Пчеловодство - одна из отраслей сельского хозяйства, широко распространенная в России, В начале XIX в. в нашей стране насчитывалось около 40 млн. пчелиных семей, а к 1840 г. осталось всего 5 млн.
В это же время происходили изменения в способах содержания пчел. В недрах колодного пчеловодства начало формироваться современное пчеловодство. Оно возникло в результате трех открытий-изобретений: искусственной вощины (1857 г.), медогонки (1865 г.) и рамочного улья (1814 г.).
Ведение промышленного пчеловодства при бедной флоре Астраханского края было вполне возможно, что видно из списка медоносных растений, встречающихся на территории губернии. К ним относятся: посевы люцерны, горчицы и фацелии, верблюжья трава, прочие сорняковые травы и бахчевые культуры. Если использовать природные растительные богатства, соблюдать определенные условия, то с уверенность можно сказать, что пчеловодство сыграло бы большую роль в жизни местного населения. Но тем не менее, оно не получило дальнейшего развития. Основу ему положил Петр I, повелевший доставить сюда 50 семей из Малороссии, но промысел, к сожалению, не развился.
В конце XIX в. в Астраханском уезде пчеловодство существует в ограниченных размерах: им занимались некоторые крестьяне. В начале XX в. пчеловодство в губернии начинает активно развиваться с промышленной целью. Занимались разведением пчел не только местные жители, но и приглашенные инструктора сельского хозяйства и даже отправленные сюда в ссылку пчеловоды-любители.
Из письма Р. Сафронова (инструктор сельского хозяйства, приглашенный в станицу Александро-Невскую, Астраханского Казачьего Войска в 1909 г.), присланного в журнал «Труды Второго Губернского Съезда» 1914 г.: «Освоившись вскоре, как с населением, так и с местными условиями хозяйства, я пришел к заключению, что все отрасли (скотоводство, луговодство, садоводство, пр.) ведутся самым примитивным образом. Здесь же я узнал, что местное население занималось и пчеловодством, которое давало блестящие результаты, но по причинам, до сих пор не выясненных у многих хозяев пчелы пропали. Такое необъяснимое умирание пчеловодства заинтересовало меня и я решил заниматься пасекой 70-летнего старика Д.С. Бокаева, у которого к тому времени остаюсь всего 1/2 семьи. Это мне удалось и на следующий год я уже произвел искусственное роение... Осенью 1910 г. мне удалось скопить 50 рублей со своего жалованья и приобрести в Саратове 4 улья. Весной 1911 купили еще 4 пня, а летом 1911 г., путем роения, количество семей с 8 величилось до 18, при чем получено меда 4 пуда. Примеры удачного существования в Астраханской и смежной с ней Саратовской губернией, как в степи, так и в низинных луговых местах, показывают, что насаждение пчеловодства должно быть поставлено на очередь, как побочная отрасль при садоводстве, при том интересная и доходная...».
Доктор медицины С.А. Лисунов, который является пионером пчеловодства в Астраханской губернии, любителем и знатоком этой отрасли, затрагивая вопрос об условиях и возможности разведения пчел в Астраханском крае, на основании своего и чужого опыта приходит к выводу о полной возможности осуществлять в нашем крае промышленное пчеловодство.
Посетив Астрахань, он убедился, что почин по пчеловодству в крае не остался без подражания. Повсюду стали возникать пасеки.
И. Мясников в журнале «Сад. Огород и Бахча» июнь-июль 1916 г. писал, что: «Пчеловодство в Астраханской губернии может вполне развиваться с промышленной целью, что и заставило меня кое-что сказать по этому поводу на страницах журнала «Сад, Огород и Бахча. При Астраханской школе пчеловодства выставлено 4 семьи. Пуд меда вполне можно заменить 30 фунтами сахара. Мед полученный с белой акации имеет янтарно-молочный цвет с чудным ароматом. Можно с уверенностью сказать, что этот мед можно продать по 1 рублю за фунт. Если от каждого улья взять по 1 пуду меда, а взамен его дать пчелам на 5 рублей сахару, то каждая семья может дать 35 рублей чистого дохода в год при условиях Астраханской Губернии...».
Прочитав письма С.А. Лисунова и других пчеловодов-любителей, многие могут подумать, что стоит только приобрести пчел, завести рекомендуемый улей и всё пойдет прекрасно. На самом деле пчеловодство - это трудоёмкий процесс, требующий достаточно усилий, для того чтобы получить прибыль. Но не у всех пчеловодов этот процесс заканчивался удачно.
Из письма Батурова М. «Моя неудача пчеловодства в Астраханской губернии» журнал «Сад. Огород и Бахча» январь 1910 г.: «...Ставши невольным обитателем в. г. Черном Яру и не желая проводить праздно 4 года ссылки, я захотел заняться своим любимым делом. И я выписал 12 семей пчел, а тем временем, занялся изысканием места для постановки пасеки. В четырех верстах от города оказалось удобное место - расположенное вблизи садов с фруктовыми деревьями, тут же небольшая низина с запитыми лугами, на низине небольшое количество леса, породы вятки, с которой пчелы ранней веной хорошо пользуются взятками. По другую сторону садов - степь с посевами разными хлебов, с бахчами, а главное с горчицей - с нее пчелы получают хороший медосбор. Таким образом место, выбранное мной соответствовало выгодности пчеловодства... Из привезенных и установленных улей, с радостными звуками вылетали пчелы, но скоро эта радость сменилась горечью. В воздухе зазвучали другие звуки - может быть тоже радостные, но враждебные для пчел. Это налетели птицы с золотым оперением. Крики новых посетителей обратили мое внимание, и сразу выяснилось, что они с жадностью на лету хватают и проглатывают моих дорогих пчелок. Тогда я вспомнил, из прочитанного ранее, что эту птицу называют «щуром», а по местному «золотушной». Мною были приняты различные меры для истребления «щуров», но ничего не помогло. О роях и о меде и помину нет. На другое лето (1909 г.) решил искать другое место, где нет «щуров». Но удобного для пчел места вблизи Черного Яра нет. И мне пришлось, спасая пчел от окончательного истребления, увезти в степь. Хотя я этим и спас жизнь пчел, но дохода от них, ни роев, ни меда нет. Выбор места под пасеки в степи не соответствовало требованию пчеловодства. Во-первых, не было вблизи воды, во-вторых, не было защиты от врагов и ветра, а так же посев с полезными для медосбора растениями был очень разрежен...».
К сожалению, и в настоящее время, как и в прошлом веке, для развития современного пчеловодства природно-климатические условия Астраханского края неблагоприятны. Тем не менее, есть и свои положительные стороны: непродолжительная зима и возможность кочевок.
Основным медоносом является белый граммофон (или дурман), также неплохие медоносы белый клевер, лядвенец, солодка, донники, верблюжья колючка, сорный подсолнух, вьюнок. В ильменях может хорошо цвести сусак, дурнишник и другие.
В дельте Волги есть участки, густо заросшие лотосом. Размещая улья ближе к зарослям лотоса, пчеловоды ждали хорошего результата. Но опыт показал, что пчелы несут пыльцу с лотоса в течение нескольких утренних часов и всё. Приноса в улей пчелами нектара лотоса в течение дня не было совсем.
Публикуется в сокращении
«Астраханские краеведческие чтения»
© А.С. Чунрикова, ГБУКАО «Астраханский музей-заповедник»
© Издатель: Сорокин Роман Васильевич


