Трудно приходится нам, простым работягам - астраханцам. У меня друзей и знакомых, занятых в сфере стройки десятка четыре человек. Так иногда с кем увидишься, спрашиваешь насчет работы, нет ли какой. По месяцу бывает, только в поиске проводишь, потом, наконец, подвернётся.

Сделаешь старательно, может, заинтересует клиент своих знакомых, надеешься, через него работа будет.

А он (клиент) в конце в самом - довольный такой подходит к тебе и говорит: «Молодец, хорошо сделал, только вот извини. Сколько есть, всё отдаю. Я тебе рад бы полностью отдать, только не подрасчитал я, братан, потратился я ведь тоже о-го-го, материалы дорогие какие, сам знаешь. Не уложился немного».

Всего три–четыре тысячи недодал, это по его думкам копейки, не обидел, а я когда то и ВУЗ заканчивал, да так вот жить пришлось. Как с такими людьми быть? Мне эти его «копейки» – несколько дней кропотливого труда и не лишний кусок хлеба.

Частенько и разнорабочим приходиться, больше 500 рублей часов за 10-12 рабочего дня не бывает. «Пятисотка» за эту работу просто супер считается. Думать особо не приходится, носи, таскай, копай – физическая работа, сноровки не требует, устаёшь, конечно. И тут бывает, тоже смотреть в оба приходится! Лучше на «потом или через несколько дней» не договариваться.

А на днях иду мимо нашего стадиона – это где футбольные матчи проводят. Мимо решётчатого забора иду, а там ребята копошатся. Я приостановился закурить, а тут один из них ко мне подходит, спрашивает - не богат ли я сигаретами. Ну так закурили с ним, разговорились немного.

Рассказывает, что второй стадион сбоку от первого собираются здесь построить. И первый тоже уже весь перекапывают, будет, говорит, с подпольным утеплением. Трубы там с горячей водой проложат и всё такое.

Ну, конечно, я поинтересовался и про то, как здесь работается, что платят. Здесь мой собеседник и рассказал, что он и его друзья таджики сперва работали в Питере, попали на фирму эту питерскую, что сейчас в Астрахани стадион делает. И фирма эта их сюда и переправила.

Делать многое приходится и разное, ну в основном те же разнорабочие. Платят им в день 700 рублей. Мне показалось сперва, что это очень неплохо для них. Однако оказалось, жильём их не обеспечивают. По трое–четверо снимают квартиру поблизости, на Савушкина где-то, за «восьмёрку» в месяц. Оформления и договора тоже нет, так, говорит, шабашим. Тоже с восьми до восьми вечера в основном. Воскресенье выходной бывает.

А объект этот до самой зимы строить будут, считай, работой обеспеченные на несколько месяцев вперед.

Так минут пять постояли и пошёл я, а сам думаю, что питерцы везут своих проверенных выходцев из Таджикистана, зачем? Тоже как-то нелегально, втихую получается, пользуются. А здесь своих столько, могли бы объявление какое дать, ребята бы нашлись и местные и по договору на такой срок запросто! И жилье не съёмное. Хоть десяткам двум человек нашлось бы дело и заработок до зимы.

Хитрецы, короче, эти питерцы. Разве наши – местные хуже бы работали? Просто, мне кажется, это как в пословице или поговорке рыба – с головы гниёт.

Вот что представляется. Фирма любая (и астраханская строительная тоже), берёт свой доход именно за счет выполнения работы. Бывает правда, как и все мои друзья знают, кому через фирмы такие приходилось шабашить, что часть уже скрытого дохода получается через материалы. Это когда в смете указывается один производитель, допустим, промышленного дорогостоящего «сплита». А фирма привозит дешевый китайский аналог и ярлычки все наспех переклеивает.

Именно такая штука, кстати, на кардиоцентре была, у меня там знакомый один шабашил и наблюдал это дело случайно. Но в основном всё же с работы берут свой куш.

Питерцы, без сомнения, по своим расценкам договорились с заказчиком. И задача любой такой фирмы, прежде всего в собственный карман побольше засунуть и откат дать тоже ведь бывает нужно, особенно, если большие деньги прокрутятся.

В общем, довольны должны остаться и подрядная организация и клиент и те, кто контролирует работы. А вот работягам только крошки буквально с этого перепадают, и то – по дороге найдутся субподрядчики разные, люди, через кого возможно получить временную вакансию. То есть, с субподрядчиками, возможно, и договора есть – будто именно они самые работники и есть. А реально, трудяги обычные, чьими руками все и делается, получают свои гроши без всяких документов. И если впоследствии их, как сейчас говорят «кидают», то они и доказать, что где-то там работали, не смогут.

А сами фирмы обычно в штат берут с десяток образованных профессионалов – надсмотрщиков, которые за зарплату фиксированную, но неплохую, обычно находят этих самых субподрядчиков и бригадиров на разных условиях, при которых руководство фирмы, оставив уже львиную долю прибыли себе, предлагает субподрядчикам уже строго фиксированную сумму. С ними фирма действуют тоже по принципу – лишь бы подешевле, и тоже бывает за благодарственное возмещение.

Так что куда ни посмотри, всё отточено, всё налажено. Если повсеместно обычные работяги стали бы отказываться от неподкрепленной документами работы, то, может быть, удалось тогда и спрос на таких повысить.

На таких, кто не имеет специальной квалификации и образования соответствующего, но у кого огромный опыт и выработанный профессионализм. И, наверняка, отношение бы стало иным, и заработки тоже бы выросли, и не пришлось бы людей неизвестно откуда возить, легко нашлись бы местные умельцы.

Станислав Корниенко, астраханец,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 19 (528), 24.05.2013 г.