В октябре 2007 года в Астрахани прошла научно-практическая конференция «Дорожное хозяйство: задачи и перспективы». Это общероссийское мероприятие проходило седьмой раз подряд. А вот в нашем городе это случилось впервые. Местом проведения такого крупного форму не случайно. Астраханские дороги стали лучше. Всё больше становится улиц в областном центре, по которым приятно проехать «с ветерком». Итог мероприятия: подписания договора о сотрудничестве между администрацией региона и федеральным дорожным агентством. Этот документ регламентирует отношения сторон до 2015 года. Это связано с тем, что в нашей области плотность дорог ещё довольно низкая. Во всяком случае, в Южном Федеральном округе. Поэтому в дальнейшем особе внимание будет уделено увеличению транзитного потенциала и развитию внутренних дорог. Так, во всяком случае, было отмечено в итоговом документе научно-практической конференции.

Прошло два с половиной года. Есть ли сдвиги? В общем-то есть. Теперь ремонт дорог производится по новым технологиям, с применением таких дорожных материалов, как геотекстиль и геосетки. Весной 2008 года новые технологии были впервые опробованы на отдалённых от центра улицах во всех районах города. Стоимость обычного ремонта одного километра грунтовой дороги обходится в миллион рублей. Столько же стоит и ремонт по новым современным технологиям с применением полимерных материалов. Однако гарантийный срок эксплуатации такого дорожного покрытия лет сорок-пятьдесят. А при обычной технологии ремонта дороги приходится ремонтировать дважды в год. Особенно портятся дороги в осенне-зимний период. Это связано с перепадами температур и влажностью. Весна тоже вносит свою «лепту». Весенняя распутица, пожалуй, пострашнее осенней. И не удивительно, что на время весенних месяцев, как правило, вводятся ограничения на передвижение грузовых автомобилей с большой грузоподъёмностью по дорогам области. Вот и сейчас введены такие ограничения, чтобы хоть как-то уберечь наши дороги им улицы от лишних нагрузок и не разбивать окончательно полотно. Ведь потери от плохих дорог огромные. По некоторым данным, они составляют около двух триллионов рублей. А это почти три процента внутреннего валового продукта. Каковы потери от плохих дорог и улиц по нашей области я нигде не видел. Данные такие, очевидно, есть, но их стараются не публиковать.

Зачем, мол, будоражить народ?

Во время подготовки города к юбилею – 450-летию, часть городских дорог привели в божеский вид. Здесь не жалели деньги на новые технологии. Особенно постарались дорожники при ремонте кирикилинского моста. Именно тут была применена технология литого асфальта. Правда, не до всех объектов новая современная технология дошла. А хотелось бы. Чем, к примеру, новый мост через Волгу хуже моста через Болду? Но там, на уже названном кирикилинском мосту передовую технологию применили. А вот на новом волжском мосту покрытие, сделанное несколько лет назад, во время пуска в эксплуатацию по старым технологиям, так и остаётся «бельмом» на глазу, потому что разрушается периодически. Может быть, решиться да и заасфальтировать мостовую проезжую часть по новой технологии, чтобы не возвращаться к ремонту на протяжении последующих десятилетий?

Не мне говорить, что в Астрахани близко к поверхности грунтовые воды. Поэтому и разрушаются так быстро дороги и улицы. Если бы везде сейчас применялись новые технологии, те же, скажем, полимерные материалы: геосетки, геотекстиль, не пришлось бы латать асфальтовое покрытие по несколько раз в год. Даже не применяя новые технологии, а работая по старым, можно значительно продлевать сроки эксплуатации дорог, если соблюдать все проектно-технологические параметры. Ту же, скажем, толщину подстилки или так называемой «подушки», определённую техническими условиями. Ведь не секрет, что это одно из важнейших условий качества покрытия, а значит – и долговечности. Но сплошь и рядом это условие не соблюдается. По разным причинам, чаще всего из-за экономии средств или ускорения сроков строительства объекта, толщина «подушки» оказывается меньше. Это и ведёт к проседанию грунта, когда по дороге проходит тяжёлая машина. А проседание грунта ведёт к проседанию асфальта, к трещинам и, в конце концов, к непригодности покрытия. Что особенно характерно для нашего города, где подпочвенные воды выходят почти на поверхность.

Некоторое время назад была принята национальная программа по модернизации и развитию автомобильных дорог России до 2025 года. Одной из составляющих этой программы является программа для Южного Федерального округа: «Дороги юга России». Если она будет воплощена, то за 20 лет, предусмотренных этой программой, южная федеральная дорожная сеть будет иметь 55 процентов дорог с нормативами первой категории, 41 процент – второй, и четыре процента – третьей. А за счёт перевода ведомственных дорог в сеть общего пользования, значительно увеличится протяжённость территориальной сети дорог четвёртой и пятой категории.

Несмотря на скромные средства в астраханском бюджете, программа по ремонту дорог и улиц продолжается.

Борис Касаткин,

"Факт и компромат" №21, 16.07.10.