Федеральная антимонопольная служба сражается за Астраханский порт и дальневосточные рыболовецкие флотилии. Южная гавань России попала под прицел иранских компаний, которые делают попытки заполучить контрольный пакет порта. Под шумок подоспел и восточный сосед — Китай, чьи компании установили контроль над дальневосточными рыболовецкими флотилиями.

Иран активно развивает собственные гавани на Каспии и старается не упустить возможности заполучить контроль над такими активами в соседних странах, сделав Каспий персидским озером.

ОАО "Астраханский порт" является крупнейшей стивидорной компанией в Астрахани, управляющей грузовыми причалами общей протяженностью 690 метров. В первом полугодии текущего года, по данным SeaNews, ОАО "Астраханский порт" обработал более 200 тысяч тонн грузов, превысив в 3,3 раза показатель сопоставимого периода прошлого года.

Астраханский порт долгое время оставался основным морским портом России на иранском направлении и сотрудничает с полусотней компаний из ИРИ, которые осуществляли перевалку в этом порту. В 2011 году появились "инвесторы из-за моря", которые получили в свое распоряжение портовой участок ОАО "Астраханский порт".

Они предложили 2,5 миллиона долларов на приобретение новой техники, расширение тыловой части и строительства зернового терминала, к которому приступили осенью 2011 года. Также были реконструированы три портальных крана. Судя по всему, иранцы пожелали заполучить контроль над всем портом.

Как сообщил полторы недели назад глава ФАС Игорь Артемьев, Комиссия по иностранным инвестициям правительства России отклонила заявку иранской компании Hazar Sea Shipping Lines на приобретение портового комплекса "Альфапорт" в Астрахани. По его словам, в связи с введением Советом Безопасности ООН санкций против Ирана и указом президента России Дмитрия Медведева, работа с иранскими компаниями ограничена.

Также компания отказалась раскрывать своих фактических собственников, что уже само по себе является поводом для отклонения сделки. Однако как выяснилось на очередном заседании правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в стратегические общества России, ряд ближневосточных компаний попытался заполучить контроль над портом вопреки отказу.

Заблокировал эти попытки суд Астраханской области, который 16 июля принял обеспечительные меры по иску ФАС России к иностранным компаниям KHAZAR SEA SHIPPING LINES (Исламская Республика Иран), "South Way Shipping Agency" (Исламская Республика Иран) и "AZORES SHIPPING COMPANY L. L.FZE" (Объединенные Арабские Эмираты).

ОАО "Астраханский порт" и их органам управления запрещается выводить денежные средства, предназначенные для выплаты дивидендов, на счета ОАО "Астраханский порт" или иных компаний в зарубежных банках, а также принимать иные действия и меры, направленные на вывод средств из ОАО "Астраханский порт" до вступления в законную силу судебного акта по иску ФАС России.

Сейчас идет подготовка документов для обращения в суд о признании этих сделок ничтожными.Также правительственная комиссия по иностранным инвестициям в РФ поручила профильным ведомствам разобраться в работе зарубежных компаний, незаконно получивших контроль над выловом морских биоресурсов на Дальнем Востоке.

pravda.ru