Буквально на днях переходил автодорогу Астрахань-Волгоград: нужно было сесть в маршрутку, чтобы уехать в центр города. Так делаю не только я, но и сотни жителей микрорайона «Северный», что в Трусовском районе. Дело в том, что наш микрорайон находится на одной стороне дороги, а остановка транспорта в сторону города – на другой. И хочешь или не хочешь, но нужно переходить оживлённую магистраль, по которой на бешенных скоростях носятся машины всех марок. Когда-то здесь не было ни знака «переход», ни «зебры». Теперь есть и то, и другое. Но это, наверное, не указ для большинства проезжающих тут водителей, хотя, по правилам, он должен пропустить пешехода.

До мая прошлого года за то, что не пропустил пешехода на «зебре», водитель должен был раскошелиться на 100 рублей. Теперь санкция ужесточена: от 800 до 1000 рублей. Казалось бы, эта мера должна дисциплинировать. Да где там! Если бы эта ужесточающая мера была введена в Европе, там бы водители не только останавливались, но и лично переводили пешеходов по «зебре» за белые ручки, чтобы ненароком не задеть. На наших «шумахеров» штрафы не действуют. Вот и мне пришлось попасть в ситуацию, когда меня чуть не сбили на «зебре», хотя я переходил дорогу именно по ней. Чтобы предупредить мчащегося на меня быстрого ездока, который даже и не думал тормозить, я стал показывать ему на стоящий рядом знак «переход» и на саму «зебру». Только так я сумел слегка притормозить прыткого «наездника». И хорошо, что я уже почти перешёл «зебру», а то может быть, был бы сбит.

Чуть проехав «зебру», водитель опустил тонированное стекло и я увидел оскаленного в улыбке молодого наглеца с бритой головой. «ну, чё, мужик, напугался?» - крикнул он мне и дал по газам. Чёрная машина, чёрные стёкла. Аж страшно. Ну, просто смерть какая-то на резиновых колёсах.

Кстати, несколько лет назад вопрос о запрещении тонированных стёкол был поставлен остро. Общественность обсуждала эту проблему. Одни были за, другие – против. В конце концов, остановились на том, чтобы тонирование отвечало определённым параметрам, установленным в Правилах дорожного движения. Чересчур затемненные запретили, однако многие, как ездили с ними, так и ездят. Почему часть водителей машин с такими стёклами не останавливают гаишники?

О том, что наши водители недисциплинированны, говорилось неоднократно. И будет говориться. Чаще всего винят плохую подготовку в автошколах и разных водительских курсах. Некоторая доля правды в этом есть. Но не в неудовлетворительной подготовке дело. Опыт, как говорится, приходит с годами. И через два-три года всё встанет на свои места: и рука за рулём будет твёрдой, в мастерство вождения улучшится. Так всегда бывает. Но это относится только к заслуженным водителям, тем, которые соблюдают правила дорожного движения. А вот к «шумахерам», а лучше сказать, к тем, которые хотят показать себя на дороге таковыми, никакой закон не писан. Даже самый чёткий и правильный. Про таких на Руси говорили: дуракам закон не писан. Лучше, пожалуй, не скажешь. Именно от таких дураков за рулём и происходят практически все дорожно-транспортные происшествия. А когда у дурака в руках скоростная машина – это страшная опасность. А когда рулём такой машины ухарь – новичок – это уже настоящая беда. И не удивительно, что гибель людей в основном происходит от водителей, превышающих скорость. А вот санкции за это довольно гуманные: до 1500 рублей. Правда, в особо опасных случаях могут наказать построже.

В числе причин, приводящих к дорожным происшествиям, самый малый процент приходится на происшествия, связанные с плохими дорогами и неисправностью транспортных средств. Потом идёт выезд на запрещающий знак светофора, выезд на «зебру», выезд на железнодорожный переезд…

Одним из самых страшных нарушений является езда в пьяном виде. Это в данный момент стало настоящим злом. После разрешения выпить, скажем, бутылку пива или стакан вина, соответствующим содержанию алкоголя в несколько десятых промилле, любители «заложить за воротник» стали выезжать на дорогу под шофе. И сразу же кривая дорожных происшествий, и что самое страшное, с человеческими жертвами, поползла вверх, несмотря даже на то, что за это сразу же лишали водительских прав от полутора до двух лет. Недавно президент Д. Медведев своим решением запретил, разрешённые ранее «градусы». Теперь у водителей за рулём снова «сухой закон». Посмотрим, что из этого получится…

Не мне говорить, что наша страна находится в числе лидеров среди стран мира по количеству погибших на дорогах. В Китае и Индии ежегодно погибает по 100 тысяч человек, в Америке около 45 тысяч. В Бразилии – 35. Россия идёт следом – более тридцати тысяч в год. Это настоящий Афганистан, где мы потеряли столько солдат за 10 лет войны.

Как известно, в Европе законопослушание впитывается чуть ли не с молоком матери. Во всяком случае, с самых ранних лет. Но именно там, где к любым законам, в том числе и к Правилам дорожного движения относятся, как к чему-то очень важному, штрафы за нарушения даже, в общем-то, не очень значительные начинаются с 200-300 евро. Так что законопослушание здесь выгодно в первую очередь для собственного кошелька.

У нас в этом отношении законы очень гуманные. И санкции, и штрафы просто смешные. Не это ли приводит к раслабухе на дорогах? В Англии, например, где ежегодная гибель на дорогах едва превышает трёх тысяч человек, в Австрии – 700, в Дании – 300, штрафы за нарушения просто заоблачные. В Японии, где на каждую тысячу жителей приходится почти 500 автомобилей (в России чуть более 120), гибель на дорогах людей в ДТП не превышает семи тысяч человек. В пять раз меньше, чем у нас.

Самые гуманные законы, пожалуй, только в Объединённых арабских Эмиратах. Штрафные санкции, конечно, существуют и довольно высокие. Но если у вас нет средств, то можно штраф заменить на тюремные нары. За каждый день, проведённый в тюрьме, списывается 14 долларов долга. Особенно большой штраф в Эмиратах накладывается за наезд на верблюда. Начинается этот штраф с 30 тысяч долларов!

В общем, лучше не нарушать, тогда и не придётся раскошеливаться.

Борис Касаткин,

"Факт и компромат" №19, 02.07.10.