События последних дней показывают нам, что Европа и США представляют собой жестко тоталитарные структуры, подавляющие любое инакомыслие самым беспощадным способом. При этом формально никакого тоталитаризма, как целостного явления, нет – есть множество маленьких тоталитаризмов в разных сферах – от торговли до еды, которые выполняют прежнюю задачу. Унифицируют сознание и превращают общество в массу.
Одним из таких тоталитаризмов становится сегодня гастрономическая культура - проникновение иного образа жизни и иных культур в Россию сегодня идет в значительной степени с помощью ресторанов. Американское посольство сегодня не одно – их почти тысяча и эти посольства каждый день посещают сотни тысяч людей. Это Макдональдс, успех которого заслуживает пристального внимания.
Американская культура заточена на конкретного, причем среднего или даже «отстающего» потребителя (так, например, американская система образования ориентирована на отстающего, а не лучшего ученика в классе). То есть задача состоит в том, чтобы понравиться потребителю, служить ему.
Но важно также понимать, что американская общественно-бытовая культура пронизана религиозностью и религиозными технологиями. То есть технологии продаж и потребления культуры работают сразу в двух плоскостях – явной (покупка, продажа и пр.) и скрытой (подача потребляемого в форме квазирелигиозного акта и бессознательное восприятие потребляемого, как некоей безусловной ценности, выходящей за рамки обычного восприятия обычной бытовой вещи).
В результате самые разные и, казалось бы, обыденные элементы американской культуры наполняются религиозным содержанием. Достаточно посмотреть, как формировался религиозный феномен «Кока-Колы» (в музее «Кока-Кола» год основания компании описывается как «год божественного рождения», рекламная кампания «Кока-Колы» начала 1980-х годов строилась на лозунге «CocaColaisit!» (Кока Кола есть!) – прямая отсылка к словам Христа «прежде нежели был Авраам, Я есмь». (Ин.8.58). Отчетливо религиозные оттенки имел «фордизм» - индустриальная парадигма, воплощенная в заводах Г.Форда и превратившаяся в религиозно-социальную инженерию. Компания «Apple», построив вокруг себя правильную комбинацию индивидуальных и коллективных взаимодействий, также стала настоящим религиозным культом.
Квазирелигиозную основу имеет и культ «Макдональдса», культ, который превращен в особую «детскую», «подростковую» религию», отличающуюся феноменальной притягательностью. В США каждый месяц Макдональдсы посещают до 90% американских детей, которые, по их словам, заряжаются там «счастьем» и «радостью» - не случайно детский набор из гамбургеров, колы и игрушек характерно называется «Happy meals» - «Счастливая еда».
А главная инструкция на 750 страниц, в подробностях описывающая порядок действий по приготовлению еды и способы общения с покупателями, называется «Библия Макдональдса». И не действуют никакие статьи и книги о вреде фастфуда и примитивизме макдональдсовских развлечений – квазирелигиозная парадигма не поддается логическим умозаключениям. В результате питье колы и поедание бигмаков на уровне «коллективного бессознательного» превращается в квазирелигиозный акт, во время которого происходит причащение американского образа жизни и культуры по всему миру, принятие в себя частицы счастья и свободы, которые производит Америка.
И вот эти посольства (храмы счастливой жизни) закрываются по всей стране.
Но не надолго, поверьте.
Они вернутся.