвигаются на свои дальние дачи и обратно, «гастарбайтеры» из Подмосковья едут домой и снова на работу. У нас ничего такого в обозримом будущем не предвидится. На федеральных трассах Астрахань - Невинномысск и Астрахань - Волгоград - Москва и движение обычно очень даже разреженное, интервалы между автомобилями могут достигать там километра и более.

Другое дело - сама Астрахань. Пробки здесь бывают сплошь и рядом, и ясно, что автомобилей в городе с каждым годом будет все больше, а пользоваться ими владельцы будут все интенсивнее. Как власти собираются решать эту проблему? Одной только сквозной магистралью, если даже когда-нибудь построят вдоль ж/д полотна от ул. Латышева до старого моста через Волгу и сделают не четырех-, а шестирядной, проблему не решишь.

И дело не в том, есть ли сейчас на это деньги или нет. Мы же все время говорим об экономическом росте, мы говорим о будущем существенном наполнении дорожных фондов, вот и давайте думать на перспективу. Слышал, что разработана «Стратегия развития Астрахани-2021». Есть ли там ответы на эти вопросы?

Г. Армолаев,

"Волга" № 184, 13.12.2011