Последняя четверть века стала настоящим расцветом садоводческих обществ. Во-первых, активный отдых и свежий воздух, во-вторых, семья ест круглый год экологически чистые фрукты-овощи. В-третьих, семейный бюджет получает существенную экономию. При всех этих очевидных преимуществах сегодня дачи умирают, в некоторых садоводческих обществах брошено до половины участков. Почему?
ВОРОВСТВО И РАНЬШЕ БЫЛО
Проблемы, с которыми сталкиваются дачники, - разворовывание дач, "дорожные" трудности, сложности с реализацией полученного урожая - возникли не вчера.
И в период дачного ажиотажа 10-20 лет назад с участков уносили лейки, грабли и вентили, словом, всё металлическое, и персики ведрами воровали, и виноград срезали. Добираться до родной дачи тоже приходилось не на крыльях, а общественным транспортом. Сейчас практически в каждой семье есть автомобиль, не то что раньше, когда среди соседей в моей 60-квартирной пятиэтажке только двое имели машины. Что до торговых мест, где дачник может продать пару килограммов клубники и ведерко абрикосов, то их сейчас стало даже больше, чем прежде. Конечно, их по-прежнему не хватает, но в прошлые годы, вспомните, базаров было - по пальцам пересчитать, а сейчас в каждом микрорайоне рынок есть.
ТАК ЧТО ЖЕ ТОГДА?
По данным сельскохозяйственной переписи, в Астраханской области 633 садоводческих общества, в которых зарегистрировано 87 тысяч садовых участков. Учитывая, что в среднем наши семьи состоят из трех-пяти человек, получается, что каждая вторая семья астраханцев-горожан имела дачу.
По данным председателя областного совета садоводов Михаила Москаленко, ежегодно "умирают" несколько десятков садоводческих обществ. Реально работающими на сегодняшний день можно считать не более 390-400 товариществ. Перепись прошла в 2006 году, сейчас 2010-й, за несколько лет "умерло" без малого 40% (!) садоводческих обществ.
Чтобы понять, почему люди бросают дачи, надо выяснить, по какой причине они их в свое время покупали. Первое. Дачи приобрели особую популярность в перестроечное и постперестроечное время - период, когда в дефиците было всё - от мыла до крупы. Дача в буквальном смысле кормила владельцев. Второе. Многие горожане, покупающие дачу, выросли на земле. Позже выучились в городе, обзавелись семьями, а тяга к земле осталась. Третье. Когда-то участки были ведомственными и решить проблемы с трубами, дорогой и т.д. можно было благодаря родному предприятию. Как только дачи стали становиться собственностью, все заботы легли на плечи владельцев, сети ветшали, разворовывались.
Времена дефицита прошли, работа на даче стала делом энтузиастов. Тут мы подошли к самой печальной причине, почему "умирают" дачи. Потому что стареют и становятся немощными их владельцы. Рядом с дачей моей семьи две заброшены. Хозяин одной умер года два назад, родственники на нее не ездят. Владелец второй, как говорят, сильно болеет.
СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ ДАЧ
Это только кажется, что дачи "умрут" как вид собственности. В больших городах, да и у нас постепенно становятся всё более популярными загородные дома. В Астраханской области жители многих сел, дорога до которых занимает час-полтора, знают горожан, купивших дома с участками.
"Знаете, лет 10 назад пытались внедрить программу по превращению дач в поселки, - вспоминает Михаил Москаленко. - Тогда не получилось по ряду причин. Так теперь это естественный процесс. В районе улиц Безжонова, Адмирала Нахимова, аэропорта, Кири-Килей, Началово частных домов
стало не меньше, чем дач. Постепенно и инфраструктура появляется: магазины, дороги".
Дачи и участки снова покупают люди 30-45 лет, как и 20 лет назад. Они полны сил, энергии, трудятся 24 часа в сутки и хотят хотя бы в выходные полноценно отдохнуть. Законные шесть соток прекрасно заменяют лоно природы. Здесь можно и шашлыки пожарить, и бассейн для детей надуть, и вдоволь наесться вишни и персиков. Кроме того, "новые дачники" не довольствуются ветхими домиками, а возводят на участках коттеджи, иногда с удобствами. Садоводы нового поколения воспринимают дачу как мини-курорт, дачники предыдущего поколения этого мнения, конечно, не разделяют. Так что дачи не "умирают", они перерождаются.
МНЕНИЕ
Председатель областного совета садоводов Михаил Москаленко:
- К сожалению, молодежь на дачах работать не хочет. Дачники старшего поколения стареют, некоторые умирают. Но нельзя со счетов сбрасывать тех пожилых людей, у которых есть силы и желание работать на земле. Хотелось бы, чтобы государство поддерживало садоводов. К примеру, из года в год к дачным обществам подъезжают перекупщики, которые по дешевке скупают урожай и либо продают его по двойной цене на местных рынках, либо везут в другие регионы, где цена будет ещё выше. Неужели нельзя чиновникам от сельского хозяйства и от торговли инициировать создание аналогичной государственной системы закупки? И дачник бы выигрывал, поскольку цена была бы ненамного ниже рыночной, и область зарабатывала бы неплохие дополнительные деньги.
Думаю, что при сохранении нынешних тенденций на плаву в ближайшие годы останутся те общества, в которых есть коммуникации и можно строить частные дома. Дачу как дачу сегодня покупают редко, чаще интересуются землей как участком под строительство.
Любовь Храмцовская, ведущая рубрик "Дачный сезон", "Подворье":
- Пожалуй, нет такого садового общества, в котором совсем бы не было заброшенных дач. Бросают дачи по разным причинам. Дачи, расположенные в городской черте, сильно страдают от воровства. Ну что это за дача, если всё мало-мальски ценное надо увозить с собой, а урожаем, подчас недозрелым, приходится делиться с чужими людьми? Именно из-за воровства бросают близко расположенные дачи, доехать до них легко городским транспортом, но этим хорошим обстоятельством пользуются не только хозяева дач.
Дачи, расположенные далеко от города, не страдают от воровства, здесь всегда всё будет в целости и сохранности - и дачное имущество, и урожай, только доехать до этого урожая проблема. Для примера возьму своё дачное общество "Трикотажник -1". Как автобусы заменили маршрутками, уехать с дачи стало нелегко. С вокзала можно спокойно сесть, а вот обратно - проблема, так как маршрутка заполняется пассажирами на конечной остановке, в посёлке Володарском, и проезжает мимо нас. А хоть и остановится, допустим в маршрутке будет одно место, разве уместишься на нём с урожаем, машины же есть не у всех, поэтому некоторые дачи у нас тоже заброшены.
Есть ещё одна причина, по которой бросают дачи. Раньше, собираясь на пенсию, люди присматривали себе дачный участок, теперешние "новые" пенсионеры трудиться на земле не спешат, и дело тут вовсе не в лени новоиспечённых пенсионеров. Сейчас дачные общества отделены от производства, которому они принадлежали (или их больше нет, как нашего трикотажного комбината), а значит, всё дорогостоящее (трубы, трансформатор, поливочный мотор) больше не приобретает родное предприятие для своих работников. Теперь всё приходится покупать, отсюда и большие целевые взносы с каждого дачника. Если ещё подсчитать затраты на транспорт, семена, удобрения, средства защиты, полив, то фрукты и овощи обходятся дачнику не дешевле, чем на базаре. Немаловажно ещё, что люди уже отвыкли от тяжёлого физического труда, без которого на даче не обойтись. Нет преемственности поколений, нередко приходится слышать, как родители не разрешают детям трудиться, отказываются от их помощи на даче. Я тоже уже давно не разрешаю своим подругам помогать мне, жалею их маникюр.
Ольга ХВОРОВА,
"Комсомолец Каспия" №43, 02.06.10.