Свои мысли изложил первый заместитель председателя комитета по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии Ф.Н. Тарасевич:
"Ежегодно в регионе на поддержку сельскохозяйственного производства из областного бюджета выделяются средства. Как правило, незначительные. Нехватку оборотных средств крестьяне компенсируют кредитами. Для сравнения – расходы областного бюджета на эти цели в прошлом году составили 155 млн. рублей, кредитов выдано – более 1 млрд. 700 млн. рублей. В таких условиях объем валовой сельхозпродукции в 2008 году увеличился на восемь процентов. Количество прибыльных хозяйств возросло до 80 процентов.
В этом году в связи с кризисом – многие, в том числе и прибыльные хозяйства вряд ли смогут воспользоваться кредитами. Банки выставляют такие гарантийные требования, которые очень сложно выполнить. Кредиты, впервые за многие годы, можно было бы компенсировать бюджетными ассигнованиями. В этом году они составляют 1 млрд. 300 млн. рублей. В районах под эти цифры уже верстаются планы хозяйств. По данным регионального министерства сельского хозяйства объемы производства продукции в регионе планируется увеличить на 20 процентов. Однако правительство предлагает расходы «урезать». Сразу на 46 процентов. И это в объявленный в области Год села. Категорически с этими предложениями не согласен.
Сокращать помощь сельчанам нельзя, потому что условия, обеспечивающие рост сельскохозяйственного производства не созданы. Скажем, вырастили в России в прошлом году рекордный урожай зерна – 100 млн. тонн зерна. Что крестьяне с этого получили? По два с половиной рубля за килограмм пшеницы. Остальное досталось посредникам, перекупщикам. Точно так же обстоит дело и с другой продукцией. Доходы от производства заморожены. Сельскому труженику дают за его продукцию ровно столько, чтобы он к следующему сельскохозяйственному году не протянул ноги. Пока посредник-спекулянт обдирает крестьянина как липку, развитие сельскохозяйственного производства невозможно. Есть перерабатывающие предприятия. Но они, зачастую, предлагают за продукцию еще меньше.
Государство должно регулировать цены. Два года крестьянин трудится, чтобы вырастить корову. А четверть дохода, а то и больше с готовой продукции получает не он, а посредник, затраты которого минимальны, еще четверть – продавец мяса. В этом нет логики. Это убивает производство.
Стоимость солярки, бензина, киловатта электроэнергии, килограмма удобрений растет гораздо быстрее стоимости сельскохозяйственной продукции. В прошлом году хозяйство, которое я возглавляю – совхоз «Юбилейный», заплатило шесть млн. рублей только за электроэнергию. А в этом, боюсь, уже и в десять не уложимся. Считаем каждую копейку. А надо еще и «циркуляры» разные выполнять. За двухнедельные курсы по экологической безопасности выложи 11 тыс. рублей за каждого подготовленного специалиста. На селе, чтобы заработать такие деньги надо два месяца изо дня в день не разгибаясь трудиться. Это же обдираловка. «Обучение» работе с вредными веществами – 17 тыс. рублей. Нет справки об обучении – нет допуска к работе. А нередко обучаемый, имеет десять и более лет стажа работы с этими самыми веществами, и знает по этому вопросу не меньше «учителя».
Еще надо разработать проект предельно допустимого сброса отработанной воды. 25 лет хозяйство не использует ни гербициды, ни пестициды в производстве. Ежеквартально сбрасываемую воду подвергаем анализу. Он также платный – 12 тыс. рублей. Так вот, сбрасываемая вода по своему составу намного чище речной. Но от разработки проекта это все равно не освобождает. А обойдется он хозяйству еще в 100 тыс. рублей. За что спрашивается? За «проформу»? И если эти и другие «важные» предписания не исполнишь – штрафы в сотни тысяч рублей.
Нахлебников, захребетников на крестьянской шее много сидит. Мало того, что обдирают, так еще и диктуют по каким ценам продавать продукцию. Молоко реализуем по 14 рублей литр. Предложил – покупайте по 16 рублей. В антимонопольном комитете говорят – цены на молоко и хлеб повышать нельзя. Избавь Бог! Социальный товар. А тарифы на электроэнергию – товар не социальный. Их повышать, причем в течение года можно несколько раз.
За аренду земли в прошлом году хозяйство заплатило 150 тыс. рублей. В этом надо будет выложить уже полтора миллиона. Сорок лет орошаемые участки находятся на балансе у хозяйств. Хозяйство вкладывает собственные средства в содержание ирригационных систем. Не из федерального, не из областного бюджета ни копейки на эти цели не выделяют. А арендную плату повышают. Почему мы вообще должны ее платить?
Требования к хозяйствам выдвигают по увеличению зарплаты. Правильные требования. Малооплачиваемый крестьянский труд непрестижен. По этой причине молодежь в хозяйствах с огнем не сыщешь. У меня бригада растениеводов – все преклонного возраста, бригадиру уже 70 лет.
Только как эти требования выполнить, когда расходы растут такими темпами, что голова кругом идет. Как на вырученные средства расширять производство, если один крестьянин с сошкой, а вокруг него крутятся семеро с ложкой – тех, кто не сеет, не пашет, но живет припеваючи?
Местным производителям нужна протекционистская поддержка. Для них практически закрыт местный рынок сбыта. Заезжие перекупщики да переработчики этим и пользуются. В наших магазинах, в том числе и в крупных, т.н. сетевых продают ставропольский, краснодарский, черкеский творог, молоко, даже израильскую картошку. А астраханской продукции – днем с огнем не сыщешь.
Ситуация в агропромышленном комплексе области рассмотрена 5 февраля на заседании комитета по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии. Ситуация традиционная. В рай на крестьянском горбу жалеют въехать много желающих. Только если их аппетиты не умерить, везти скоро будет некому. Вот ведь в чем проблема.
Позиция комитета – утвержденные в областном бюджете расходы на агропромышленный комплекс не сокращать. Она отражена в рекомендациях региональному правительству. Министрам также предложено провести анализ, занимаемой астраханскими сельскохозяйственными товаропроизводителями доли розничного рынка продуктов питания и разработать протекционистские мероприятия по поддержке сельскохозяйственного производства в Астраханской области".
Пресс-служба Государственной Думы Астраханской области