Сегодня в нашей стране вновь обретают былую популярность рабочие профессии. Всем помнится громкий псевдоуспех юриспруденции и экономики в девяностых и нулевых: все родители видели своих детей исключительно бухгалтерами и правоведами, а учебные заведения, выпускающие простых рабочих, практически опустели. Сейчас профессии, которые возможно применить на практике, вновь уверенно занимают свою нишу на рынке образовательных услуг.
Осязаемый бизнес
«Рабочая профессия – это не только стабильный доход, но прежде всего возможность самореализоваться благодаря полученным навыкам, – считает ректор Астраханского государственного архитектурно-строительного университета Дмитрий Ануфриев. – Тот, кто получил диплом повара, штукатура, сварщика или автомеханика, сможет со временем открыть свой собственный, пусть небольшой, бизнес».
Нельзя не согласиться с приведенными доводами. В наше нелегкое время, когда каждый второй недоволен своим уровнем доходов, возможность заработать «своими руками» дорогого стоит. Все мы постоянно сталкиваемся с необходимостью мелких и крупных домашних переделок, текущим ремонтом автомобиля, случаями, когда что-то «нужно срочно приварить» и т.д. В такой момент мы судорожно начинаем перебирать в голове известных нам мастеров. Звоним знакомым, просматриваем сайты, находим подходящего специалиста – и потом поражаемся, с какой легкостью мастер устраняет проблему, еще недавно казавшуюся нам нерешаемой.
Это не офисная работа – это честный, весомый, можно сказать, осязаемый бизнес. Да, нелегкий, но кто и когда решил, что заработать на жизнь в XXI веке может быть легко? К сожалению, такое отношение к получению рабочей профессии пока не получило в нашей стране широкого распространения.
Разговор с сыном
Сейчас нас и наших детей то и дело приглашают научиться чему-то, но не учат самому главному: как воплотить полученные знания в осязаемый и продаваемый продукт своего труда. «Учебные заведения начального и среднего профессионального образования в условиях постоянно меняющегося мира просто обязаны стать для молодежи некой школой адаптации к текущим экономическим реалиям, – считает Дмитрий Ануфриев. – Мы должны, начиная со школьной скамьи, учить наших детей органично встраиваться во взрослый мир. Это и профориентация, и получение профессиональных навыков, и применение их на практике. Тогда мы сможем ответить ребенку на вопрос: «А зачем мне все это надо?»
Ответ на самом деле прост: хочешь купить квартиру, построить свой дом, путешествовать по России и всему миру – на все это ты сможешь заработать себе сам. Как? Выучись, например, на автомеханика. Начни работать, копи опыт. Получив поддержку от государства, открой небольшой автосервис, сначала, может быть, совместный. Нарабатывай клиентуру, расширяй перечень предоставляемых услуг. Работай и честно зарабатывай. А в глобальном масштабе увеличение количества мелких предпринимателей – это оздоровление экономики региона, налоговые поступления, новые рабочие места».
Предприниматели… в погонах
Дмитрий Ануфриев считает, что профессиональное училище АГАСУ вполне может стать экспериментальной площадкой для воплощения в жизнь нового подхода к рабочим профессиям. Всё необходимое для этого здесь уже есть: хорошая материальная база, опытный преподавательский состав. Но требования рынка диктуют необходимость поиска нестандартных подходов. Поэтому сейчас в разработке находится принципиально новая схема обучения студентов ПУ – военизированная. Да-да, вы не ослышались.
Суть предлагаемого подхода можно кратко свести к трем составляющим: смежные военно-учетные специальности + продвинутый уровень физической подготовки с элементами НВП + патриотическое воспитание. Подробности могут стать темой для отдельной беседы с Дмитрием Ануфриевым. Но в одном ректор АГАСУ твердо убежден: укрепление внутренней дисциплины студентов, привитие навыков собранности, ответственности, прилежание в учебе и получение востребованных профессий не могут не сослужить обучающимся доброй службы – и во время уже срочной службы в рядах Вооруженных сил, и в построении дальнейшей карьеры в армии либо на «гражданке».
В общем, планов у Дмитрия Ануфриева и команды АГАСУ много. Остается только пожелать им успешно воплотить все задумки на практике. Ну а выпускникам школ и их родителям рекомендуем обратить самое пристальное внимание на профессиональное училище АГАСУ.
Краткая историческая справка:
Среднее профессионально-техническое училище № 1 (ныне профессиональное училище АГАСУ) было организовано в 1969 г. Базовыми предприятиями училища были трест «Астраханстрой» и трест «Астраханпромжилстрой». За почти сорокалетний период существования учебного заведений подготовлено свыше 11,5 тыс. квалифицированных рабочих.
Материально-техническая база училища – это 15 учебно-производственных мастерских и лабораторий, библиотека, спортивный зал, атлетический зал, тир, стадион, автодром, благоустроенное общежитие и столовая. В настоящее время совершенствуется информационная база.
На базе общего среднего образования в ПУ АГАСУ ведется подготовка по таким специальностям, как «мастер отделочных строительных работ», «автомеханик», «сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», «повар, кондитер», «электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию» и т. д.
Производственное обучение осуществляется не только в учебных мастерских, но и на ведущих региональных предприятиях. Социальными партнерами ПУ АГАСУ являются более 70 предприятий и организаций города и области.