Астраханская область не отстает от общероссийских стандартов. Здесь старательно создают видимость законности, открытости, неангажированности, и это в первую очередь касается взаимоотношений региональных властных структур со СМИ.
Областной власти приятно иметь свои ручные прикормленные СМИ. При подобном раскладе не бывает никаких резких неожиданностей, не просачивается в эфир и на газетные полосы ничего «жареного» про областного губернатора, областных министров. Всё понятно – кто платит, тот и заказывает журналистскую «музыку». Хорошо дрессированные собаки никогда не укусят того, кто их кормит.
Если бы, к примеру, московские власти хорошо подкармливали «Рен-ТВ», то телезрители по всей стране не имели бы возможности видеть материалы этого телеканала, разоблачающие милицейский и чиновничий беспредел, царящий на просторах России… «Рен-ТВ Астрахань» «съедает» полтора миллиона рублей в год из рук областных властей, и это отбивает охоту радикальничать, своевольничать, а проще – говорить правду о действительной социально-экономической ситуации в Астраханской области.
Подогрев из областного бюджета ангажированных СМИ происходит не совсем откровенно и цинично. Этот процесс закамуфлирован под общедоступный аукцион.
На жалкое подобие аукционных торгов выставляются лоты, по которым СМИ получают средства из областного бюджета на освещение лихорадочной деятельности губернатора, Правительства Астраханской области и прочих областных структур. Естественно, излишне говорить о том, что освещение это должно быть исключительно положительным, а если приятного ничего сказать невозможно – следует молчать, как, например, это и происходит по поводу нового музыкального театра, который уже сейчас метко назван народом «гробом с музыкой».
Фальшивый аукцион как бы проводит Агентство по печати и информационным коммуникациям Астраханской области. «Документацию об открытом аукционе на оказание информационных услуг» на каждый год утверждает руководитель агентства Зайцева Марина Анатольевна.
Документация эта составлена весьма характерно – только для своих «карманных» СМИ. Для примера можно рассмотреть документацию об «открытом» аукционе на 2009 год.
Вот лоты №1 и №2 – по всем параметрам они предназначены только для «Рен-ТВ Астрахань» и ГТРК «Лотос». Лотов, подходящих по своим параметрам для АТК, Проспект-ТВ, Экс-видео, СТС-Астрахань, 7+ нет. А ведь эти телеканалы несомненно имеют свою обширную аудиторию и тоже могли бы участвовать в аукционе. Техническая часть лотов должна быть такой, чтобы все без исключения электронные СМИ могли принимать участие в аукционной борьбе за возможность зарабатывать нетрудные и непыльные деньги на освещении областных светских мероприятий. Но этого не делается. Просматривается нежелание делиться денежками с «чужими». Деньги должны попадать в карманы только «своих»… Это явное нарушение антимонопольного законодательства происходит из года в год. Но вот странно – антимонопольная служба Астраханской области старательно «не замечает» этого беззакония.
Лот № 3 создан для бывшего органа обкома КПСС – газеты «Волга». В технической части так и прописано: периодичность выхода издания – 4 раза в неделю, тираж издания – не менее 45 тысяч экземпляров в неделю, полосность издания – не менее 28 полос в неделю… Какие периодические печатные издания подходят в Астраханской области под эти параметры? Ответ однозначен – только «независимая» «Волга».
Лот № 4 придуман специально для бывшего органа обкома ВЛКСМ – газеты «Комсомолец Каспия». Периодичность выхода издания – не менее 2-х раз в неделю, тираж издания – не менее 13 тысяч экземпляров в неделю, полосность издания – не менее 6 полос… Не достает только еще одного легко читаемого между строк условия – главный редактор – А. Нечаев. Вот тогда вообще не остается никаких сомнений.
Лот № 5 рожден в муках творчества для ура-патриотического издания «Астраханский мир», где главным патриотом выступает вездесущий В.Аракелян – бывший ведущий работник Астраханского обкома КПСС.
Участвуют в мнимом аукционе и все районные газеты области – бывшие органы сельских райкомов КПСС.
Остальные печатные издания города и области остаются за бортом странного открытого аукциона, рассчитанного на беззаветно влюбленных в областные властные структуры.
Чувствуется несвежее дыхание прошлого. Налицо партийная основательность в сочетании с комсомольским задором, немного подпорченным капиталистическими отношениями типа «купи-продай», также в свою очередь искаженными специфическими коммунистическими привычками устроителей псевдоаукциона.
А зачем вообще нужен этот аукцион? В документации, утвержденной прессозаботливой М.А. Зайцевой есть ответ на этот вопрос: «Настоящий открытый аукцион проводится на право заключения с агентством по печати и информационным коммуникациям Астраханской области государственного контракта на оказание информационных услуг…».
Общая сумма государственного контракта со «своими» СМИ на 2009 год, к примеру, составила без малого 10 миллионов рублей из бюджета области. Но, естественно, подкормка этим не ограничивается.
А почему именно из государственных средств производится оплата воспевания «славных» деяний областного губернатора и областного правительства в печатном и электронном виде? Понятно, что это делается для создания возвышенного имиджа в первую очередь губернатора. Но почему за это расплачивается бюджет области? Почему за фиксацию тяжелых и незабываемых трудовых будней губернатора производится оплата из бюджета области?
СМИ должны работать в режиме самоокупаемости. СМИ – это глаза и уши народа. Во всем цивилизованном мире СМИ – это «четвертая власть». Задача СМИ выдать читателю и зрителю читабельный и смотрибельный материал, за который те заплатят напрямую из своего кармана или косвенно через рекламу.
Деятельность региональных органов власти должна быть прозрачно открытой по Конституции РФ для всех граждан страны, а следовательно и для всех СМИ. Здесь не может быть любимчиков и пасынков, не может быть никаких аукционов на доступ к «священному VIP-телу».
В советские времена СМИ были рупором коммунистических идей. Читая «Волгу» тридцатилетней давности можно было умиляться. В начале 80-х годов в Астрахани все было распрекрасно: повышались урожаи, росла производительность труда, неудержимо рос жизненный уровень советских людей. Проблемы были, но они носили сугубо частный характер: пьянство отдельных несознательных граждан и мелкое расхищение социалистической собственности. Несунов и пьяниц жестко бичевали на страницах тогдашней «Волги». Это был всесоюзный стиль работы СМИ. Чем это закончилось – теперь известно. СССР развалили сами партийные вожаки, зорко следившие за идеологическим здоровьем масс.
Приукрашивание действительности не улучшает нашу жизнь, а привносит в нее еще один порок – ложь, что на современном этапе развития российского общества противоречит внутренней политике государства.
Глеб Иванов,
"Факт и компромат" №13, 14.05.10.