Проблема ношения единой формы в астраханских школах уже не первый год будоражит наших земляков. Форму поддерживают 68% населения. Идея решить проблему как можно скорее, вызвала широкий резонанс общественности.

Особенно после того, как на Ставрополье, в школе села Кара-Тюбе вдруг все ученицы-мусульманки одновременно пришли на занятия в платках-хиджабах.

Директор учебного заведения запретила приходить на уроки в мусульманской одежде. Местный муфтий и родители девочек обратились в прокуратуру. Дело стало принимать нежелательный оборот. Дошло до того, что руководителю школы стали угрожать. Губернатор Ставропольского края откликнулся на ситуацию в сельской школе немедленно, потребовав от своих подчинённых в срочном порядке разработать единые требования, по которым должна быть разработана единая концепция школьной формы, заявив, что образование в нашей светской стране должно оставаться светским. Не надо превращать учебные заведения в площадку для демонстрации религиозных обычаев. И действительно, что получится, если, скажем, в наши астраханские школы подростки стали ходить в национальных одеждах! В нашем регионе, как известно, более ста национальностей. Вот получится карнавал! Вне школы, пожалуйста, ходите, в чём хотите, а в учебных заведениях извольте подчиняться общему порядку. К этому же, кстати, призвали и областные власти.

Мы живём в светском государстве. Все астраханские школы работают по единым образовательным стандартам. Всероссийское педагогическое собрание уже давно выступило за возвращение школьной формы. Ещё раз обсудить эту проблему предложил общественности президент Владимир Путин. Законопроект о школьной форме внесён в Государственную думу. В общем, колесо завертелось.

Религиозные чувства людей, по словам Путина, необходимо уважать. Однако надо исходить из того, что в России церковь от него отделена. Следовательно, обучающиеся в светских школах обязаны соблюдать светский этикет, а не выпячивать свою религиозную принадлежность. И форма как раз и должна стать своеобразным компромиссом. Лучше, думаю, не скажешь.

Пока идут дебаты о форме, многие школы страны уже вводят её, и многие школы её уже ввели. В том числе и в Астраханской области.

Как известно, в России школьную форму отменили в 1992 году. И, как считают наши соотечественники, сделали неправильный шаг. Но тогда такое время было, когда хотелось всё разрушить, всё поменять. Наразрушали столько, что до сих пор не можем восстановить разрушенное.

Активнее других за школьную форму ратуют учителя. Они считают, что форма дисциплинирует, позволяет осознавать себя членом большого, но единого школьного коллектива. А это немаловажно. А вот сами школьники к идее ношения формы относятся неоднозначно. Особенно старшеклассники. И их можно понять. Некоторым из них хочется пощеголять в одежде, отличающейся от других. Показать себя самостоятельными, взрослыми людьми. Хорошее, казалось бы, желание, да всё дело в том, что в школах какой-то показ одежды происходит, каждый норовит чем-то особым отличиться, что-то дорогое показать. Но ведь школа – это школа, а не подиум. И об этом не надо забывать.

Нередко правозащитники «забугорного» толка говорят о том, что в мусульманских странах тот же самый платок-хиджаб и в школах носить разрешается. Во многих странах действительно разрешается. Но вот, к примеру, в Иране, соседнем с Астраханской областью государстве, девочки в школах не носят хиджабы до достижения 13-14 лет. А ведь Иран – исламская республика.

В нашем государстве школьную форму носили с давних времён. И это не советское изобретение, как может кто-то подумать. Единообразную школьную форму в нашей стране ввели во время царствования Николая I, 180 лет назад. Школ тогда в современном понятии не было. Учились по сословиям. Низшие сословия обучались в одноклассных приходских школах. Познавали четыре правила арифметики, чтение, письмо, Закон Божий. Дети купцов и ремесленников учились в уездных училищах. Дети дворян и чиновников познавали науки в семиклассных гимназиях. Поначалу были введены мундиры только для мальчиков. Кстати, мальчики и девочки в гимназиях обучались отдельно. Фасон формы менялся пять раз: в 1834, 1855,1868 и 1913 гг. Мундиры, как правило, были похожи на военные: суконные гимнастёрки, шаровары, чёрный ремень с пряжкой, фуражка, двубортная шинель. Зимних шапок не было, поэтому разрешалось носить наушники и башлык. Учащимся младших классов разрешали зимой пришивать на шинель чёрный каракулевый воротник. Номер и аббревиатура гимназии были выбиты на металлической бляхе ремня.

Спустя несколько лет, в 1886 году утвердили форму и для девочек. Цвета были разные: тёмно-синий – для младших классов, цвет морской волны – для средних и коричневый – для выпускниц. Ежедневная форма гимназисток включала шерстяное платье с белым воротничком и фартук чёрного цвета. Праздничная форма или, если так можно сказать, парадная форма включала дополнительно белый фартук и кружевной воротник. На голове летом носили шапочку-панамку или соломенную шляпку, зимой носили шапочку с меховой отделкой. Старшее поколение астраханцев, я думаю, помнят такую форму. Впрочем, и среднее поколение её тоже застало в несколько изменённом варианте: без шляпок и панамок.

Школьная форма – это вовсе не российское изобретение. Школьную форму в наши дни носят в Великобритании, Японии, на Кубе, в Южной и Северной Кореях, в Индии, Ирландии, Сингапуре, Южной Африке, на Кипре и Гонконге. В Австралии каждая школа сама устанавливает форму. В Турции единый фасон: костюм, блузка, джемпер и юбка, галстук. Но у каждой своё цвет.

Некоторое время назад вернули школьную форму в Азербайджане. В Киргизии категорически запрещается посещать занятия в дорогой одежде. Можно ходить в школу только в простой, выбранной родителями и учениками форме.

Хочется верить, что и в Астрахани в школах скоро будет повсеместно введена форма.

Борис Стрелецкий,

"Факт и компромат" № 2, 18.01.2013 г.