На протяжении вот уже семи лет в Астрахани работает единственная в своем роде Православная гимназия. На сегодняшний день там получают образование 215 детей. О том, как отличается образовательная программа в православном учебном заведении от того, чему учат в обычной школе, и на что делать акцент православному педагогу, мы поговорили с директором учреждения Еленой Алябьевой.
Елена Вячеславовна, многие астраханцы знают, что у нас в городе есть православная гимназия. Но далеко не все в курсе, чем же она отличается от обычной школы…
– Православная гимназия это государственное бюджетное образовательное учреждение, подведомственное Министерству образования и науки Астраханской области. С одной стороны, это обыкновенная общеобразовательная школа с углубленным изучением Основ православной культуры. С другой – наша школа уникальна тем, что это единственное в области учреждение, где дети имеют возможность изучать православную культуру с 1 по 11 классы, а процесс воспитания зиждется на мировоззренческих и исторических традициях этой культуры. В остальном у нас обычная школьная программа. Углубленное изучение ОПК в основном ведется за счет внеурочной деятельности.
Но глобальное отличие даже не в этом, а в той среде, которая была создана в гимназии с момента ее образования. Она начала свою работу 1 сентября 2011 года, так что сейчас мы приступаем уже к седьмому учебному году. В этом году у нас семь параллелей с 1 по 7 класс. В гимназии есть устав внутренней жизни, и самое большое отличие нашей гимназии от других школ в том, что у нас есть духовник. Это больше отличие и огромный плюс.
До того, как меня назначили сюда директором, я 30 лет проработала в обыкновенной школе и никогда не думала, насколько серьезна роль духовника в учебном заведении. В обыкновенной школе нет аналогов этого. Там есть воспитатели, психологи, есть классные руководители, которые занимаются формированием мировоззрения и внутреннего нравственного стержня ребенка. Но переоценить роль батюшки невозможно. Для меня как для директора это огромная помощь.
Расскажите о духовной жизни гимназии.
– Если вернуться к внутреннему укладу нашей школы, то каждый день начинается с молитвенного правила. Оно разрабатывалось в течение всех семи лет, сколько существует гимназия. Мы совершаем его в Никольском надвратном храме – это домовая церковь гимназии. Каждый понедельник по благословению митрополита Никона мы проводим водосвятный молебен непосредственно в гимназии. Каждая четверть начинается с молебна на благое дело.
В течение учебного года совершаются четыре-пять школьных литургий, в ходе которых дети поют на клиросе; в этих богослужениях принимают участие родители и педагоги. Литургии предшествуют исповедь и правило ко причастию, совершаемые всей гимназией. Это очень важный момент в нашей жизни, он является одним из «китов», на которых и держится образование в нашем учебном заведении.
А что касается образовательного процесса, основ православной культуры?
– С 1 по 4 класс у нас работает так называемая «школа полного дня». Во второй половине дня для детей организована разноплановая внеурочная деятельность. В гимназии она реализуется через углубленное изучение основ православной культуры, также есть церковнославянский язык, церковное пение. Дети занимаются шахматами. У гимназии тесное сотрудничество с Региональным школьным технопарком – наши ребята занимаются робототехникой и издают свою газету под руководством специалистов технопарка и педагогов гимназии.
У нас работает и театральная студия: мы ставим спектакли, отражающие православные ценности. Иными словами, пытаемся охватить во внешкольной работе всех детей в разных направлениях, а в старших классах выявить наиболее одаренных учеников.
До какого класса ребята могут учиться в гимназии, и как стать вашим гимназистом?
– Планируется, что дети будут получать здесь полное среднее образование. Но сначала нам надо доучить их до 9 класса и пройти аккредитацию основной школы, а к 11-му классу – аккредитацию старшей школы. Планируется, что это будет гимназия, дающая качественное среднее образование, подтвержденное аттестатами государственного образца.
Поскольку мы госучреждение, прием детей ведем в соответствии с законом «Об образовании в РФ».
Бывает, что за школой закрепляются какие-то улицы и дома по территориальному микроучастку. За гимназией микроучасток не закреплен, однако по уставу классы наши рассчитаны на наполняемость до шестнадцати человек, поэтому принять всех желающих мы, к сожалению, не можем – физически большее количество детей здесь не поместится. В параллели у нас два класса – итого 32 человека. Всего в гимназии учатся 215 ребят.
Но родители должны понимать, что отдают ребенка в не совсем обычную школу?
– Да, в гимназии работает так называемая «Школа дошкольника», предполагающая подготовку к первому классу, которую мы проводим с декабря месяца. Это платная образовательная услуга по желанию родителей. В рамках «Школы дошкольника» мы проводим собеседование с семьей, чтобы познакомиться с родителями и донести до них уклад нашей внутренней жизни. Важно, чтобы цели семьи и школы в деле воспитания детей совпадали. Все это делается, чтобы не навредить ребенку: если мы будем в школе говорить одно, а дома происходит совсем другое, мы воспитаем лицемера. Это будет во вред самим детям. Хотя некоторые родители хотят обучать своих детей в гимназии, потому что она находится в центре города или потому что у нас есть «продленка». Но нам не нужно, чтобы дети шли сюда по этим причинам. Наша цель – изучение Основ православной культуры и приобщение детей к историческим и культурным традициям Православия. Именно эту цель должны преследовать родители. Ну, и получение хорошего образования, конечно же.
Какую подготовку проходят ваши педагоги?
– Благодаря акценту на духовно-нравственное воспитание требования к педагогам Православной гимназии выше, чем в обычной школе. Каждые три года педагоги повышают свою квалификацию и проходят переподготовку. Сейчас это возможно на любом уровне. Для этого есть Институт развития образования, курсы повышения квалификации в Астраханском государственном университете. Развита система дистанционного повышения квалификации и так далее. Что касается ОПК, то здесь нам помогает московский Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Среди наших преподавателей есть выпускники этого вуза, у нас есть преподаватели с богословским образованием.
А как в вашей гимназии ведется воспитательная работа? К примеру, если ребенок капризничает, хулиганит, как проявить к нему христианский подход в воспитании?
– Как я уже сказала, здесь большую роль играет личность духовника. В гимназии есть еженедельные беседы с духовником и педагогами, в рамках которых обсуждаются какие-то наставнические моменты или сложные ситуации. Учителя могут обсудить эти вопросы с батюшкой и понять, как работать с тем или иным трудным ребенком. Хотя сказать, что у нас какие-то особенные дети нельзя, дети у нас учатся разные. А подход к ним – через молитву и духовную беседу при участии семьи. Каждое утро после молитвенного правила мы обсуждаем важные события и дисциплинарные моменты.
Все благодатные средства, имеющиеся у Церкви – Таинства исповеди и причастия, проповедь, беседы, взаимопрощение – мы используем. Но все же главное здесь – это собственный пример учителя.
Я глубоко убеждена, что пример – это не лучший, а единственный способ научить ребенка. Я с таким девизом живу давно, а в нашей школе это имеет место быть как нигде больше. Здесь дети особенно остро чувствуют и не приемлют лицемерия. Поэтому, конечно, мы воспитываем в детях взаимопонимание и взаимовыручку – наши ученики должны понимать, что они в ответе за того, кто рядом.
Сейчас у ребят из наших старших классов сложный переходный возраст. Для них педагоги сами создали специальный исследовательско-краеведческий клуб. Мы проводим различные интеллектуальные и патриотические игры. Причем на этих играх педагоги собственным примером показывают, как вести себя в разных ситуациях: пример трудолюбия, преданности своему делу, пример честности и доброты. Это самое главное в воспитании.
А как в гимназии обстоят дела с гаджетами?
– У нас это запрещено на административном уровне и согласовано с родителями. Ребенок, придя в школу, должен отключить телефон, а включает он аппарат, когда выходит из школы. Вся связь держится через классного руководителя. Это, конечно, сложно. У нас есть нарушения, но мы с ними боремся. Я ярая противница гаджетов на уроках.
Гимназия носит имя в честь священномученика митрополита Иосифа Астраханского и благодетельницы Веры Жилкиной. Но мало кто знает, какой вклад внесла Вера Викторовна в развитие гимназии…
– К сожалению, я не застала Веру Викторовну как благодетельницу. Я знаю о ее вкладе из рассказов людей, которые находились у истоков создания гимназии. Как я понимаю, она играла огромную роль при открытии и развитии нашей школы.
Сейчас при гимназии работает попечительский совет, который возглавляет Ирина Александровна Брынцева, ее дочь. На данный момент, наконец-то, у нас выделены новые площади для старшеклассников, и большую роль в этом сыграла Ирина Александровна. Она поддерживает то, что начала Вера Викторовна. Мы, конечно, нуждаемся в помощи, которую оказывает попечительский совет. На праздники нам помогают с подарками для детей. А сейчас предстоит оборудовать новые площади на улице Ахшарумова.
Там будет новый корпус?
– Пока нам отдали в безвозмездное пользование первый этаж бывшего интерната. Региональное министерство образования выделило средства для его восстановления.
Астрахань – регион многоконфессиональный. Приходится ли вам воспитывать в детях такое понятие, как веротерпимость?
– В гимназии проходит воспитание в православных традициях, которые подразумевают любовь к представителям всех национальностей и вероисповеданий. Речь идет даже не о терпимости, а о любви. Акцентов мы на данной проблеме не делаем, поскольку и конфликтов самих, по сути, нет. Этой проблемы у нас не существует, поэтому мы не ставим задачу решить ее.
В завершение нашей беседы расскажите, пожалуйста, о грядущих планах гимназии на новый учебный год.
– Мы готовы к сотрудничеству с отделом образования Астраханской епархии, хотелось бы, чтобы у нас было больше совместных мероприятий. Возможно, что в следующем году наши педагоги будут участвовать в конкурсе «За нравственный подвиг учителя». Если продолжить разговор о проектах, то сейчас Фонд Андрея Первозванного вышел на правительство Астраханской области, и в сентябре на территории гимназии пройдет круглый стол по семьеведению.
Также мы ожидаем начало реализации крупного образовательного проекта по обучению преподавателей Основам православной культуры. В прошлом году ПСТГУ организовал для педагогов православной гимназии обучающий семинар. Мы летали в Москву всем коллективом. Куратором встречи тогда выступила декан педагогического факультета Татьяна Владимировна Склярова. В этом году с 12 по 16 сентября Институт развития образования, епархиальный отдел религиозного образования и наша гимназия проводят курсы повышения учителей по Основам православной культуры. На курсы приглашаются учителя школ со всей области. Среди заявленных экспертов будут Татьяна Склярова, профессор кафедры социальной педагогики ПСТГУ Игорь Метлик, Ольга Янушкявечене – автор учебника по ОПК, другие разработчики программ по Основам православной культуры и рабочих тетрадей для детей.
Активное участие во встрече примет и духовенство Астраханской митрополии: епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний, глава образовательного отдела Ахтубинской епархии иерей Александр Ковылин, заместитель руководителя отдела религиозного образования Астраханской епархии иерей Алексий Спирин. Мы надеемся, что эти курсы дадут большой толчок в развитии преподавания ОПК в Астраханской области, поскольку будут представлены компетентные лекторы и специалисты. Приглашаем всех педагогов ОПК принять участие во встрече.
Беседовала Татьяна КОТОВА
Фото Юрия Гаранова,
prichod.ru