Галина Лавриненко: «Сахалин – мой родитель, Астрахань – учитель»

Актриса Астраханского драматического театра, драматург и сооснователь частного театра «Диалектика» Галина Лавриненко родилась на Сахалине, но её творческая судьба неразрывно связана с нашим городом.

– Галина, как вы попали в Астрахань с другого конца страны?

– На моей малой родине в июле может быть +10 градусов и полтора месяца лить дожди. За 23 года успела там хорошо замёрзнуть. Когда наша группа выбирала театр, искали тот, что находится в самом жарком городе. Из Сахалина нас приехало в Астрахань пять человек, из которых здесь осталась только я. Помню, поначалу ходила в театр по улице Псковская, что вызывало депрессию: не понимала, куда я приехала. Но постепенно пришло понимание города, и я полюбила его. Научилась видеть в Астрахани ту красоту, которую не так просто рассмотреть сразу. Восхищает многонациональность Астрахани. Когда из дверей университета выходят студенты, среди которых казах, афроамериканец, девушка дагестанка и блондин, похожий на викинга, это красиво. Все они, как и мы с вами – энергия нашего города. Поэтому я никогда не променяю это место на другое. Люблю говорить: «Сахалин – мой родитель, а Астрахань – учитель».

– Мы встретились в стенах «Диалектики», расскажите о ней подробнее.

– Мы организовали «Диалектику» вместе со Светланой Антоновой. Она директор, меня называют художественным руководителем, хотя я позиционирую себя соучредителем. Никогда не мечтала стать режиссёром, писать пьесы, всегда хотела быть актрисой. Но так получилось, что нашим театром 12 лет руководил режиссёр, который давал играть мне только эпизоды и пару раз – роли второго плана. Для любого актёра подобная невостребованность мучительна. Переполняющая энергия подтолкнула меня к созданию пьес. Спектакль по пьесе на стихи Анны Ахматовой поставил Дмитрий Карыгин, и мы сыграли её с коллегами так, как хотели. Тогда у меня зародились сомнения в том, что творческая жизнь актёра целиком зависит от режиссёрской воли. С той поры я перестала ждать распределения ролей и сама строю свою театральную судьбу.

Параллельно с драмтеатром я работала в школе в Трусовском районе, где писала сказки для детских постановок и получила неоценимый опыт работы с ребятами. Потом меня позвали работать в творческий центр, где сначала занималась с детьми, а потом мне набрали команду взрослых, где познакомилась со Светланой Антоновой. Нам пришла мысль двинуться в самостоятельном направлении, решив рискнуть, начали формировать собственный театральный проект. Денег не было совсем. Поначалу ютились в кафе, где нас пускали заниматься, потом нашли небольшое помещение на улице Баумана, где репетировали с детьми, а показывали спектакли на малых сценах астраханских театров. В этом увлекательном процессе и появилась наша «Диалектика».

– Путь за шесть лет пройден немалый…

– За это время к нам пришло много людей, полюбивших это место. У нас не было цели создать нечто особенное и грандиозное. Все спектакли создавались спонтанно и естественно. Имея опыт работы с любителями, знала, что их работы ставятся на один-два показа для друзей и родственников. Но когда на нашу «Ведунью», где заняты непрофессионалы, стали приходить зрители по несколько раз, а вслед за ними шли следующие, пришлось поставить спектакль в репертуар. Мы видим успех не в том, что о нас заговорят, а в том, что у нас много единомышленников. Зрители оценили нашу искренность и нашли близкую для себя тему; а то, что раскрывают её не профессиональные актёры, становится не так важно.

FJMAxGPhObM.jpg

– Спектакли по вашим пьесам идут в российских и зарубежных театрах.

– Как у любого драматурга, у меня бывали неудачи, но есть и хорошие пьесы, поставленные на разных сценах. Признание не самое главное, главное – возможность вести диалог с аудиторией. Успех может радовать несколько дней, но нет ничего ценнее рождённого в творческом процессе взаимопонимания между создателями и зрителями.

MWU_n-x_xq8.jpg

– У «Диалектики» свой театральный курс. В чём его особенность?

– Мы не только преподаём, а учимся вместе. Порой приходят совсем юные люди и приносят с собой столько новых знаний, что поражаешься, почему я этого не знала раньше. Мы собираем информацию о новых актёрских тренингах, смотрим творческие встречи с известными режиссёрами, чтобы постоянно обновлять знания и делиться ими. Курсы работают в каникулы, и некоторые ребята проводят здесь весь день, играют на сцене, занимаются техническим сопровождением спектакля. Но скоро поступать в иногородние вузы, включая театральные, уедут несколько занятых в львиной доле спектаклей человек…Такие разлуки переживаются тяжело. 

xfhuSJUvF8k.jpg

– Сколько лет ребятам?

– Я занимаюсь с детьми в возрасте от 12 лет, а моя коллега по АДТ Екатерина Сиротина занимается с младшей группой, которая обожает её. Мы планировали вести исключительно детские группы, но к нам стало приходить много взрослых и теперь у нас их больше, чем ребятишек.

– Как освещаете театральные события?

– Мы долго шли к тому, чтобы о нас узнали люди. В отличие от некоторых частных творческих проектов мы не умеем красиво звать. Единственный информационный источник, который у нас есть, это страница во ВКонтакте, где мы ведём группу театра «Диалектика». Ещё билеты на наши спектакли можно купить на Кассир.ру. Ценим «сарафанное радио». Человек попадает к нам на спектакль, приходит ещё и приводит знакомых. И по такой схеме наш зал на 35 человек наполняется так, что часто всем не хватает места. Всегда просим зрителей бронировать места заранее, чтобы мы смогли всех рассадить.

– Сколько спектаклей в вашем репертуаре?

– Около десяти названий, часть которых пока в загашнике, другие идут регулярно. За месяц показываем 5-6 спектаклей, выручка с которых покрывает половину стоимости аренды помещения. Коллеги по драмтеатру ставят свои спектакли у нас или играют в них. Когда-то я написала пьесу на актрису Екатерину Спирину и надеюсь, что этот спектакль появится на нашей площадке. У нас также ведут свои группы заслуженный артист РФ Павел Ондрин, актёр ТЮЗа Михаил Сабитов, моя коллега по драме Наталья Тетеревенкина.

Когда я ещё верила в драматургические конкуры, посылала на них много своих пьес. Благодаря этому познакомилась со многими драматургами и инициаторами подобных состязаний. В их числе были Наталья Якушина – организатор конкурса «ЛитоДрама» и драматург Елена Колегова, которые приезжали в Астрахань и участвовали здесь в лаборатории. Такое взаимодействие хорошо как для авторов, так и для актёров, принимающих участие в читках пьес, и главное, для зрителя, знакомящихся с современной драматургией. Режиссёр Оксана Половинкина сделала эскиз по пьесе Крена Климовски «Колыбельная для взрослого мужчины». Впоследствии эта работа стала спектаклем, попавшим в репертуар «Диалектики». Надеюсь, что Лаборатория современной драматургии состоится у нас осенью.

– Как вам удаётся совмещать работу в драмтеатре, литературу и деятельность в своём театре?

– Одно перетекает из другого. В драмтеатр приезжает много специалистов, у которых черпаю новые знания и привношу их в «Диалектику». Ещё я сотрудничаю с инклюзивным театром «Саботаж» Альбины Садыковой, где заняты люди с ментальными особенностями. А пьесы пишу сейчас, только когда они необходимы для конкретной постановки. Одну из них – «Эмбилиозиум» создала для этого необычного и прекрасного театра. Здесь мне приходилось работать особенно осторожно, но не потому, что это особенные артисты, а из-за того, что у большинства наших граждан нет понимания, что это за люди, они не умеют жить рядом с ними. Наша задача – познакомить астраханцев с этими ребятами в мягкой форме, поэтому, изучив их особенности, я написала пьесу, в которой подчёркнуты все яркие и интересные моменты их личностей. Это позволяет завлечь обычного зрителя в неизвестную ему ранее реальность. В этом спектакле также учувствуют ребята из моей группы.

– В прошлом месяце драмтеатр выпустил мощную премьеру, «Анна в тропиках», где вы воплотили яркий образ кубинской женщины…

IMG_0013.JPG

– Роль Кончиты мне дорога тем, что она очень понятна. В ней ничего не надо выискивать. К тому же у меня были золотые партнёры. Я давно мечтала поработать с заслуженной артисткой России Людмилой Григорьевой, с которой мы за 20 лет не сходились на сцене так близко. Люблю Катю Сиротину, сыгравшую мою младшую сестру. Это человек с невероятно светлой энергией, её актёрская природа постоянно растёт в глубину. Дмитрий Карыгин – мой бывалый партнёр по сцене, а Иван Быков – настоящее чудо природы! Очень счастлива, работать в такой чудесной компании.

IMG_9923.JPG

IMG_0234.JPG

– В «Диалектике» тоже скоро премьера?

– Готовим спектакль «В тисках». Не хочу называть себя режиссёром, просто ставлю свои пьесы, это удобно. Уже в момент написания знаю, как лучше донести до зрителя основной смысл. Мы планируем показать премьеру с нашими любителями примерно через месяц. Также ставим детскую сказку «Как бобёр рэпером стал», получая удовольствие: например, сами вяжем крючком декорации и детали костюмов. Надеемся выпустить её в начале июня. Ещё свои вечера у нас проводит замечательная актриса Александра Костина.

– Астрахань театральный город?

– Астрахань, как довольно крупный город, могла быть потеатральнее. У по-настоящему театральных городах, даже помельче, нет проблем с наполняемостью залов. У меня складывается ощущение, что в Астрахани есть определённый круг людей, регулярно посещающий разные площадки. Все астраханские театры формируют публику, что является их огромной заслугой. Мы все вместе делаем одно общее дело – растим и просвещаем зрителей, вдохновляя их на творческий подход к жизни.

Подготовила Екатерина Некрасова