Дудук Аргишти покорил сердца астраханцев

В Международный женский день в костёле состоялся концерт «Дудук и орган», который произвёл на астраханскую публику яркое впечатление. AST-NEWS.ru встретился проводившим мероприятие музыкантом из Санкт-Петербурга Аргишти – поговорить о его творчестве и попробовать разгадать тайну удивительного армянского инструмента, которым он владеет в совершенстве.

– А вас такое красивое и загадочное имя. Расскажите подробнее о нём и о себе.

– Так звали основателя Еревана – царя Аргишти Первого. Это имя использую, как псевдоним и периодически ощущаю дух этого правителя. Он приходит ко мне во сне. 

У меня нет никаких регалий, я не участвую в конкурсах. Но за моими плечами – десять записанных альбомов, плотный гастрольный график, выступления с именитыми музыкантами. Именно эти показатели для меня важнее официальных наград и поощрений.

– Как вам в руки попал дудук?

– Я профессиональный пианист и ударник. Овладел игрой на многих музыкальных инструментах. Сейчас кроме дудука играю на арабской лютне.

За последние двадцать с лишним лет – с тех пор, как Дживан Гаспарян презентовал дудук всей планете, вырвав его из армянской колыбели, этот инструмент получил широкую популярность. Это случилось благодаря фильму Ридли Скотта «Гладиатор», чей саундтрек сделали дудук всемирно известным инструментом.

С тех пор кажется, что слушателям стал необходим его голос. В дудуке есть две составляющие: музыковедческая и мистическая. Все музыкальные инструменты имитируют голос. У человека нет другого встроенного в него естественного музыкального инструмента, кроме вокала. Поэтому люди стали придумывать устройства, способные сопровождать пение или повторяющие его.

Музыкальные инструменты по-разному справляются с этой задачей. Духовые по сути своей ближе всего к человеческому голосу – у них есть вдох и выдох. Трость дудука отчасти повторяет строение голосовых связок, что позволяет извлекать звуки, похожие на хныканье или всхлипывание.

Дудук лучше всех инструментов имитирует голос, тем самым демонстрирует знакомые интонация, дёргает слушателя за душевные струнки, как это делал бы, например, плачущий рядом человек. Даже самая окаменевшая душа отреагирует на звуки дудука.

Что касается мистики, то у каждого музыкального инструмента есть своё эмоциональное поле. Например, саксофон – это чистая эротика, скрипка – лёгкая истерика, надрыв. Фортепиано мне кажется очень холодным инструментом, даже если оно гневается. Это взрослая истерика, когда как у скрипки она подростковая. Орган – это космос с немигающими, смотрящими на тебя звёздами – ровный и однозначный.

Дудук же – инструмент мудрый, похожий на старика, рассказывающего истории из вечности. Он говорит о глобальных вещах – как для мира внешнего, так и внутреннего. В дудуке нет приземлённости скрипки, поющей о земных радостях. Звуки дудука – это акт вселенской медитации. Слушая его, мы понимаем, что все пришли из вечности, в неё и уйдём.

– В сочетании органа и дудука есть мысли и глубины, приводящие человека в медитативное состояние…

– По поводу нашей программы «Дудук и орган» у меня есть особые мысли. Считаю дудук прямым родственником органа, у которого полторы тысячи труб. Но орган не умеет вибрировать и хныкать, он издаёт ровные звуки. Если аллегорически представить, что орган это бескрайний холодный космос, то дудук – дрожащая свеча человеческого сердца, пытающееся осветить темноту. Он является частью Вселенной и, одновременно с этим, противопоставлен ей.

Дудук показывает не приземлённую человеческую природу, а возвышенную. Его звуки обнимают вечность.

5B6ECA29-7865-47D3-9643-01511B8F8029.png

– Как вы познакомились с Натальей Фомичёвой?

– Некоторое время назад я был в Астрахани пару дней проездом. Очень понравилась астраханская набережная. Я занимаюсь бегом, поэтому всегда ищу в городах подходящие для этого места.

С Натальей Фомичёвой меня познакомила мой концертный директор Рита Виллер. По своей природе с Натальей Борисовной мы люди эмоциональные и бывают моменты, что к нам приходит столько творческих идей, а мы еле успеваем ими поделиться друг с другом. Очень люблю деятельных и ярких людей. В нашем профессиональном тандеме мне помогает фортепианное образование, за что я благодарен своей маме.

Есть много хороших дудукистов, приезжающих из Армении, которые не могут полноценно строить коммуникации с пианистами или оркестром из-за нехватки академической музыкальной основы. Мне же очень повезло, что я не только владею дудуком, но и понимаю всю музыкальную структуру.

– Следующий ваш концерт пройдёт 13 марта. На нём будут звучать ваши сочинения?

– Да. Я создаю мелодии и гармонии для дудука. Аранжировку для моих сочинений, которые прозвучат в Астрахани, сделал органист из Красноярска Дмитрий Креймер, за что ему огромное спасибо.

Изначально я играл на дудуке только армянскую музыку, потом решил сочинять собственные мелодии. Любая этническая музыка создавалась обычными людьми в перерывах между регулярным трудом. В ней не было запросов на утончённость. Поэтому в такой музыке есть определённая паттерность, от которой я стал уставать. Поэтому решил расширять горизонты дудука, став исполнять на нём классические произведения, что невероятно сложно. Классика потому такой и считается, что в ней всё взвешено и рассчитано. Народный же инструмент не создан для аккуратной музыки. Поэтому приходится стараться соблюдать все классические каноны, играя на такую музыку на дудуке.

Мой последний альбом состоит исключительно из своей авторской музыки. Сейчас ушёл от этнической музыки совсем – в Армении много прекрасных дудукистов, исполняющих её. Тем более есть тончайшие нюансы, которые мне, не родившемуся и не жившему долго на армянской земле, неподвластны. Я продвигаю дудук вперёд другим путём. Не раз играл с различными оркестрами, сейчас есть план выступить с классическим квартетом. Хочу сочинить для дудука произведение крупной формы – например, сонату.

– Кто ваша основная аудитория?

– Существенную часть моей публики составляют дамы. Голос дудука интересен тем, кому важны изменения его души. Жизнь становится интересней, когда есть опыт. В двадцать лет люди увлечены в основном внешней её стороной. С возрастом увеличивается потребность разобраться с ранее неведомыми глубинами.

Рефлексия через искусство является одним из способов разобраться в себе. Представительницы прекрасного пола, как более эмоциональные создания, открывают такие вещи чаще мужчин. По той же причине женщины чаще посещают храм. Звук – это тоже своего рода церковь. Когда я играю на дудуке, чувствую, как его звуки меняют людей к лучшему.

Астраханская непогода, обрушившаяся на город на прошлой неделе, внесла свои коррективы в концертный график Благотворительного фонда «Возрождение Астраханского органа. Заявленный на 7 марта концерт перенесён на 13 марта. 

Екатерина Некрасова