Интервью с бывшим руководителем регионального штаба «Молодой гвардии», Комиссаром-координатором регионального отделения движения «Наши», руководителем сектора по работе с молодёжными объединениями в управлении по внутренней политике администрации губернатора, уполномоченным представителем «Росмолодёжи» в Астраханской области Евгением Базылевым.
«Факт и компромат»: Первая серьёзная молодёжная политическая организация в Астрахани появилась в 1998 году в лице Национал-большевистской партии, которая ныне запрещена. В пик её развития в руководстве организации находились учредители газеты «Факт и компромат». Мы были сначала единственной молодёжной структурой в Астрахани и к тому же радикально-оппозиционной. И вот российские власти в противовес решаются создать свои молодёжные политические движения. Сначала появились «Идущие вместе», которые не обратили своё внимание на наш край. А вот незамедлительно появившаяся следом «Молодая гвардия», в Астрахани появилась и заявила о себе достаточно громко. В кратчайшие сроки под своими флагами она собрала многочисленные ряды молодёжи и стала на слуху. Руководитель «Молодой гвардии» - Евгений Базылев.
После всех организационных моментов, когда уже можно было приступать к делам, каким Вам представлялось астраханское политическое поле? Чего вы ожидали от работы на нём, какие неожиданности внезапно всплыли?
Евгений Андреевич Базылев: Моя общественная деятельность началась не с политических направлений. Я принимал активное участие в массовых школьных мероприятиях. В студенческие годы долгое время играл в КВН и был капитаном команды. Потом мне поступило приглашение вступить в молодёжную организацию «Молодёжное Единство». Я возглавил его исполком. Некоторое время спустя, было принято решение перестроить организацию. Таким образом, данная организация преобразовалась в молодёжное крыло партии «Единая Росси» и назвалась «Молодой гвардией Единой России». Меня выбрали начальником её регионального штаба. После этого меня выдвинули в члены политсовета «Единой России» и началась политическая деятельность, которая с каждым днём становилась интереснее.
В самом начале расцвета организации мы мало сталкивались с политическими направлениями, в основном были акции социального направления. И на политическую жизнь страны мы смотрели в «розовых очках». Эти «розовые очки» мы сняли после одного «круглого стола», который проходил в зале заседаний Городской думы. Тема была «Молодёжь и политика». На тот момент мы не задумывались серьёзно о политических играх, баталия, что существуют серьёзные политические оппоненты. Мы понимали, что у «Единой России» есть политические оппозиционеры в лице других партий. Но то, что на подобной региональной политической площадке можно встретиться с людьми, которых мы раньше видели только на страницах интернет-сайтов с различной яркой атрибутикой, считающимися опасными радикальными элементами в политической жизни страны.
И войдя в зал Гордумы, я прекрасно помню, как к моему большому удивлению за столом сидел целый ряд молодых людей не подросткового возраста, часть которых спортивного телосложения и у всех были на руках повязки НБП. Мы зашли, заняли свои места, и началось обсуждение темы «Круглого стола». Буквально минут пять мы участвовали в обсуждении молодёжи и политики. Разговор резко повернулся в сторону обсуждения появления в Астрахани «Молодой гвардии», и ребята в повязках начали наши «розовые очки» забрасывать чёрными пятнами. Мы наивно стали отвечать, что как же так, ведь мы помогаем людям, проводим добрые акции. Но нас продолжали втаптывать…
Я тогда ещё не знал Глеба Иванова и Максима Терского. Но знал, что существует газета «Факт и компромат». К этой битве мы не были готовы. И единственное решение, которое нами было принято – это покинуть заседание «круглого стола». Этот случай для меня послужил хорошим уроком. Я понял, что тем, чем мы занимаемся - это не просто социальная сфера. Вторым ударом для меня стала, незамедлительно последовавшая, статья в газете «Факт и компромат» о прошедшем «круглом столе», в которой на меня вылилось достаточное количество грязи. Я очень сильно переживал. Думал, что же обо мне теперь скажут. Хорошо, что взрослые наставники мне сказали: добро пожаловать в реальную жизнь. После это мы со всем активом «Молодой гвардии», конечно же, начали вникать в ситуацию. Стали участвовать на всех площадках, баталиях, которые происходили. И, честно говоря, я долгое время ждал, когда произойдёт очередной «круглый стол», на котором опять встречусь с Ивановым и Терским. С тех пор мы себя стали позиционировать, как молодёжное крыло партии, которое должно полностью понимать, как работает партия, как задействована молодёжь. Численность организации возрастала очень быстро. Стала популярной. Очередной «круглый стол» с нашим и вашим участием состоялся через полтора года. Он проходил в КРК «Даир». Мы затронули ту же самую тематику. И здесь уже шёл достойный диалог.
«Факт»: Почему вы покинули «Молодую гвардию»?
Е.Базылев: В 2006 году после выборов в областную думу в астраханском отделении «Молодой гвардии», спустя полтора года своего существования и достигнув численности в две с половиной тысячи человек, начали происходить конфликты внутри организации среди актива. Моя ошибка в том, что я допустил в организации среди определённых групп развитие конфликта, и «Молодая гвардия» разбивалась на части. Та часть, которая работала нормально, в конфликте по сути не участвовала. По окончании выборов в центральный штаб организации пошли доносы, что, якобы, от нас уходит актив. Хотя он наоборот только увеличивался. На недавнем своём публичном выступлении руководитель агентства по делам молодёжи Максим Резаков рассказал, что в происходящие революционные механизмы, которые происходили на тот момент в организации, он приложил свою руку. Для многих из нас это стало удивлением. Но это было давно, и данное заявление было принято с улыбкой. Тем более, сегодня с Резаковым выстроена плодотворная, конструктивная работа и подход к работе стал намного серьезнее, чем ранее. Приятно, что на том же совещании Резаков признал, что на тот момент «Молодая гвардия» была самой сильной молодёжной организацией в Астрахани. Но, видимо, всё произошло из-за того, что всем угодить нельзя. Применялись определённые рычаги, чтобы испортить мою репутацию. И сначала мне стали высказываться претензии, что я неправильно работаю, не так провожу мероприятия, а потом предложили уйти с поста руководителя регионального штаба «Молодой гвардии». Я согласился провести конференцию, которая должна была выбрать нового руководителя. Моя кандидатура была единогласно одобрена участниками. Но после этого мне сказали, что может хватит? Есть человек, которого хотят видеть на этом месте. Ну, если со мной работать желания нет, то было принято решение, уйти. В тот момент меня хорошо поддержал Александр Борисович Клыканов, руководитель астраханского отделения партии «Единая Россия». Он мне сказал, чтобы я не расстраивался, мы видим, что происходит, в любом случае тебя поддерживаем и хотим, чтобы ты работал с партией. Я сказал, что в любом случае партию поддерживаю и буду работать на ее благо и развитие. На внеочередном собрании я снял с себя полномочия руководителя «Молодой гвардии», отдал все документы. К моему сожалению, многие парни и девушки на том собрании вставали и буквально со слезами уходили из организации. Тем, кто оставался в «Молодой гвардии», я сказал: ребята, в любом случае вас всех уважаю, мы с вами очень многое прошли, если вы остаётесь, то, пожалуйста, не теряйте организацию, так как мы много сил вложили, чтобы её выстроить. Так получилось, что большинство людей ушло из организации вслед за мной. На тот момент в «Молодой гвардии», не считая отдалённых областных отделений, оставалось человек десять. Мы ушли, но продолжали работать с «Единой Россией». С тех пор я больше не имел никакого отношения к работе «Молодой гвардии».
«Факт»: После этого в Астрахани появилось движение «Наши», которое Вами было возглавлено. Всё так хорошо и громко получалось. Но как только прошли выборы в Государственную думу и Президента в 2007-08 гг., сложилось впечатление, что движение сошло на нет. Что произошло?
Е.Базылев: Немного предисловия. Когда мы с ребятами единогласно приняли решение открыть в Астрахани движение «Наши», мы созвонились с куратором второго пояса организации. В этот же день нас пригласили принять участие в федеральной акции в Москве. Акция называлась «Связной президента». В двенадцать часов дня я созвонился, а на вечернем поезде мы уже отправились. В Москве нам дали понять, что в Астрахани не было планов открывать региональное отделение. Но мы смогли доказать, что это нужно сделать. Мне устроили стажировку, две недели которой я провёл в Волгограде. После этого нам дали две недели на подготовку массовой акции и так называемого тест-режима. Нам сказали, чтобы работали, как инициативные граждане, но в момент проведения акции вы должны будете поднять флаги. И если комиссия, которая приедет к вам, посчитает, что вы состоятельны, то мы откроем у вас отделение. Две недели мы ежедневно прорабатывали по несколько акций, а 13 мая мы вывели пятьсот человек на площадь Ленина, где прошла массовая акция, приуроченная ко Дню Победы. Комиссия сказала, что мы справились с задачей, и нам дали официальное разрешение на создание организации. Всё время движение «Наши» работало на массовый контур. Мы устраивали публичные мероприятия, противостояли экстремистским организациям.
Говорить сегодня, что движение «Наши» сошло на нет – это совершенно не верно. Поменялся формат организации. Движение просто не стало в массовом порядке выходить на улицы с флагами в руках. На протяжении двух лет существования движения в Астрахани мы выстроили достаточно серьёзную проектную сеть, которая состоит из грамотных молодых ребят. На сегодняшний день движение «Наши» представляет собой группу разных молодёжных проектов. Например, проводятся акции по донорству, которые проводит центр добровольческих инициатив, при этом не присутствуют красно-белые флаги движения, но стоит обратить внимание на людей, которые это делают и можно увидеть, что на них висит маленький значок движения «Наши». Молодёжная школа предпринимательства, которая сейчас работает в русле подготовки молодых специалистов. На сегодняшний момент в Астрахани реализуется проект в сфере сельского хозяйства. Кроме того, работают проекты с информационным направлением, патриотическим направлением, подготовка юридических специалистов по избирательным кампаниям. В АГУ работает такой проект, как школа национального лидера. Группа из более десяти проектов, которые сегодня работают в Астрахани – это и есть движение «Наши». Мы просто не всегда поднимаем свой флаг. Такая задача. На сегодняшний день просто махать флагами на улице – не достаточно. Нужно работать в конкретных направлениях.
«Факт»: Ваш профессиональный подход к работе с людьми, организаторские способности, я так понимаю, не остались без внимания. Где Вы сейчас официально работаете, кем?
Е.Базылев: Я по-прежнему в политсовете партии «Единая Россия». Работаю в управлении по внутренней политике администрации губернатора. Возглавляю сектор по работе с молодёжными объединениями. Являюсь уполномоченным представителем «Росмолодёжи» в Астраханской области по реализации программ года молодёжи. Являюсь координатором всех молодёжных проектов движения «Наши», которые придерживаются федеральной линии.
«Факт»: Нет ли желания поучаствовать на октябрьских выборах в качестве кандидата на должность депутата, мэра, главы какого-нибудь сельсовета?
Е.Базылев: На должность мэра я однозначно не претендую. По поводу Городской думы я придерживаюсь мнения своей команды. Если они посчитают, что это нужно, то я буду думать об этом. Находясь на своей должности, я считаю, что сначала здесь нужно сделать начатые дела. Скорее всего, в качестве кандидата я не затрону эти выборы. Буду заниматься реализацией тех направлений, которыми сейчас занимаюсь.
«Факт»: Думаю, что политактивный гражданин, как вы, в любом случае не оставит без внимания эти выборы. Какое-либо иное Ваше участие в кампании прогнозируется?
Е.Базылев: Оно уже готовится. Был запущен очень серьёзный молодёжный проект под названием «Наши выборы». Этот проект, который я курирую, в Астрахани занимается подготовкой специалистов в избирательных процессах. На сегодняшний день мы подготавливаем юристов для избирательных кампаний, наблюдателей, членов избирательных комиссий. Даже наблюдатель на избирательном участке должен быть грамотным и разбираться в избирательном процессе.
Помимо подготовки специалистов, в нашу задачу входит также донести до общественности, что нужно очень тщательно смотреть кандидата и думать, за кого ты идёшь голосовать. При существующем изобилии политических технологий часть граждан принимают решение и голосуют с затуманенной головой. А ведь те, за кого мы голосуем, представляют нашу жизнь, планируют её, реализовывают. Кроме того, наша задача – донести до молодёжи необходимость ходить на выборы, голосовать. Нельзя относиться к выборам с мыслью о том, что там и так уже всё без нас решили. Если на них не ходить, то, конечно же, всё решат другие.
«Факт»: Провокационный вопрос. Если кризис в стране дойдёт до такой стадии, что начнут вспыхивать народные бунты, а движение «Наши» в том числе, активизируют для их подавления политическими методами. Вы останетесь в строю движения для спасения действующей власти или примите сторону народных масс?
Е.Базылев: Движение «Наши» я не оставлю. Не согласен с тем, что движение могут использовать для подавления бунта. Более того, я уверен, что его не будет. Мне известно, что президентом, правительством, губернатором и астраханским правительством реализуются очень серьёзные антикризисные механизмы, программы, которые позволяют даже в условиях кризиса справляться с ситуацией. К сожалению, общественность не всегда пытается вникнуть в проблему или же в механизм её решения, а старается сразу найти виноватых и их «топтать». Я думаю, что ключевая наша работа на сегодняшний день – это донесение до астраханцев, что даже в условиях кризиса есть те рычаги, чтобы этот кризис как-то смягчить, организовать «подушку», чтобы он не сильно бил по гражданам.
«Факт»: У людей издавна сложилось впечатление, что если молодой человек занимает какие-то руководящие должности в серьёзных организациях, то значит у него там какие-то «крутые» родственники, которые его продвинули по своим каналам. Вы согласны с таким мнением, Вам кто-то помогал?
Е.Базылев: Лично мне никто не помогал. У меня не было такой возможности, чтобы какие-либо мои родственники дали мне денег, позвонили кому-то и попросили за меня, устроили меня. Я просто изначально нашёл реализацию самого себя в институте. Меня никто за уши не тянул, это была моя личная позиция. Когда я участвовал в КВН и был капитаном команды «Неуловимые строители», была отмечена моя общественная активность. Стали приглашать на другие мероприятия. Потом предложили возглавить государственное учреждение «Межвузовский студенческий клуб». Так потихоньку и шёл.
Сегодня двери открыты для любого молодого человека, который уверен в своих способностях и возможностях реализовать себя. Вот пример: газета «Факт и компромат». Обычные ребята, которые «раскрутили» сами себя. Молодцы. И таких примеров в современной жизни очень много, когда молодёжь находит себя в каких-то направлениях жизнедеятельности и реализовывается. А 2009 год обозначен «Годом молодёжи», что даёт ещё больше шансов молодым людям найти себя.
«Факт»: Мы сегодня вместе с Вами побывали на митинге так называемой организации «Другая Россия». Можно считать эту организацию на местном уровне реальной оппозицией? Как Вы оцениваете проводимые ими мероприятия, есть ли в них какой-то толк, нужны ли они вообще?
Е.Базылев: Я считаю, что руководство таких организаций получает финансирование от иностранных государств. Им выгодно устраивать беспорядки, выносить негативное мнение о власти на общественность. Что можно сказать об астраханских членах этой организации? На митинге, котором мы были, присутствовало двадцать человек. Когда к ним подходишь и говоришь, что у них не правильно висит флаг, они задумываются. О чём здесь ещё можно говорить? Это люди, которые всегда чем-то обижены, их постоянно видят с бутылкой пива. Они не понимают, что вместо того, чтобы просто кричать, лучше пойти и заняться чем-то более плодотворным, постараться обустроить свою жизнь. Они жалуются на отсутствие денег в своём кармане, виня в этом государство. Но ведь мне известно конкретно об этих людях, что многие из них даже и не пробовали постараться их заработать. И если уж есть какая-то конкретная позиция, то вместо того, чтобы кричать, что всё плохо, то предлагайте конкретные идеи, пути решения существующих проблем. Мы уже отошли от тех времён, когда инициатива была наказуема. Конструктивные идеи и их решения могут сегодня помочь и государству, и их разработчику.
«Факт»: Я знаю, что Вы читаете нашу газету, не пропускаете ни одного номера. Наверняка заметили, что у нас в ряде недавних выпусков газеты прошла серия интервью с лидерами молодёжных организаций Астрахани. Как профессионал по работе в этой сфере, охарактеризуйте выступления этих молодых людей в нашей газете, дайте аналитический комментарий.
Е.Базылев: Спасибо за оценку меня, как профессионала. Мне на самом деле самому ещё многому нужно учиться. Очень приятно, что в нашем регионе представлено множество разных организаций. По моему мнению, всем организациям стоит задуматься над тем, что они все занимаются практически одним и тем же. Между ними начинается конкуренция. Конкуренция – это хорошо. Но в данном случае непонятно, за что. За ресурсы или за программы? На мой взгляд, каждый руководитель молодёжной организации должен спланировать свою работу в организации так, чтобы взять на себя реальное направление и заниматься им от начала до конца. Показывая, таким образом, результаты своей деятельности. И если мы говорим об улучшении жизни молодого человека, то соответственно нужно направлять свою деятельность именно в это русло. А у нас сегодня получается следующим образом. Появились на стенах города свастики, все организации идут их закрашивать. Детским домам нужно помочь одеждой, игрушками, все едут помогать. Замечены нелегальные игровые автоматы, все идут их пикетировать. Это, конечно, хорошие дела. Но отсутствие конкретной своей задачи у каждой организации в отдельности – размывает общий фон молодёжной политики в регионе. Сам механизм реализации молодёжных проектов не всегда должен висеть на плечах власти и агентства по делам молодёжи. Организации должны идти сами со своими предложениями, проектами. А вместо этого часто создаётся видимость работы. Нужно переходить к конкретным делам.
Подготовил Максим Терский,
газета "Факт и компромат" №12 от 22.04.09.