Город наш, как известно, стоит на одиннадцати островах, связанных между собой мостами. Раньше мостов не было, зато внутренние водные артерии были судоходными – можно было спокойно наловить рыбу в море, подняться по Цареву до Астрахани, зайти в Канал и по нему добраться до Больших исад, то есть лодок. Откуда у района в центре города название «большие лодки»? От многочисленных самых настоящих больших лодок, от ял, от шаланд, баркасов и так далее. Шли баржи с арбузами, и юные астраханцы атаковали их вплавь, скидывая на ходу арбузы, а потом собирая их и утаскивая добычу. Почему перекрыты астраханские берега? Затем пришла эпоха мостов. Их построили очень низко, т.к. от лодочного движения внутри города почему-то отказались. Почему? Наверняка этому есть какое-то вполне логичное объяснение, я же думаю, что всё дело в советской экономике – раз нет частной собственности, то и частных лодок нет, а коли нет частных, а государственным судам нет необходимости заходить в город, то лучше и логичнее кинуть всюду мосты, пусть и очень низко – байдарки и академии пройдут, а больше и не надо. После того как внутренние реки перестали быть полноценными реками, у меня всегда свербит на душе – зачем они вообще нужны? С одной стороны мне не нравится, что на их берегах идёт строительство: стоял ящик с торговцем, потом появилась палатка, переросшая в ларёк, а уже он расширился до торгового павильона. По закону, мы должны свободно ходить вдоль берегов – строительство у водоёмов запрещено. Если река или озеро закрыто от граждан, значит это феодализм – человек имеет равные права, но у кого-то и права прямее, и цифры все на номерах одинаковые. На счёт цифр я не против – булочник лучшую булку отнесёт семье, домой; рыбак лучшую рыбу принесёт домой, а что нести домой страдальцу дорог, правила дорожного движения? Вот хотя бы номера. Химия и рыба Так вот, уважаемые астраханцы, в ноябре 2011 г. я уже писал большой материал «Заземление» (его можно прочитать и обсудить по адресу ast-news.ru/node/3882), в котором предложил высушить внутренние водоёмы, устроить там строительство домов, офисов, парков и парковок. Да чего угодно, что душа пожелает. Как же так? Молча. Если кому-то эта идея кажется сумасбродной, то зайдите в Арбитражный суд и скажите, что сушить реки и строить на них дома глупо и смешно, там тоже посмеются, ведь именно суд стоит на месте бывшей реки – Лебединое озеро лишь часть её. Засыпали и ничего страшного – построили дома, разбили парк. Правда, парк такой, что мама не горюй, но откуда у бедных нефтяников деньги, чтобы купить совесть и нанять садовника? Каждый год наши водоёмы зарастают водорослями, каждый год в них, в водоёмы, спускают тысячи мальков толстолобика и ещё кого-то. За десять лет туда спустили столько этого добра, что внутренние водоёмы должны быть не из воды, а из рыбы – по хребтам можно было бы ходить. Куда же они деваются? Ума не приложу. Почему-то мне кажется, что рыба валит из этих химических помоек, куда глаза глядят (если успевает, конечно). Рыбаки тоже ловят. Поэтому я никогда не покупаю рыбу у странных рыбаков для кота, ибо жаль животное. В общем, проблема внутренних каналов была бы и дальше, если бы не решили в этом году сделать их проточными, вроде как. То есть вони будет меньше, и грязь с тех же Больших не будет гнить там, а будет уходить в Волгу. Лёд только вот растает. Главам прикаспийских государств следует поостеречься? Мосты же совсем не виноваты в том, что такие вот проблемы в Астрахани, хотя я не вижу никаких проблем. Проблемы все от огромного тормозного механизма в головах чиновников. На вокзале для пешеходов закрыли половину моста. То же самое происходит на Казачьем ерике – запретили пешеходам ходить, сварили решётки. Хотя там мосты целые (хоть, может, и аварийные), а вот Красный мост на Больших просто в дырах – можно ногу сломать. Там кто-нибудь сломает ногу и станет инвалидом. Власти как обычно пошлют адвоката в суд, он будет доказывать невиновность чиновников и невозможность платить иск. В итоге компенсацию присудят, человека поставят на инвалидность и всю оставшуюся жизнь он будет висеть на шее государства, страдать. Осенью приедут президенты всех прикаспийских стран. Их кортежи из тяжёлых бронированных автомобилей с представительными делегациями, свитами поедут по раздолбанным мостам, всё посыпется, машины упадут, сработают подушки безопасности. Чиновники высшего ранга будут выползать из этого кошмара все в грязи. Это ужасно будет, потому что на мосты всем в городе плевать (кроме губернатора, который изо всех сил пытается заставить и.о. мэра работать). Ремонт мостов у нас происходит просто: запретить пешеходам ходить и ладушки. Очень здравое решение. Ещё нужно поставить чучела, чтобы отпугивали птиц – от их помёта страдает мост тоже очень сильно. Ну и самый важный момент – попросить астраханских депутатов издать указ, запрещающий мостам разрушаться. Даёшь новый онкодиспансер! Что ж, скоро мосты будут закрывать. Автомобильный транспорт ходить по ним не будет, зато пешеходам будет раздолье. Лет десять они постоят закрытые, потом их отремонтируют и откроют с помпой, как будто это событие века. Мосты у них разрушаются, а то, что на мостах до сих пор рельсы, утяжеляющие конструкцию, это как бы никого не волнует. Я стоял возле этой дыры на мосту и смотрел, как её обходят люди. Давайте уже разбираться: если мосты нам нужны, то давайте их ремонтировать. Если они не нужны, то давайте их уберём. На вокзале мост не нужен никому, кроме железной дороги. Можно сделать переезд обычный со шлагбаумами. Можно? Можно. Мосты через маленькие речки разобрать, речки засыпать, построить торговые центры, заложить всё плиткой, попутно вырубить все деревья – ни забот, ни хлопот. Экономия капитальная: поливать деревья не нужно, а их никто и не поливает, зато списывают на это дело денежку хорошую. Не нужно выпускать в ужасную воду бедных мальков толстолобика. Лучше построить ещё один онкологический центр и открыть красивое, новое, просторное кладбище. Ну и музей бывшего города Астрахани. Туда всё сложим, все артефакты. Мосты, чтобы их ремонтировать, требуют документации. Её никто и не собирается делать. Там начинающие тётеньки друг дружке целый день показывают фотографии на телефонах, тоскливо ждут пяти часов вечера и прыгают в свои бричек, разъезжаются по домам, стоят в пробках, вздыхают. Скоро пробок будет ещё больше – мосты-то закроют. Чулпан Хаматов, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 10 (571), 14.03.2014 г.