Дань – подать, налог, сбор, взимавшиеся князем, военачальником и т.п. со своих подданных или победителем с побежденного племени, народа (на Руси 1Х- ХШ в.в. и некоторых странах), плата за что-либо.
Новый словарь русского языка (под ред. Т.Ф. Ефремова).
Исторический ракурс татаро-монгольского ига показывает, с помощью каких невероятных усилий пришлось нашему народу освободиться от рабского гнета чужеземных завоевателей, разломить на части хребет сильного, коварного и изощренного хищника, взимавшего дань с побежденного народа. Монгольское ханство оставило неизгладимый след в жизнеустройстве нашего государства в период с IХ по ХIII века. Оно не практиковало абсолютную оккупацию захваченных земель. Вместо этого они давали ЯРЛЫК на княжение покорным и лояльным славянским правителям. Только этот письменный указ давал право на владение и управление той или иной территорией. Все споры между местными жителями решал суд ДАРОГИ. Дароги – это представитель многочисленной ханской власти, верховный управляющий покоренной земли. При ДАРОГАХ сразу же обустраивали ЯМЫНЬ – канцелярии по сбору дани и ведению внутренних дел покоренной территории. При ханской канцелярии существовала должность особого уполномоченного по финансовым вопросам – БАСКАК. В Древней Руси баскак – мытарь, сборщик податей, которого сопровождало множество чиновников, составляющих его свиту. На татарском языке ПОДАТЬ – это ясак. Татарское слово на четыре столетия вошло в лексикон русского населения. И не только. БАСКАК – это сборщик податей со всех пашен и лесов, рыболовных озер и прудов, рудников и садов.
К чему я привожу такие исторические сравнения с современной жизнью нашего трудоспособного населения?Ответ прост по затронутой теме. Монополист «Газпром добыча Астрахань» – копия ДАРОГИ монгольского ханства. Газпром вписался в повседневную жизнь населения не только высокими ценами на топливо (бензин, дизельное топливо и масла), но и непомерными тарифами для населения. Так, Камызякская РЭС АО «Газпром газораспределение Астрахань» ввела ЯСАК на обслуживание системы газоснабжения бытового оборудования в МКД и частных домовладениях, взимая предоплату за ещё не выполненные работы по обслуживанию линий газопровода. Никто не против составления договора технического обслуживания, ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в котором четко прописаны права и обязанности обеих сторон.
Такие же по схеме договоры составляются ежегодно с ресурсоснабжающими организациями, такими, как «Астраханские водопроводы», энергосбытовая компания и др., но никто из них не дошёл до такого абсурда, как сбор податей на обслуживание водопроводных и электрических сетей за мифически выполненные ремонтные работы.
Чтобы не быть голословным, привожу живой пример поборов со стороны Газпрома. В МКД по ул. Любича в райцентре Камызякского района из года в год получаем квитанции на оплату услуг газификации и газоснабжения с требованием предоплаты за услуги вперёд (за запорный кран диаметром 15 мм и длиной 0,5 погонных метра в 2015 г. – 147 рублей, в 2016 г. – 147 рублей), за прошлый и текущие годы требуется уже внести годовую плату более 400 рублей. Аппетиты современных баскаков растут изо дня в день.
Считаю, что такие поборы недопустимы. Необходимо прекратить такое отношение со стороны Газпрома к своему народу. Поймут ли чиновники-монополисты, какую боль и страдание приносят они, выгребая из скудных карманов людей последние гроши! А Газпром ещё больше богатеет.Посчитайте, сколько собирает монополист только с одного МКД в г. Камызяк. С 70-квартирного дома собирается как минимум 28-30 тысяч рублей. И, как мне кажется, «просто так». В Камызяке более 70 МКД. Довольно крупный ЯСАК в денежном выражении (около двух миллионов рублей). И это только цифры. А где же спрятаны у руководителей монополии человеческие качества: совесть, справедливость, доброта, чуткость и внимание к простому труженику? Ответ на этот и другие вопросы должен дать сам монополист.
В.Н.Губенко, ветеран педагогического труда, Почётный гражданин Камызякского района, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 18 (778), 2018 г.