Власти пытаются встроить местное самоуправление в единую систему публичной власти. Этого требуют недавно принятые поправки в российскую Конституцию. Муниципальный уровень власти работает непосредственно с людьми, поэтому повышенное внимание к нему объяснимо. Особенно это касается кадрового вопроса на местах.
Астраханские члены «Экспертного клуба» ответили, встраиваются ли муниципальные органы власти в нашем регионе в единую систему публичной власти, в чём должны быть особенности подготовки кадров для системы местного самоуправления и какими качествами они должны обладать.
Максим Терский, член Общественной палаты Астраханской области:
- В Астраханской области муниципалитеты делятся на три категории: город, район, сельсовет. Прямые выборы глав остались только на уровне сельсоветов, куда особо нет желающих баллотироваться, так как бюджета в типичном случае хватает на оплату администрации села из троих человек (главы, бухгалтера и секретаря) и электроэнергии по одной центральной улице, где есть уличное освещение. У главы села зарплата 25 тысяч рублей. И регулярные проверки всевозможных надзорных ведомств. Низкий уровень оплаты труда, отсутствие штата, мизерный бюджет и надзиратель – не мотивируют квалифицированных профессионалов идти на такую работу и участвовать еще для этого в выборах, а те, кто на эти должности в итоге попал - не готовы из-за тех же условий проявлять инициативу, заниматься публичной политикой и вообще работать.
У глав городов и районов Астраханской области условия получше, но и для этих должностей кадровый голод, потому что человек, в полной мере готовый справиться с этими обязанностями, предпочтет место, более высокооплачиваемое и безопасное от случайных (вероятных юридических ошибок при инициативе и полной отдаче на работе) административных и уголовных дел.
Андрей Сызранов, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Астраханского государственного университета:
- Процесс встраивания местного самоуправления в единую систему публичной власти закономерен. Расширение участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления имеет целью укрепление единства системы публичной власти в Российской Федерации. В регионах органы государственной власти и местного самоуправления всегда работали в тесном взаимодействии.
Кадровый вопрос для местного самоуправления - вопрос не просто важный, а жизненно важный. Основным трендом в современной подготовке кадров является практика внедрения инновационных образовательных технологий в процедуру обучения для формирования эффективного практикоориентированного кадрового резерва.
Татьяна Мищенко, директор ГКУ АО «Центр стратегического анализа и управления проектами»:
- Встраивание муниципальных органов в единую систему публичной власти – хороший тренд на консолидацию органов местного самоуправления и государственной власти в целом.
Принятие многих важных для жителей региона решений из-за формальной самостоятельности органов местного самоуправления зачастую затягивается. Кроме того, не всегда муниципальные власти обладают достаточным ресурсом для реализации крупных проектов. А эти проекты могут иметь фундаментальное значение для развития села или района.
Единообразие в подходе к кадровой политике в органах местного самоуправления и на более высоких уровнях власти должны поспособствовать повышению качества подготовки управленцев, а также обеспечить преемственность и потенциал для карьерного роста специалистов.
В Астраханской области в настоящее время активно идет подготовка к региональному этапу всероссийского конкурса «Лидеры России», в рамках которого участникам, по правилам нового 5 сезона, предложено решить управленческую задачу от главы региона. Это будет реально существующий сложный кейс, ориентированный на местную проблематику, в рамках которого регион получит проект, предусматривающий решение задачи в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Подобные конкурсные инициативы позволяют привлечь свежий приток заинтересованных, и успешных в своих областях управленцев к руководству регионом, а также оценить нестандартный подход к решению вопросов, ставших частью каждодневной рутинной работы.
Выход, на мой взгляд, заключается в установлении сквозной вертикали исполнительной власти. В нормальном государстве исполнительная власть не может быть государственной или еще какой-нибудь. Вариантов устройства представительной власти много. Ближайший вариант – Советская власть. И тогда экспертам не нужно будет думать над кадровой проблемой – она просто не возникнет.