ГАИ ограничивают, земляки!
Возможно, в скором времени власти субъектов Федерации могут взять на себя часть функций по исполнению правил дорожного движения. Во всяком случае, на их плечи ляжет обязанность назначать и собрать штрафы, зафиксированные камерами фотовидеофиксации.

Сегодня камерами наружного наблюдения фиксируется 38 из 128 нарушений Правил дорожного движения. Среди них чаще всего отмечаются превышение скоростного режима, проезд на красный свет светофора, выезд на встречную полосу, нарушение правил проезда пешеходных переходов. Это официальные данные, зафиксированные камерами. Поэтому в правительстве считают, что чиновники на местах будут лучше справляться с административными обязанностями по пресечению таких видов дорожных нарушений. Тем более, что количество сотрудников ГИБДД постоянно сокращается. Вот и теперь, при новом сокращении, которое грядёт, в рядах Госавтоинспекции останется около 45 тысяч человек. И это сейчас, когда на российских дорогах ездит почти 57 миллионов автомобилей всех марок и типов. Прикиньте, сколько приходится на одного гаишника?

Чтобы на дорогах был порядок, правительство предлагает законопроект, позволяющий хоть как-то сгладить нехватку работников ГИБДД. Первоначально правительственный законопроект предлагал передать полномочия по сбору штрафов только столичным властям. Однако ко второму чтению в документ планируются поправки, позволяющие и другим регионам взять на себя подобные функции. И уже выяснилось, что более 30 регионов готовы заключить соглашения на осуществление административных мер по сору штрафов с автомобилистов при нарушении правил дорожного движения.

Что же останется от ГИБДД после очередного сокращения численности списочного состава? Сразу после новогодних праздников министерство внутренних дел сообщило о сокращении 10 тысяч должностей в структуре Госавтоинспекции. Выходит, что сокращённым придётся искать работу. А ведь известно, какая в стране ситуация в данный момент на рынке труда. Так что работу найти будет не так-то легко. Но в министерстве разъясняют, что сокращению подлежат только должности полицейских в подразделениях дорожно-патрульной службы, за исключением работников, ответственных за регистрацию автотранспорта, экзамены на права и выдачу водительских удостоверений. А те сотрудники, которые попали под сокращение, могут поменять место работы и перейти в другое подразделение. Как говорится, МВД своих в беде не оставляет!

Сокращение в этом силовом министерстве, естественно, не улучшит ситуацию на дорогах. На этом сходятся многие эксперты и парламентарии. А даже наоборот. На улицах некому будет пресекать грубые нарушения правил дорожного движения. А мы знаем, сколько у нас развелось лихачей и мальчиков-мажоров, желающих показать свою удаль и безнаказанность. И даже если камера зафиксировала нарушение правил ПДД, что равно штрафу 5000 рублей, но лишить нарушителя водительских прав без участия инспектора, без составления соответствующего протокола, невозможно. Так что в скором времени с нарушителями правил на дорогах просто некому будет бороться. Впрочем, и сейчас инспекторов на дорогах почти не увидишь. Мало их.
Мнения экспертов на сокращение инспекторов дорожного движения разные. Одни категорически за то, чтобы они всегда были на наших улицах и дорогах. Другие – никакой трагедии не видят. Уже давно, мол, идёт сокращение. Во всяком случае, три-четыре года – это точно. И ничего, мол, не случилось. Сначала у гаишников отобрали функции техосмотра, потом часть полномочий по оформлению административных штрафов за неправильную парковку. Как это было в Москве. Так незаметно, по-тихому перешли к камерам видеонаблюдения.
Сейчас в Госдуме рассматривается законопроект, который позволит чиновникам собирать штрафы за нарушение правил дорожного движения, чтобы разгрузить гаишников. С целью разгрузки инспекторов принят закон об увеличении страховых выплат по ОСАГО с 50 до 100 тысяч рублей для стимуляции автовладельцев оформлять мелкие аварии по европейскому автопротоколу без вызова инспекторов.

Это ни что иное, как развал Госавтоинспекции, начавшийся очень давно. Не идёт ли дело к тому, чтобы либо совсем упразднить ГИБДД, либо слиться с патрульно-постовой службой.

Об этом, кстати, шёл разговор на совещании в МВД. Тогда ничего конкретного сказано не было. Но к вопросу слияния планировали вернуться ещё раз.

Некоторые эксперты считают, что Госавтоинспекция должна перестать существовать в том виде, в каком она существовала на первом этапе. Тогда у неё были карающие функции. В Европейских странах автомобильные инспектора на дорогах нацелены на оказание помощи водителям и выезжают они на трассы только в случае крупного происшествия или для проведения определённых мероприятий.

На что в конце концов будет нацелена деятельность Государственной инспекции дорожного движения? Сокращения и оптимизации, проходившие в этой системе, к качественному улучшению работы не приводили. Улучшать ли на этот раз?

Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 4 (764), 2018 г.