Енот, или енотовидная собака, которая обитает в Астраханской области (настоящий енот живет в Америке), в отличие от других своих родственников - волков, шакалов, лис и других собачьих, вызывает, как правило, у людей, встречающихся с ним в природе или наблюдающих за ним по телевизору, только положительные эмоции, уж больно он похож на плюшевую игрушку. Не буду вдаваться в зоологические подробности, хочу лишь рассказать о моих встречах с этим зверьком, случавшихся не раз за 20 лет моих похождений с ружьем в камышовых крепях нашей области.

Не подумайте ничего плохого, енотовидная собака не входит в число моих охотничьих приоритетов. Зато кое-кому я даже спас жизнь. Но начну по порядку. Самая памятная встреча произошла лет шесть-семь назад. Темной октябрьской ночью мы с друзьями ехали на "Ниве", если к скорости 20 км/ч применительно это слово, по набитой в камышах дороге: старые кабаньи порой, на которых "Нива" прыгала, как мячик, не давали расслабиться. Однако когда в свете фар я увидел пень посреди дороги, еле успел затормозить. Выйдя из машины, я вместо пня увидел следующую картину. Посреди дороги в пяти метрах от работающего автомобиля на пятой точке сидел енот. А выражение его мордочки было такое же, как у малыша, разбуженного ярким светом лампочки, он щурился, ослепленный светом фар, и вертел головой из стороны в сторону. Наклонившись над ним, я прокричал ему в ухо: "Брат, ты чего, конопли объелся?". Енот даже не среагировал, я осторожно взял его за химок (вдруг больной), ощутил его вес. Судя по упитанности, со здоровьем у него был полный порядок. Когда я оторвал его от земли, он повис, словно мертвый, в общем, прикинулся шлангом. Расставаться с енотопотамом, так мы его назвали, было жалко, отложили прощание на утро, засунув его в мешок, чему он совсем не сопротивлялся, и отправив на ночлег в машину. Ночью мы "слушали" кабанов, попадали спать в палатке, а утром, открыв машину, увидели следующую картину. Из мешка торчала голова енота, рядом из пятилитровой бутылки вытекала вода прямо на пол машины: наш пленник прогрыз мешок и заодно бутыль с водой.

Все еще побаиваясь, все-таки дикий зверь, мы положили енота рядом с брезентом, на котором уселись завтракать. Приподняли ему голову, так как он по-прежнему прикидывался трупом, и положили ему под нос жареной кильки. Он на нее ноль внимания. Забыли про енота, завтракаем, делимся впечатлениями о ночной охоте.. Вдруг один из коллег тихонько так говорит:

- Енот, енот.

Все медленно повернули головы и увидели, как наш пленник наворачивает кильку, но как только он понял, что на него обратили внимание, снова "умер". Решили вытащить его из мешка, положили метрах в пяти: не убегает, лежит, как мертвый. Но стоило отвернуться, как он медленно приподнимался и так же медленно направлялся в сторону камышей.

- Стой, стрелять буду! - крикнул кто-то из нас.

Енот тут же падал замертво. Чтобы оставить память об этой встрече, решили устроить фотосессию, нафотографировались и в фас, и в профиль. Енот даже не пытался нас укусить, лишь буквально, словно плюшевая игрушка, принимал нужное нам положение.

Насладившись общением, мы отнесли енота подальше в камыши, переваливаясь с боку на бок, он медленно, с треском, словно кабан, исчез в камышовой крепи. Ночами я часто встречал енотов на камышовых дорогах, но таких ручных больше не видел. Зато видел очень хитрых. Как-то на закате в октябре встал у пересохшего ерика с жалкими остатками воды и "ванной", куда приходили кабаны поваляться в грязи. Собственно, их я и ждал, посему, когда кряковый селезень сел метрах в трех от меня и начал чистить перышки, я замер и стрелять не стал. Вероятно, в сумерках селезень принял меня за дерево и стал трапезничать, покрякивая от удовольствия. Вдруг из кустов в лужу прибежала норка, что вызвало недовольство крякаша: он начал хлопать крыльями и громко крякать, пытаясь отогнать норку, я не шевелился, наблюдая за потасовкой. Через минуты три вертлявая норка достала утку своими кульбитами, и та решила поискать другую лужу. Тем временем успокоившаяся норка выловила в луже карася и, кряхтя от натуги (так мне показалось), волоком потянула его в камыши. Вдруг откуда ни возьмись появляется енот и бросается к норке. Оба зверька, забравшись в камыши, устроили такую потасовку, что их визг, рычание и пыхтение было слышно метров за сто. Через минуту все затихло, и из камышей к луже вышел довольный енот с карасем в пасти.

Через неделю, подходя днем к этой же луже, я увидел черное пятно. Подойдя вплотную, обнаружил, может быть, даже того самого енота, он лежал, словно мертвый, наполовину погруженный в грязь. По всей видимости, решил ночью порыбачить, но теплая шуба и топкий ил сделали свое дело, беднягу засосало в грязь. Освободив его из плена, я положил бедолагу в траву, а утром проведал пострадавшего, однако его там не оказалось.

Была еще одна встреча, оставившая следы зубов на бампере моей машины, чем он ему приглянулся, не знаю, но только в ту ночь я отбил шесть атак на моего железного коня. Причем ни колбаса, ни сыр, ни крики и угрожающие телодвижения не могли отбить охоту у енота грызть бампер моей машины. Я уносил его все дальше, но он тупо возвращался, не обращая ни на кого внимания, и грыз пластик на бампере. В общем, конец у этой истории грустный, но оставим его за кадром.

Мало какой зверь ведет себя так с человеком, но, судя по тому, что енотовидные собаки не бедствуют и живут припеваючи, такой пацифизм и манера поведения не только с человеком, но и с другими хищниками достаточно эффективны. А всеядность этого зверька позволяет выжить ему в самых неблагоприятных условиях.

Олег САРАНА,

"Комсомолец Каспия" №57, 21.07.10.