В понедельник областной арбитражный суд вынес повторное решение по иску перевозчиков о признании недействительными конкурсов на городские пассажирские маршруты. Решение вновь не в пользу предпринимателей. Между тем перевозчики уверены, что точку в этом деле ставить рано, и намерены подавать кассацию.

Напомним, владельцы «Газелей» начали массово подавать иски в суд после проведения конкурсов на маршруты №№ 1с, 63с и 64с, в результате которых лишились права на свои маршруты. Договоры на их обслуживание достались транспортной компании «Омни-Транс».

Областной суд предприниматели проиграли. Однако высшая инстанция (Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в Казани) отменила это решение и вернула дело на повторное рассмотрение, причем в связи с нарушением процессуального права — в другом составе суда.

Однако смена судейского состава не помогла — перевозчики вновь проиграли иск. Напомним, главным моментом, который они оспаривают, стал пункт конкурсной документации, который не допускает к участию в конкурсе транспортные средства, уже задействованные на маршруте. «Мы считаем, что это незаконно, — говорит Ольга Воронькова, юрист, представляющий интересы перевозчиков. — Получается, что предприниматель должен выбросить машину, которая сейчас работает на маршруте, на помойку - неважно, какая она, старая, новая, — сбегать купить новую и выставить ее на конкурс, рискуя при этом проиграть. А если конкурс проигран, отправить на помойку уже две машины».

Между тем есть судебная практика, когда в аналогичной ситуации суд принимал сторону перевозчиков. Подобное решение было вынесено в прошлом году в городе Бийске Алтайского края. Там в конкурсную документацию был внесен пункт, аналогичный тому, который оспаривают астраханские предприниматели, а именно: «запрет на участие в конкурсе участников, имеющих договорные отношения по перевозке пассажиров с администрацией города Бийска на представляемое на конкурс транспортное средство». Арбитражный суд Алтайского края счел, что данный пункт содержит нормы, направленные на ограничение конкуренции, и противоречит закону «О защите конкуренции». Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа оставил это решение без изменения.

«Как правило, суд принимает во внимание сложившуюся судебную практику, — говорит Ольга Воронькова. — Мы рассчитывали, что так будет и в нашем случае. Однако этого не произошло».

Между тем юристы, представляющие интересы перевозчиков, усмотрели нарушение процессуального права и намерены подавать кассационную жалобу. «Высшая инстанция может вынести три варианта решения: отменить решение первой инстанции и вернуть дело на повторное рассмотрение, отменить и вернуть на повторное рассмотрение в другом составе суда, отменить решение первой инстанции и принять свое, — поясняет Ольга Воронькова. — Мы будем просить третий вариант. Мало вероятности, что в Казани нам пойдут навстречу. Но, во всяком случае, я практически уверена, что дело вновь вернут на повторное рассмотрение».

В управлении городского транспорта и пассажирских перевозок комментировать решение суда отказались, поскольку на руки его еще не получили. Тем не менее, подтвердили намерение и дальше проводить кон курсы. «Согласно закона о конкуренции, у нас есть только один вариант привлечения новых перевозчиков — путем проведения конкурсов, — говорит заместитель начальника управления Игорь Ситников. — А привлекать новых перевозчиков необходимо потому, что ны нешняя ситуация в сфере пассажирских перевозок не устраивает ни мэрию, ни горожан. У нас масса жалоб, что люди не могут уехать на работу, приходится платить в два конца, машины ходят с перегрузом, водители хамят, после восьми часов вечера машин нет и т.д., и т.п Когда один маршрут обслуживают по 20-25 предпринимателей, отследить как они регулируют время работы, график движения, работу водителей и т.д практически невозможно. Когда на маршруте один, два предпринимателя, то и нам проще контролировать ситуацию, и самому предпринимателю. Проводимые конкурсы призваны упорядочить пассажирские перевозки в Астрахани».

Вероника Иошко,

"Горожанин" № 42, 24.10.2012 г.