Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) – крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих мировых добывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью более 1,5 тыс. км. В систему КТК поступает нефть в основном с обширных месторождений Западного Казахстана, а также сырье российских производителей. Нефть транспортируется до Морского терминала компании в поселке Южная Озереевка (г.Новороссийск), где загружается на танкеры для отправки на мировые рынки, - пишет oilnews.kz.

Строительство нефтепроводной системы началось 12 мая 1999 года. 13 октября 2001 года на Морском терминале под Новороссийском КТК осуществил пробную загрузку первого танкера. Объемы нефти, сдаваемой в трубопровод КТК, ежегодно увеличивались, и уже к середине 2004 года КТК вышел на показатель полной пропускной способности первого этапа развития – 28,2 млн тонн. С 2005 года КТК, используя антифрикционные присадки, постепенно увеличивал объемы транспортировки, которые в 2010 году достигли значения в 35 млн тонн в год.

Ежегодно КТК прокачивает более трети всей экспортной нефти Казахстана — государства, имеющего растущее значение в поставках нефтепродуктов на мировые рынки.

КТК использует единственный в регионе банк качества нефти, с помощью которого компании, пользующиеся услугами консорциума, получают полную стоимость за свою нефть.

Но в целом система КТК еще не достигла предела своих возможностей. С самого начала проект КТК разрабатывался с расчетом увеличения первоначальной пропускной способности почти в 2,5 раза. В 2011 году консорциум приступил к расширению мощности своей нефтепроводной системы до 67 млн тонн нефти в год. Реализация утвержденного акционерами проекта общей стоимостью $5,4 млрд предполагает строительство 10 новых НПС и дополнительных объектов на Морском терминале. Консорциум планирует достигнуть указанных объемов прокачки в 2015 году. Реализация Проекта расширения выведет КТК на новый экономический уровень. Предполагается, что выручка увеличится более чем в два раза – до порядка $2,3 млрд в год.

Сегодня акционерами КТК являются Российская Федерация (представленная «Транснефтью» – 24% и «КТК Компани» – 7%) – 31%; Республика Казахстан (представленная «КазМунайГазом» – 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75%) – 20,75%; Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15%, LUKARCO B.V. — 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited — 7,5%, BG Overseas Holding Limited — 2%, Eni International N.A. N.V. — 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75%.

Хронология проекта

17.07.1992 - Подписано первое рамочное Соглашение о создании Каспийского трубопроводного консорциума между Республикой Казахстан и Султанатом Оман. Через месяц к ним присоединилась Российская Федерация.

24.03.1994 - Принято специальное постановление Правительства РФ «О строительстве экспортного трубопровода системы Каспийского трубопроводного консорциума Тенгиз — Астрахань — Новороссийск».

06.12.1996 - Принято решение о реструктуризации консорциума, по которому 50 процентов акций КТК было передано крупнейшим международным нефтяным компаниям под обязательство полного финансирования строительства и ввода в эксплуатацию первой очереди нефтепроводной системы.

19.04.1997 - Президент РК Нурсултан Назарбаев подписал указ о валютном регулировании средств КТК. 24 апреля аналогичный указ подписал президент РФ Борис Ельцин.

16.05.1997 - Состоялось собрание акционеров КТК, на котором были подписаны документы, закрепляющие юридический статус акционеров и финансовый пакет реорганизованного консорциума. Одновременно было принято решение о создании региональных офисов КТК в Атырау, Астрахани и Новороссийске и проектного офиса в Краснодаре.

14.05.1998 - Получено окончательное положительное заключение Государственной экологической экспертизы РФ по дополнительным материалам обоснования инвестиций в проект КТК, после чего консорциум приступил к разработке ТЭО строительства.

28.10.1998 - Экспертные органы Республики Казахстан полностью одобрили материалы Технико-экономического обоснования проекта модернизации участка существующего нефтепровода от Тенгизского месторождения до государственной границы с Россией (452 км).

12.11.1998 - Получено положительное заключение экспертизы четырех экспертных комиссий РФ по документам ТЭО строительства трубопровода Тенгиз – Новороссийск (экспертные комиссии Государственной экологической экспертизы, Главгосэкспертизы при Госстрое РФ, Госгортехнадзора и Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ).

24.11.1998 - КТК торжественно отметил завершение подготовительных работ и объявил о переходе к практической реализации проекта.

01.02.1999 - КТК завершил оформление всех необходимых документов по передаче земельных участков под строительство нефтепровода на всем протяжении российской части трассы. КТК также приступил к осуществлению компенсационных выплат за использование земли, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

23.02.1999 - Отгружена первая партия спирально-шовных труб, которые были изготовлены на ОАО ПО «Волжский трубный завод» для нефтепроводной системы КТК.

16.03.1999 - КТК подписал контракт на сумму $360 млн на строительство морского терминала своей нефтепроводной системы с консорциумом «Старстрой», в состав которого входят французская компания Bouygues Offshore и российские организации «Кубаньнефтегазстрой» (г. Краснодар) и «Ставропольтрубопроводстрой». Выносные причальные устройства (буи) терминала, будут изготовлены швейцарской компанией Single Buoy Moorings Inc. (SBM). Контракт с SBM на поставку комплексных систем двух буев был заключен 12 марта.

30.03.1999 - КТК подписал контракт с Chicago Bridge & Iron Company N.V. (CB&I) и ЗАО «Трест Коксохиммонтаж» на строительство четырех нефтехранилищ, входящих в комплекс морского терминала. Сумма контракта —$36 млн. Сооружения для хранения нефти таких размеров (диаметр 95,4 м, высота 18 м, рабочий объем 100 тыс. кубометров) в России ранее не строились.

22.04.1999 - Подписан контракт с российско-французским консорциумом «Старстрой» на модернизацию линейной части трубопровода от границы России с Казахстаном до Комсомольской и строительство нового трубопровода от Комсомольской до нефтебазы морского терминала около Новороссийска. Сумма контракта — $270 млн. В консорциум «Старстрой» входят «Кубаньнефтегазстрой» (Краснодар), «Ставропольтрубопроводстрой» (Ставрополь), Bouygues Offshore (Париж) и Spie Capag (Париж). Ряд ведущих российских проектных институтов и строительных организаций привлечен в качестве субподрядчиков.

12.05.1999 - Состоялась торжественная церемония «закладки первого камня» нефтепроводной системы КТК.

02.08.1999 - Подписан контракт с консорциумом в составе ООО «Внештрубопроводстрой» (РФ) и фирмы FAB GmbH (Германия) на сооружение 12 переходов через водные преграды методом наклонно-направленного бурения. Стоимость контракта около $26 млн.

11.10.1999 - Начат монтаж первого нефтехранилища резервуарного парка.

17.11.1999 - В Краснодарском крае состоялась церемония укладки в траншею первых труб нефтепроводной системы КТК. Одновременно начата укладка труб в Ставропольском крае.

02.12.1999 - Состоялась встреча Председателя правительства РФ Владимира Путина с руководителями крупнейших компаний-акционеров КТК, президентом компании «ЛУКОЙЛ» Вагитом Алекперовым и директором американской корпорации Chevron и президентом Chevron Overseas Petroleum Inc. Ричардом Мацке. На встрече обсуждались вопросы строительства нефтепроводной системы «Тенгиз-Новороссийск». Владимир Путин выразил удовлетворение ходом работ и заверил представителей консорциума, что российское правительство обеспечит максимально возможную поддержку проекту. Он подчеркнул, что проект КТК имеет большое геополитическое и экономическое значение для России.

29.12.1999 - КТК подписал контракты с РАО «Роснефтегазстрой» и компанией MAN GHH Oil & Gas GmbH (Германия) на строительство и модернизацию нефтеперекачивающих станций (НПС) российской части нефтепроводной системы Тенгиз-Новороссийск. Общая сумма контрактов составляет около $80 млн.

29.03.2000 - В г Алматы подписан контракт стоимостью $45 млн с компанией Tekfen Construction and Installation Co., Inc. (Турция) на модернизацию казахстанской части нефтепроводной системы Тенгиз-Новороссийск. Контракт предусматривает строительство новой нефтеперекачивающей станции в Атырау, модернизацию и расширение существующей станции в Тенгизе, а также восстановление линейного участка нефтепровода КТК и высоковольтной (10 кВ) линии электропередачи от Тенгиза до российско-казахстанской границы. Подписанием этого контракта КТК завершил еще один важный этап — проведение тендеров по выбору строительных подрядчиков.

25.05.2000 - В г.Краснодаре состоялся «круглый стол» на тему «КТК и проблемы сохранения ландшафтов». В нем приняли участие представители КТК и 22 общественных экологических объединений и организаций из Краснодара, Новороссийска и Анапы, краевой администрации, Кубаньгоскомэкологии, Управления лесами края и других заинтересованных организаций. «Круглый стол» стал первым шагом в отработке модели взаимодействия крупных природопользователей и общественных организаций Краснодарского края.

01.09.2000 - КТК подписал контракты на сумму около 3 млн долларов на поставку 59 современных пожарных агрегатов для российских региональных подразделений Государственной противопожарной службы МВД РФ (ГПС), расположенных вдоль трассы строящейся нефтепроводной системы КТК. Контракты также подписали: поставщик автоагрегатов — ОАО «Уральский завод пожарной техники» (г.Миасс, Челябинской обл.), получатели в лице четырех региональных подразделений ГПС и Главного Управления Государственной противопожарной службы МВД РФ (ГУ ГПС), определяющего общие принципы противопожарной защиты объектов нефтепроводной системы и координирующего взаимодействие региональных подразделений ГПС.

14.09.2000 - В Атырау открылся офис Восточного региона КТК.

13.10.2000 - Завершены работы по укладке подводной части трубопровода морского терминала. Работы вели специалисты консорциума «Старстрой» со специального судна — морского трубоукладчика.

21.11.2000 - Консорциум получил лицензию Госгортехнадзора РФ на осуществление деятельности по эксплуатации нефтепроводной системы КТК, включая морской терминал.

22.11.2000 - На резервуарном парке морского терминала КТК состоялась торжественная церемония сварки «золотого стыка», знаменующая окончание укладки линейной части нефтепроводной системы консорциума.

28.11.2000 - На морском терминале завершены работы по установке выносных причальных устройств.

30.11.2000 - Генеральным директором КТК избран С.В. Гнатченко.

26.03.2001 - В Атырау началось заполнение трубопроводной системы первой нефтью Тенгизского месторождения.

27.04.2001 - Сотрудники и подрядчики КТК отработали 10 млн человеко-часов без инцидентов, приводящих к потере рабочего времени.

08.06.2001 - Нефть, поступившая в систему в Тенгизе, пересекла границу России.

03.08.2001 - В Москве прошло собрание акционеров КТК, на котором был утвержден Договор о транспортировке нефти — основной документ, регулирующий все вопросы эксплуатации трубопровода, включая создание Банка качества, систему подачи заявок на прокачку нефти, коммерческие вопросы и многое другое.

26.09.2001 - На морском терминале состоялись первые учения по ликвидации аварийного разлива нефти на акватории морского терминала. Цель учений — отработка согласованных действий, предусмотренных Планом ликвидации аварийных разливов нефти на море. С этого момента такие учения проводятся регулярно.

13.10.2001 - На новом терминале завершена пробная загрузка танкера, зафрахтованного компанией «Тенгизшевройл».

27.11.2001 - На Морском терминале состоялась торжественная церемония по случаю открытия нового маршрута экспорта нефти из Каспийского региона. В ней приняли участие представители правительств-акционеров КТК, представители компаний-акционеров консорциума, делегации регионов, по которым проложен трубопровод КТК, а также представители дипломатического корпуса.

01.05.2002 - Генеральным директором КТК стал Иен Р.МакДональд, прежде возглавлявший «Шеврон Нефтегаз Инк.» Первым заместителем генерального директора назначен С.В. Гнатченко.

09.08.2002 - КТК-Р принял участие в спасательных операциях в районе г.Новороссийск и выделил три миллиона рублей в помощь пострадавшим от последствий сильных ливней.

28.10.2002 - На морском терминале КТК отгружена 10-миллионная тонна нефти.

06.11.2002 - На морском терминале КТК загружен 100-й танкер.

27.12.2002 - КТК отгрузил первую партию нефти СП «Арман» (второе после СП «Тенгизшевройл» грузоотправителем КТК) и подписал договор с консорциумом Karachaganak Petroleum Operating B.V. (KPO) о транспортировке газоконденсата. Отгрузка этой партии положила начало реальным расчетам по первому в регионе Банку качества нефти КТК.

10.04.2003 - КТК подписал договор о транспортировке нефти с ТОО «Торговый Дом «КазМунайГаз». Это дочернее предприятие Национальной нефтегазовой компании Казахстана «КазМунайГаз» является афилированным грузоотправителем акционера КТК — Правительства Республики Казахстан.

24.04.2003 - КТК подписал договор о транспортировке нефти с ТОО «Казахойл-Актобе». Это предприятие является аффилированным грузоотправителем акционера КТК — компании Казахcтан Пайплайн Венчерз ЛЛС и будет транспортировать нефть, добываемую на месторождениях Алибекмола и Мартыши.

27.06.2003 - КТК подписал договор о транспортировке нефти с ОАО «CNPC-Актобемунайгаз» и уже приступил к прокачке углеводородного сырья. «CNPC-Актобемунайгаз» — афилированный грузоотправитель акционера КТК, правительства Республики Казахстан.

22.08.2003 - На морском терминале КТК загружен 200-й танкер.

21.10.2003 - КТК приступил к транспортировке нефти компании «ЛИТАСКО», которая является аффилированным грузоотправителем акционера КТК — компании ЛУКАРКО Б.В. «ЛИТАСКО» будет транспортировать нефть, добываемую ЗАО «Тургай Петролеум» на западе Казахстана.

03.03.2004 - На Морском терминале КТК завершена отгрузка 30-тимиллионной тонны нефти, транспортированной по нефтепроводной системе КТК «Тенгиз-Черное море».

16.05.2004 - В трубопроводную систему КТК начала поступать нефть с Карачаганакского месторождения в Западном Казахстане. Грузоотправитель сырья — KPO, который является аффилированным грузоотправителем ряда акционеров консорциума. С подключением Карачаганака КТК выходит на расчетную пропускную способность первой очереди своей нефтепроводной системы по нефти каспийского происхождения.

15.06.2004 - КТК подписал контракт на разработку предпроектной документации по расширению нефтепроводной системы консорциума. Победителем тендера стала группа компаний в составе Gulf Interstate Engineering (GIE) из Хьюстона (США), Казахстанского института нефти и газа из Астаны, «Гипровостокнефть» из Самары и John Brown E&C (Великобритания).

09.11.2004 - КТК приступил к транспортировке российской нефти.

07.04.2006 – КТК отгрузил 800-ый танкер.

26.04.2006 - Генеральным директором Каспийского трубопроводного консорциума избран Владимир Раздухов.

28.08.2006 - На Морском терминале отгружено 100 млн тонн нефти.

19.09.2007 - Акционерами согласован план мероприятий по реструктуризации финансовой задолженности КТК, принято решение о повышении тарифа прокачки с $30,24 до $38 за тонну и снижении ставки по привлеченным заемным средствам КТК с 12,66% до 6% годовых.

25.10.2006 - Морской терминал КТК стал лауреатом первой международной премии «Нефтяной Терминал 2006» в номинации «Лучшая технологическая оснащенность».

29.07.2008 - На морском терминале КТК загружен 1500-ный танкер.

17.10.2008 - Акционеры КТК подписали меморандум о принципах расширения КТК.

20.04.2009 - Завершился сертификационный аудит Системы экологического менеджмента (СЭМ) Каспийского Трубопроводного Консорциума, проведенный известной международной сертифицирующей организацией BSI Management Systems. По его результатам было подтверждено соответствие разработанной и внедренной консорциумом СЭМ, охватывающей эксплуатационную деятельность во всех его подразделениях, международному экологическому стандарту ISO 14001:2004, и выдан Сертификат.

22.09.2009 - На морском терминале КТК отгружена 200-миллионная тонна нефти.

16.12.2009 - Утвержден план реализации Проекта расширения, включающий комплекс вопросов по управлению Проектом, по закупкам оборудования с длительными сроками изготовления, подходам к финансированию, согласована форма ключевых коммерческих договоренностей.

01.03.2010 - На морском терминале КТК загружен 2000-ый танкер.

13.04.2010 - Завершился сертификационный аудит Системы управления охраной труда и производственной безопасностью Каспийского Трубопроводного Консорциума, проведенный авторитетной международной сертифицирующей организацией BSI (Британский Институт Стандартов). По его результатам было подтверждено соответствие стандарту BS OHSAS 18001:2007 разработанной и внедренной КТК системы управления вопросами охраны здоровья работников и производственной безопасности на предприятии.

01.05.2010 - Генеральным директором КТК избран Александр Тараканов.

19.09.2010 - КТК заключил соглашения о сотрудничестве с регионами, по территории которых проходит трасса магистрального трубопровода компании.

24.11.2010 - Генеральным директором КТК избран Николай Платонов.

15.12.2010 - Принято окончательное решение об инвестировании по Проекту расширения КТК.

01.07.2011 - В Атырау состоялась торжественная церемония, посвященная началу строительных работ по Проекту расширения КТК.

04.10.2011 - На Морском терминале КТК загружен 2500-й танкер.

10.10.2012 - На морском терминале КТК отгружена 300-миллионная тонна нефти на танкер CE-BREEZE.

27.02.2013 – На заседании Совета директоров ЗАО «КТК-Р» и внеочередном общем собрании акционеров АО «КТК-К» генеральным директором обоих обществ избран Николай Брунич. Его кандидатура была выдвинута ОАО «АК «Транснефть», представляющим интересы российского правительственного акционера. Николай Платонов, возглавлявший КТК с ноября 2010 года, возвращается на работу в ОАО «АК «Транснефть».

Отгрузка нефти

В 2012 году КТК отгрузил потребителям 30 млн 591,965 тыс. тонн сырой нефти, поступившей в систему с месторождений Казахстана и России. В том числе в первом полугодии прошлого года в сравнении с аналогичным периодом 2011 года объем отгрузки снизился до 15 млн 247,712 тыс. тонн с 16 млн 352,218 тыс. тонн соответственно. В течение 2012 года наибольший месячный объем нефти — 2 млн 905,640 тыс. тонн – КТК отгрузил в апреле, наименьший — 2 млн 227,609 тыс. тонн – в октябре (см.таблицу).

Для сравнения, в 2011 году объем отгрузки нефти составлял 31 млн 812 тыс. тонн, а с учетом прокачки по казахстанскому участку Тенгиз-Атырау — 34,2 млн тонн. В 2010 году было отгружено 34,923 млн тонн, в 2009-ом — 34,574 млн тонн, в 2008-ом – 31,470 млн тонн, в 2007-ом — 32,612 млн тонн, в 2006-ом — 31,121 млн тонн, в 2005-ом — 30,502 млн тонн, в 2004-ом — 22,512 млн тонн, в 2003-ем — 14,778 млн тонн, в 2002-ом — 11,131 млн тонн, а в 2001-ом – всего 933 тыс. тонн.

КТК сокращает объемы отгрузки казахстанской и российской нефти уже второй год подряд, тех пор, как началась сначала подготовка, а затем и непосредственно реализация Проекта расширения пропускной способности системы до 67 млн тонн в год (с антифрикционными присадками — 76 млн тонн в год). Данный проект, который будет готов в 2015 году, оценивается в $5,4 млрд.

В КТК говорят, что основной причиной фиксируемого в последние два года снижения объема транспортировки нефти по КТК является переориентация одним из грузоотправителей нефти, ранее поступавшей в систему на НПС «Кропоткинская», на другие направления. Вместе с тем, как утверждает сам консорциум, снижение объемов перекачки не привело к значительному сокращению тарифной выручки, «поскольку расстояние от НПС «Кропоткинская» до Морского терминала под Новороссийском невелико». К примеру, по итогам 2011 года тарифная выручка КТК составила $1,12 млрд.

На сегодняшний день в числе грузоотправителей КТК – компания «Тенгизшевройл» (обеспечивающая основную загрузку мощностей системы); «Арман» (аффилированный грузоотправитель акционера КТК – Oryx Caspian Pipeline LLC, в настоящее время находится в собственности Shell); «Эмбамунайгаз» и «Казахойл-Актобе» (аффилированные грузоотправители акционера КТК — Kazakstan Pipeline Ventures LLC); «CNPC-Актобемунайгаз» (осуществляет транспортировку и отгрузку объемов на терминале, пользуясь правами доступа правительства Казахстана); «ЛИТАСКО» (аффилированный грузоотправитель акционера КТК – LUKARCO B.V.); аффилированный с рядом акционеров КТК консорциум KPO B.V. (второй крупный грузоотправитель по объемам транспортируемой нефти); а также ЗАО «НафтаТранс» и аффилированные с ней компании (уполномочены поставлять в КТК нефть российских производителей в соответствии с правами доступа России).

Стабилизировать объемы отгрузки, не снижая грузопоток, консорциуму удалось лишь в начале текущего года. Так, по итогам января-февраля 2013-го отгрузка нефти через Морской терминал близ Новороссийска составила 5007521 тонн, тогда как за первые два месяца 2012 года объем отгрузки по системе КТК равнялся 4 млн 907 тыс. 382 тоннам.

Проект расширения. Общие сведения.

Проект расширения КТК заключается в увеличении механической пропускной способности магистрального нефтепровода КТК до 67 млн тонн нефти в год. Это – вторая стадия строительства нефтепровода, которая изначально была заложена в ТЭО проекта КТК в 1998 году с учетом растущих объемов добычи и поставок нефти из Казахстана и России.

В КТК заявляют, что расширение КТК – это гарантия стабильной работы, прежде всего, нефтедобывающих компаний, работающих в Каспийском регионе и транспортирующих нефть по данному направлению.

ТЭО Проекта расширения успешно прошло государственную экспертизу в конце 2009 года, было также получено положительное заключение экологической экспертизы проекта.

Реализация Проекта расширения позволит вывести консорциум на новый экономический уровень. Ожидается, что выручка увеличится почти вдвое и составит порядка $2,3 млрд.

В настоящий момент рост добычи в Казахстане, являющемся основным поставщиком нефти в систему КТК, опережает развитие экспортных трубопроводных мощностей в регионе, поэтому актуальность увеличения мощностей КТК очевидна. В расширенную систему трубопровода будет поступать нефть с месторождений, уже поставляющих нефть в КТК, например Тенгиз и Карачаганак. Добыча на Тенгизе за последние годы существенно выросла, и есть планы по ее дальнейшему наращиванию. Также ожидается нефть с новых каспийских месторождений: например, Кашаган в Казахстане, им. Филановского в России.

Параметры Проекта расширения разрабатывались на основе долгосрочных заявок на поставки нефти, которые представили грузоотправители КТК. Реальность этих планов подтверждается тем фактом, что объемы поставляемой нефти гарантированы соглашением «качай или плати». Оно заключено с каждым поставщиком нефти и будет действовать до момента, когда затраты на реализацию проекта расширения окупятся.

Текущие параметры магистрального нефтепровода

- Протяженность: 1511 км.

- Примерный объем годовой прокачки нефти: около 33-35 млн тонн

- Страны и регионы прохождения: Республика Казахстан (Атырауская область) и Российская Федерация (Астраханская область, Республика Калмыкия, Ставропольский и Краснодарский края).

- Количество нефтеперекачивающих станций (НПС): 5 (НПС «Тенгиз», НПС «Атырау», НПС «Астраханская», НПС «Комсомольская», НПС «Кропоткин»).

- Резервуарный парк Морского терминала: 4 резервуара объемом 100 000 куб.м каждый.

- Метод загрузки танкеров: посредством выносных причальных устройств (ВПУ). ВПУ – вынесенный в открытое море плавающий морской буй, к которому швартуется танкер. Налив нефти в танкер осуществляется при помощи системы подводных трубопроводов и гибких шлангов.

- Количество ВПУ: 2

- Дедвейт загружаемых танкеров: до 150 000 тонн.

- Система контроля и управления магистральным нефтепроводом: СКАДА (SCADA: Supervisory for Control and Data Acquision).

- Тарифная выручка КТК за 2009 год составила свыше $1,1 млрд, консолидированная операционная прибыль (по МСФО) – свыше $600 млн.

Параметры магистрального трубопровода КТК после расширения

- Примерный объем годовой прокачки нефти: около 67 млн тонн, из них 52,5 млн тонн из Республики Казахстан.

- Количество нефтеперекачивающих станций (НПС): 15.

- Резервуарный парк Морского терминала: 10 резервуаров объемом 100 000 кубометров каждый.

- Количество ВПУ: 3.

- Прогнозируемая тарифная выручка — порядка $2,3 млрд.

Общее руководство и контроль над всеми работами осуществляет сам КТК. Однако для более оптимальной и эффективной реализации проекта привлечены управляющие компании акционеров, которые по поручению КТК берут на себя технические функции по взаимодействию с подрядчиками. В роли управляющих компаний выступают дочерние общества «Транснефти», «КазМунайГаза» и Chevron. Предприятия «Транснефти» и «КазМунайГаза» будут управлять строительством объектов на территории соответственно России и Казахстана, а Chevron займется модернизацией системы управления СКАДА, а также строительством третьего ВПУ и дополнительных резервуаров на Морском терминале в Новороссийске. Возведение резервуаров на Морском терминале будет реализовано с участием «Транснефти».

График и ход строительства

Строительство планируется осуществлять поэтапно, при этом реализация каждой фазы даст прирост по мощности прокачки и отгрузки. Первый этап — модернизация существующих объектов КТК, замена 88 км трубопровода на территории Казахстана, а также строительство третьего ВПУ и трех резервуаров по 100 тыс. кубометров на Морском терминале, что позволит в 2012 году увеличить мощность системы до 35 млн тонн с нынешних проектных 28 млн (сейчас компания способна прокачивать 35 млн тонн нефти в год за счет применения антифрикционной присадки). Второй этап – увеличение мощности до 48 млн тонн за счет строительства пяти новых НПС – будет реализован в 2013 году. Третий этап – строительство еще пяти НПС и трех резервуаров по 100 тыс. кубометров с доведением мощности до проектных 67 млн тонн — планируется закончить к 2015 году.

Окружающей среды, по данным самого КТК, составили более 12% от общей стоимости сВ рамках реализации первой фазы Проекта расширения в 2012 году магистральный нефтепровод был трижды остановлен с целью подключения дополнительного оборудования. Несмотря на остановки и обусловленное ими некоторое снижение объемов перекачки, отгрузка на Морском терминале происходила планомерно.

Так, в мае прошлого года на объектах КТК в течение трех суток проводились работы по врезке в систему нового оборудования, замене запорной арматуры и техническому обслуживанию трубопровода. В целях увеличения мощности нефтепровода на НПС «Кропоткинская» были подключены коллектор и дополнительный подпорный насос; на НПС «Комсомольская» — подпорная насосная для приема нефти, дополнительные магистральные фильтры и система сглаживания волн давления. Кроме того, в рамках текущей эксплуатации трубопровода были проведены работы по замене шаровых кранов большого диаметра на НПС «Атырау», НПС «Кропоткинская» и НПС «Комсомольская». На магистральных насосах и фильтрах-грязеуловителях специалисты заменили 12 приварных шаровых кранов на фланцевые. Преимуществом последних является возможность их быстрой замены в случае неисправности без выполнения сварочных работ и остановки нефтепровода. При осуществлении врезок использовались неоднократно апробированные, надежные технологии и оборудование. Масштаб и сложность проведенного мероприятия были обусловлены высоким коэффициентом загруженности системы КТК и необходимостью в этих условиях проводить работы как по подключению нового оборудования в рамках Проекта расширения, так и по текущему ремонту трубопровода.

Также в июле были завершены работы по подключению объектов Морского терминала к подстанции ПС 110/10 кВ «Нефтеналивная» вблизи г.Новороссийска. В результате технологического присоединения потребителей КТК к сетям ОАО «Кубаньэнерго» мощностью 3,1 мегаватт компания получила возможность обеспечить электроэнергией не только действующие объекты нефтепроводной системы консорциума, но и дополнительные, возводимые с учетом предстоящего увеличения пропускной способности магистрального нефтепровода Тенгиз-Новороссийск.

В период с 21 по 24 августа прошлого года магистральный нефтепровод Тенгиз-Новороссийск КТК был планово остановлен – это был уже вторая плановая остановка в 2012-ом, направленная на обеспечение работ по подключению к системе вновь вводимого оборудования и замене запорной арматуры, выполняемых совместно специалистами Проекта расширения и департамента эксплуатации. Осуществленная врезка по сравнению с проведенной в мае отличалась масштабом и расширенной географией работ. Реализация проектных решений по подключению нового оборудования осуществлялась уже не на двух, а на четырех нефтеперекачивающих станциях, а также технологических трубопроводах Морского терминала, расположенного близ Новороссийска. В частности, на нефтеперекачивающей станции «Атырау» было выполнено подключение коллекторов магистральной и двух подпорных насосных. На НПС «Астраханская» подключена система сглаживания волн давления и узел учета нефти, на НПС «Комсомольская» и «Кропоткинская» — коллекторы магистральных насосных. Кроме того, на Морском терминале по линии третьего подводного трубопровода, прокладываемого к дополнительному выносному причальному устройству, было выполнено присоединение камеры пуска-приема очистных устройств. Одновременно с подключением дополнительного оборудования в рамках текущей эксплуатации нефтепровода проведены мероприятия по замене шаровых кранов большого диаметра на нефтеперекачивающих станциях «Атырау», «Комсомольская» и «Кропоткинская».

С 23 по 25 октября магистральный нефтепровод КТК был остановлен на 72 часа для проведения работ по подключению к системе вновь вводимого оборудования и замене запорной арматуры. Это была третья и заключительная плановая остановка нефтепровода в текущем году, основная цель которой – подготовка к завершению первого этапа Проекта расширения и выходу на увеличение объемов перекачки по нефтепроводу Тенгиз-Новороссийск. В этот раз мероприятие проводилось в несколько этапов. Первоначально была остановлена вся система, что позволило одновременно проводить работы на всех запланированных объектах. Планы производства работ составлялись таким образом, чтобы сократить время простоя нефтепроводной системы и тем самым минимизировать сокращение объемов перекачиваемой нефти. Самый большой по содержанию и продолжительности объем работ проводился в Республике Казахстан на нефтеперекачивающей станции «Атырау». Здесь был заменен шаровой кран большого диаметра и проведены работы по подключению технологических и вспомогательных трубопроводов на магистральной и подпорной насосных. Уже через полтора дня на участке от НПС «Тенгиз» до НПС «Атырау» были возобновлены поставки казахстанской нефти. При этом монтажные работы на всех остальных участках нефтепроводной системы продолжались. На НПС «Астраханская» произведена замена шарового крана, закончены основные работы по подведению газопровода к магистральной насосной с целью последующего газообеспечения турбин, проведены дополнительные работы на ранее смонтированном электродвигателе магистрального агрегата. Параллельно на линейной части были устранены дефекты трубопровода, выявленные в процессе плановой диагностики. В ходе работ на НПС «Кропоткинская» в рамках Проекта расширения с целью последующего увеличения объемов нефти российских поставщиков проведены мероприятия по подключению вспомогательных и технологических трубопроводов на фильтрах-грязеуловителях, подпорной и магистральной насосных, а также к трубопроводной обвязке резервуарного парка. На нефтеперекачивающей станции заменены два шаровых крана и проведены мероприятия по устранению дефектов, обнаруженных при внутритрубной диагностике на линейной части.

Плановые остановки магистрального нефтепровода Тенгиз-Новороссийск и проведенные мероприятия по подключению дополнительного оборудования позволили существенно модернизировать нефтепроводную систему консорциума и подготовить ее к работе в условиях будущего увеличения объемов перекачиваемой нефти.

Уже в декабре в Ики-Бурульском районе Калмыкии состоялось торжественное открытие первой на территории республики электроподстанции «НПС-3» (110/10 кВ). К этому времени, кроме ее строительства с подходящими воздушными линиями от подстанции «Ики-Бурул» и «Рагули», было выполнено усиление существующей сети за счет реконструкции нескольких подстанций в Черноземельском и Ики-Бурульском районах Калмыкии. Смонтировано и модернизировано около 300 км линий электропередачи напряжением 110 кВ, которые свяжут между собой производственные объекты.

В феврале текущего года АО «НГСК «КазСтройСервис» подписало с АО «КТК-К» Поправки №2 к Договору №КРС-PS-010A на строительство насосных станций на территории Казахстана. Стоимость данной сделки, заключенной 4 февраля, оценивается в 5 млрд 939 млн 777,625 тыс. тенге.

Однако, несмотря на, казалось бы, активное выполнение работ в рамках Проекта расширения, в начале осени минувшего года в РФ чиновники и нефтяники заговорили об отставании в графике. В частности, в сентябре вице-президент «Транснефти» Михаил Барков заявил, что отставание в графике работ по расширению мощностей КТК на тот момент составляет полгода и более «в связи с недостаточными усилиями по проекту». «Очень надеемся, что это не скажется на конечных результатах работ и не приведет к удорожанию. Но практика показывает, что любые задержки в условиях инфляции ведут к удорожанию. Надеемся, что наши партнеры, предпримут все усилия, чтобы войти в график», — сказал он тогда. М.Барков выразил надежду, что работа в рамках первой очереди проекта, предусматривающая расширение мощностей на 10 млн тонн нефти, будет завершена в соответствии с графиком в конце 2013 — начале 2014 года. По данным «Транснефти», на 10 млн тонн нефти в рамках первой очереди уже есть подтверждение у американской Chevron.

В целом «Транснефть» после расширения КТК не исключает варианта обхода черноморских проливов Босфор и Дарданеллы через российские и украинские порты. «По мнению экспертов, не исключено использование украинского Одесса-Броды и российской Усть-Луги», — заявил в прошлом году М.Барков. По его словам, эти варианты могут выступить в качестве альтернативы замороженному проекту строительства нефтепровода Бургас-Александруполис, который правительство Болгарии сочло в конце 2012-го экономически невыгодным.

Финансирование проекта расширения

Стоимость расширения, согласно принятому бюджету Проекта, составляет $5,4 млрд. Утвержден План финансирования Проекта, по которому основным источником являются собственные средства, образующиеся как прибыль от основной деятельности (увеличившейся в результате снижения процентной ставки по займам до 6%), а также за счет отсрочки по выплатам займов акционерам. В случае нехватки этих средств будут использоваться внешние заимствования. Выручка консорциума после завершения строительства составит $2,3 млрд в год, что обеспечивается увеличенным тарифом $38 за тонну и обязательствами «качай или плати».

В 2011 году КТК нанял двух консультантов для подготовки займа: юридическую компанию Sullivan & Cromwell и ВТБ Капитал. А в феврале прошлого года появилась информация о готовности КТК привлечь кредит на $1,5-2 млрд для расширения мощности нефтепровода Тенгиз-Новороссийск. В сентябре 2012-го акционеры консорциума подтвердили неизменность ранее одобренного ими бюджета Проекта расширения в сумме $5,4 млрд. А в октябре президент ОАО «Роснефть» Игорь Сечин заявил о том, что изучает целесообразность своего участия в акционерном капитале КТК («Роснефть» контролирует 3,83% в КТК через Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited, которой принадлежат 7,5%).

27-28 ноября 2012 года состоялись внеочередные общие собрания акционеров ЗАО «КТК-Р» и АО «КТК-К», а также заседание Совета директоров ЗАО «КТК-Р», где было принято решение о привлечении займа на сумму, не превышающую $500 млн. Тогда же был утвержден бюджет эксплуатационных расходов обоих обществ на 2013 год и рассмотрен бизнес-план, включающий финансовые прогнозы, операционные планы и стратегические направления прогнозируемых затрат компании на следующие пять лет. Так, было озвучено, что в 2013 году КТК планирует, предварительно, направить на финансирование работ по расширению мощностей на территории России и Казахстана $1,37 млрд. При этом на территории России в этом году в рамках КТК планирует завершить модернизацию существующих НПС «Астраханской», «Комсомольской» и «Кропоткинской». На морском терминале КТК будут введены в эксплуатацию дополнительный подводный трубопровод и третье выносное причальное устройство. Также в этом году планируется завершить работы по созданию электроэнергетической инфраструктуры для присоединения НПС консорциума к внешним источникам электроэнергии. Общая стоимость указанных выше работ составит порядка $770 млн. На территории Казахстана планируется завершить работы по реконструкции НПС «Тенгиз» и НПС «Атырау», а также замену 88-километрового участка нефтепровода. Кроме того, запланировано технологическое присоединение казахстанских НПС к внешним источникам электроэнергии. Ориентировочная стоимость работ на территории Казахстана составит $600 млн.

Уже в январе текущего года КТК и синдикат международных банков подписали во вторник в Лондоне соглашение о кредитной линии на сумму не более $500 млн для финансирования работ по Проекту расширения. Годовая процентная ставка определена на уровне LIBOR по 6-месячным кредитам в долларах США + 2,65%, а срок погашения займа составит не более 5 лет.

oilru.com