Знаменитая оперная певица Мария Петровна Максакова-Игенбергс родилась в 1977 году в столице Баварии Мюнхене, что, вероятно, автоматически сделало её гражданкой Германии. Латышскую кровь и немецкое подданство в аристократический род Максаковых привнесла мать Марии – актриса, народная артистка РСФСР Людмила Максакова, – выйдя замуж за учёного-физика Петера Игенбергса, ныне бизнесмена, ведущего свои дела в России. Дочь назвали Марией в честь бабушки – также известной и уважаемой в прошлом певицы.
Краткий экскурс в непростую личную жизнь
Сегодня имя Марии Максаковой-Игенбергс, безусловно, входит в элиту мировой оперной сцены. Солистка Мариинского театра, она покорила своим меццо-сопрано самые престижные сцены на всех континентах, и, собственно, к таланту певицы вопросов ни у кого не возникает.
Нас интересует другое: что побудило потомственную служительницу муз переквалифицироваться в слуги народа? Почему безупречную репутацию творческого человека Максакова-Игенбергс вдруг решила разбавить сомнительной славой депутата-единоросса?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно совершить краткий экскурс в непростую личную жизнь Максаковой-Игенбергс. А с мужчинами Марии Петровне-младшей, скажем так, откровенно не везло. Официальному браку с депутатом-коммунистом Денисом Вороненковым, который был заключён совсем недавно, в марте этого года, предшествовали два (как минимум) не совсем удачных гражданских союза.
В 2011 году сотрудники российских правоохранительных органов по запросу коллег из Испании арестовали первого гражданского мужа Максаковой-Игенбергс – Владимира Тюрина. Мир тогда узнал, что сей господин и является лидером «братской» организованной преступной группы. Максакова же аккурат в это время баллотировалась в депутаты Госдумы по спискам «Единой России» от Астраханской области. Певице, наверное, пришлось срочно вымарывать из информационного пространства все свои интервью и прочие откровения, где по неосторожности упоминался Тюрин. Но Интернет, как известно, штука коварная, и по Сети до сих пор гуляет масса сохранённых ранее страниц. На этом фоне особенно нелепой выглядит попытка «Единой России» оправдать свою кандидатку. На официальном сайте партии (!) тогда вышло опровержение: мол, Максакова-Игенбергс никогда с гражданином Тюриным никаких порочащих её связей не имела…
Видимо, чтобы сгладить нездоровый интерес прессы и окончательно похоронить историю с Тюриком, Максакова-Игенбергс в том же году предала огласке имя азербайджанского ювелира Джамиля Алиева, который якобы давно является её гражданским мужем. Информация эта носит явные признаки легенды, особенно в свете того, что всего через три года мать двоих детей, зачатых якобы от Алиева, вышла замуж за депутата Вороненкова.
В Мюнхен привела не ностальгия, а забота о будущем
В Сети появилась информация, что в сентябре этого года Максакова-Игенбергс с мужем Денисом Вороненковым могла приезжать в Мюнхен. Привела их туда, судя по всему, вовсе не ностальгия Марии Петровны по прошлому, а, напротив, заботы о будущем. Супруги, как сообщает издание «Новый взгляд», присутствовали на сделке по приобретению квартиры в столице Баварии, и, как следует из материала, оформлялась эта квартира не на кого-нибудь из них, а на старшую дочь Вороненкова (от первого брака) Катерину. О девушке этой известно, что зарегистрирована она в Москве, на Малой Грузинской улице, проживает там же, но имеет, как утверждает то же издание, не российский, а белорусский паспорт. Вот такой может получаться семейный интернационал.
Для вывода денег на покупку немецкой недвижимости мог использоваться также внутрисемейный ресурс. Средства, похоже, передавались наличными отцу Максаковой Петеру Игенбергсу, у которого может быть не только зарегистрированный бизнес в Германии, но и подконтрольные активы в России. По этому каналу деньги и могли быть переведены в немецкий банк. Подыскивал квартиру молодожёнам, видимо, старший брат Марии по отцу – Анди Игенбергс, а сотрудница Игенбергса-старшего Наталья фон Ширах параллельно могла решать вопросы с оформлением вида на жительство (и впоследствии гражданства) для Вороненкова. Помогать ей в этом мог супруг Клаус фон Ширах – профессиональный юрист.
Последний вопрос, должно быть, особо волнует Дениса Вороненкова, поскольку на родине у него начали возникать крупные проблемы. Не так давно появилась информация о том, что в отношении депутата от КПРФ Следственный комитет планирует возбудить уголовное дело, связанное с мошенническим хищением здания в Москве. Особую пикантность ситуации придал тот факт, что в Госдуме Вороненков входит в состав комитета по противодействию коррупции. Дело вроде бы замяли, но нервов депутату оно стоило немало. Для Вороненкова это был, надо сказать, уже второй эпизод чудесного спасения от тюрьмы во многом благодаря депутатскому статусу. В 2000 году его фамилия фигурировала в истории о посредничестве в передаче взятки – 10 тыс. долларов. По-видимому, подключив «нужных людей», Вороненкову и тогда удалось спустить дело на тормозах, но времена меняются, и – чем чёрт не шутит! – третьего раза может не получиться. Поэтому вероятная забота о «запасном аэродроме» в Мюнхене выглядит для Вороненкова вполне оправданной.
Смелые причёски и смелые декольте: что ещё в активе депутата?
То, что мюнхенским «аэродромом» депутатская пара может воспользоваться уже в самое ближайшее время, подтверждают некоторые факты. Так, брат Анди, по-видимому, уже вовсю решает вопрос об устройстве детей Марии Петровны на обучение в школу по соседству с купленной квартирой. Сама же Максакова-Игенбергс, похоже, изучает возможности сотрудничества с одним из немецких театров: во время сентябрьской поездки она, как утверждают в Интернете, вела переговоры с агентом и записывала материалы для прослушивания. С трудоустройством певицы в Германии проблем возникнуть не должно, ведь её протекционистом может выступать легендарный дирижёр Мариинки Валерий Гергиев, недавно получивший должность руководителя Мюнхенского филармонического оркестра.
С одной стороны, такому развитию карьеры талантливой российской певицы, пусть и с немецкими корнями, можно только порадоваться. И выбор страны проживания, безусловно, её личное дело. С другой стороны, пока Максакова-Игенбергс остаётся депутатом Государственной думы РФ, её личным делом это быть никак не может. За её спиной тысячи российских избирателей, налогоплательщиков, которые, конечно, могут радоваться творческим успехам певицы, однако при этом вправе рассчитывать и на добросовестное исполнение возложенных на неё депутатских обязанностей.
В Госдуме же Максакова, как нам кажется, себя практически ничем не проявила, кроме повышенного интереса к регулированию сексуальных отношений между россиянами. Причём интерес этот проявился в инициативах прямо совершенно разной направленности. Максакова-Игенбергс была одним из немногих депутатов, выступавших за изымание из законов упоминаний запретов на гей-пропаганду, и в то же время она считает, что детей нужно защищать от любой сексуальной пропаганды вне зависимости от ориентации. Кроме ярких причёсок и смелых декольте, это, пожалуй, всё, чем запомнилась оперная певица в российском парламенте.
Совершенно неудивительно поэтому, что на фоне растущих рейтингов президента высший законодательный орган россияне всё чаще воспринимают как некое сообщество людей, не имеющее никакого отношения к управлению страной.
Связи решают всё
В своих многочисленных интервью певица-депутат постоянно подчёркивает некие особенные отношения со спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным. В январе 2014-го на видеосервисе YouTube появился трогательный ролик, где Нарышкин с Максаковой дуэтом исполняют песню на новогоднем думском корпоративе. А в одном из радиоинтервью Мария Петровна якобы заявила, что решить проблему «двойного гражданства» ей помог лично Сергей Евгеньевич. Наверное, не в том смысле, что как-то привёл ситуацию в соответствие с законом, а в том, что, видимо, просто закрыл на это глаза. Ведь, как известно, закон запрещает лицам, имеющим иностранное подданство, занимать в России ключевые государственные посты, но в законе этом, будто специально, оставлены лазейки и разночтения, которыми пользуются народные избранники. Как писали СМИ, не менее тесные отношения Максакова-Игенбергс могла выстроить с руководителем Федеральной миграционной службы РФ Константином Ромодановским и он чуть ли не частый гость в московском доме Максаковой и Вороненкова. Понятно, что, имея такого гостя, совсем нетрудно было бы скрыть информацию о своём «неправильном» втором гражданстве. Связи, как говорится, решают всё. Есть предположение, что она помогала устроить в Центральную музыкальную школу племянницу одного из руководителей президентской администрации. Конечно, на всё это можно было бы закрыть глаза, если бы мы, избиратели, твёрдо знали, что Мария Максакова-Игенбергс теперь служит исключительно интересам России и ни о какой другой родине не подумывает. Но, увы, это, похоже, не так.
Андрей Столяров. Газета «Наша версия» №44 от 16.11.2015