В суде Трусовского района Астрахани слушается не совсем простое дело о дорожно-транспортном происшествии. С первого взгляда все, казалось бы, ясно: парень за рулем "Нивы" нарушил правила дорожного движения, а спустя несколько дней в больнице скончался 54-летний пешеход, пострадавший в этом дорожно-транспортном происшествии. Однако медики считают, что гражданина можно было спасти, если бы в ситуацию не вмешались его собратья из религиозной общины.

Некоторое время назад "ИЗВЕСТИЯ.Волга-Каспий" уже писали о конфликте медиков и приверженцев общины "Свидетели Иеговы". В сентябре ушедшего года в одну из больниц Астрахани поступила школьница, медики поставили ребенку тревожный диагноз - мочекаменная болезнь с нарушением оттока мочи из почки.

При данной патологии требовалось срочное оперативное лечение, так как была высока вероятность осложнений с летальным исходом. Однако мама девочки, являющаяся адептом общины "Свидетели Иеговы", отказалась тогда в письменной форме от переливания крови. Благо астраханские врачи оперативно нашли выход из ситуации, переливание девочке не потребовалось.

Однако в том же сентябре аналогичная ситуация повторилась в Александро-Мариинской областной клинической больнице, куда после дорожно-транспортного происшествия с травмами доставили 54-летнего мужчину. Потенциальный виновник аварии, произошедшей на пересечении перекрестка Ишенбайский и улицы Пирогова Трусовского района Астрахани, не безбашенный гонщик. 23-летний Денис – скромный парень-трудяга, работающий оператором на заправке, с рукой на сердце признается: никогда не лишковал на дороге и уж тем более не садился нетрезвым за руль. У него есть ради кого работать – любимая жена, родители. А события того дня кроме как трагическим стечением обстоятельств никак не назовешь. Подобные мелкие ДТП ежедневно происходят на перекрестках Астрахани - ВАЗ-2106 ехал по главной дороге, а Денис на своей старенькой "Ниве" выезжал с второстепенной и не учел знака приоритета. Автомобили столкнулись.

Но дальше от столкновения "шестерку" отбрасывает на стоявший у обочины ВАЗ-2105, рядом с которым находился его хозяин. На него и пришелся удар тяжелого металла.

- Я оперативно вызвал скорую помощь, у мужчины была повреждена бедренная артерия, но он находился в сознании, - даже спустя время в голосе Дениса неподдельное переживание. - На следующий день я отправился в больницу, врачи объяснили, что пострадавшему требуется срочное переливание крови. Естественно, я не только готов был отдать свою, но и предложил помощь в поиске подходящих по группе доноров.

Однако спустя несколько дней пострадавший в ДТП скончался. И не по причине некомпетентности медиков, астраханская хирургия – сильная школа со своими именитыми светилами. Один из них, заведующий травматолого-ортопедическим отделением Александро-Мариинской областной клинической больницы Сергей Дианов, хорошо помнит события того дня, ведь нечасто приходится иметь дело с такими непростыми пациентами.

- Когда к нам в отделение доставили пострадавшего в ДТП гражданина, была проведена в экстренном порядке операция по остановке артериального кровотечения, - вспоминает профессор Сергей Дианов. – Больной потерял много крови, требовалось переливание. Но и сам пациент, и его ближайшие родственники по религиозным убеждениям отказались от этой процедуры, пояснив, что они являются адептами общества "Свидетели Иеговы". Я неоднократно разговаривал с близкими больного, но в ответ слышал лишь категорические отказы. Да и сам пострадавший, которого необходимо было выводить из шока, накануне в письменной форме также подтвердил свой отказ.

- По учению иеговистов душа человека находится в крови. Поэтому когда дело доходит до переливания этой жизненно важной жидкости, они отказываются от медицинского вмешательства, даже если под угрозой – состояние их близких и родных,- объясняет священник Успенского кафедрального собора Астраханского кремля Максим Бурдин. – Православная церковь никогда не привязывала душу человека к физическому обличью. А трансплантация органов и переливание крови является делом богоугодным, если от этого зависит жизнь человека.

По словам профессора Дианова, основное условие вывода больного из третьей, наиопаснейшей степени шока – переливание крови. После долгих переговоров и уговоров медикам удалось добиться согласия на эту процедуру, но лишь при использовании искусственного заменителя крови. Родственники пациента предложили в качестве альтернативного варианта препарат перфторан, который хирурги между собой называют "голубая кровь". Врачи отделения вспоминают, что адепты общины "Свидетели Иеговы" даже созванивались по телефону с зарубежными медиками, чтобы те проконсультировали астраханских коллег о применении искусственной крови. Однако реаниматологи отделения отказались применять этот заменитель, так как перфторан приверженцы общины привезли с собой, а он был неизвестного происхождения - отсутствовал сертификат качества, неизвестны дата выпуска, условия его хранения, что могло быть опасно вдвойне.

- Отказ от переливания крови, заявленный больным в сознании, является для врача обязательным даже при наличии жизненных показателей и угрозы для пациента, - констатирует Сергей Дианов. – Однако мы не оставляли надежды достучаться до здравого смысла родственников пациента. Дважды за время его пребывания в больнице собирался консилиум врачей, чтобы определить тактику лечения. Неимоверными усилиями мы вывели его из сильнейшего шока, но стал развиваться тромбоз подколенной артерии, гангрена левой голени и стопы. Требовалась ампутация левой ноги на уровне перелома бедра. На что согласие от близких пациента мы получили.

Ампутацию медики провели успешно, однако после, несмотря на реанимацию, у больного нарастала сердечно-сосудистая недостаточность. Летальный исход, по мнению профессора Дианова, наступил в результате кровопотери и развившихся в связи с этим осложнений вследствие непроведенного переливания крови, от которого пациент отказался сам по религиозным убеждениям.

- Я атеист, но с огромным уважением отношусь ко всем существующим на земле религиям, - говорит Сергей Дианов. – Каждая вера подразумевает под собой гуманное отношение к окружающим, а тем более к ближнему. Однако объединение людей, с которым мы столкнулись в данной ситуации, не подходит ни под какие рамки человеческой морали, главное здесь – непонятные псевдорелигиозные постулаты. И получается, что мы, медики, в современном развитом государстве в подобных случаях никак не защищены законодательно, находимся на грани. С одной стороны, мы давали клятву Гиппократа, и наш долг - во что бы то ни стало бороться за жизнь пациента. А с другой стороны, мы не имеем права оказывать помощь, если человек отказался от нее в письменной форме.

В Астраханской области по официальной информации в местную общину "Свидетели Иеговы" входит порядка 700 человек, на деле сюда втянуто до 1,5 тысячи "братьев" и "сестер", действует два молельных дома – зала Царства. И уж тем более сложно подсчитать, сколько эта организации сломала судеб, развалила семей, обрекла слабовольных людей на зависимость. Сейчас на кону - судьба еще одного человека, молодого парня Дениса, которого родственники погибшего и их "группа поддержки" из общины Свидетелей Иеговы обвиняют в смерти своего собрата. Денис признает, что по его вине человек получил в этом дорожно-транспортном происшествии травмы, но никак не смертельные. Это же подтверждают и медики. Сейчас парень является уже подсудимым, впереди – еще не одно судебное заседание, на котором Денис и его адвокаты будут отстаивать свою позицию. И если суд примет верное решение, то одного человека, чью судьбу пытались сломать Свидетели Иеговы, можно будет считать спасенным.

Ольга Киселева,

"Известия"