Молодое поколение, впрочем, как и старшее, крайне мало знает о глухих героях войны и тыла, об их подвиге и мужестве. Вспомним тех, кто, невзирая на отсутствие слуха, вошёл в историю, пройдя огненное горнило военных и трудовых фронтов.
Наша статья подготовлена не только по архивным и литературным источникам, но и по личным воспоминаниям самих глухонемых свидетелей и участников боевых и трудовых будней в один из самых трагических периодов истории России. Как известно, страницы истории Всероссийского (к июню 1941 года насчитывалось 1282 отдела ВОГ с численностью до 46900 членов ВОГ), Белорусского и Украинского Обществ глухих времён Великой Отечественной войны более проникновенны, чем история Отечества.
В 1940–1941 годах в Астраханском клубе глухонемых проводилась оборонная работа, были организованы специальные курсы по всеобщему военному обучению населения и его подготовке к противовоздушной обороне. Создавались группы самозащиты. В июне 1941 года 220 глухонемых детей из школ России, Украины, Белоруссии, Молдавии как отличники учёбы были приглашены на Всесоюзный слёт-экскурсию по Волге (от Горького до Астрахани). Ребята уезжали из дома в мирное время, расставались с родителями на 3 недели. Но началась Великая Отечественная…Она вторгалась в каждый дом.
Первый день войны застал юных туристов уже под Казанью. К сожалению, нам оказались недоступными материалы, свидетельствующие о судьбе Астраханской школы-интерната глухонемых. Известно лишь, что дети смогли вернуться в родные края только "спустя три с половиной года, многие — на пепелища, к родным могилам". В первые дни войны для детей организовали трудовую колонию, затем их определили в специальную школу-интернат для глухонемых (в РСФСР к июню 1941 года насчитывалось 255 школ для глухонемых с численностью до 27 000 детей).
Уже 22 июня 1941 года в штабе Астраханского округа был рассмотрен вопрос о проведении военной мобилизации. Руководителям промышленных предприятий, где работали глухонемые, вменялась в обязанность организация своевременной замены уходящих в армию и налаживание бесперебойного производственного процесса во всех отраслях хозяйства. С утра 23 июня в округе началась мобилизация. Общество глухонемых с первых военных дней откликнулось на призыв партии и правительства: «Все силы народа — на разгром врага!». Глухонемые как освобождённые от военной обязанности остались на своём производственном участке, удвоив, а то и утроив труд за ушедших в армию товарищей в количестве свыше 154 000 астраханцев.
3 июля 1941 года по радио прозвучало выступление И. В. Сталина. В своей речи вождь объяснял причины отступления Красной Армии, оправдывал предвоенный союз с Германией, давал оценку начавшейся войны как ведущейся на уничтожение. Важнейшей частью его выступления стал план конкретных мер, направленных на «немедленную перестройку всей работы на военный лад», в его основу плана легла директива Совнаркома и ЦК партии от 29 июня 1941 года. Откликом на речь И. В. Сталина стали строки, написанные глухим поэтом, уроженцем Астраханской губернии И. Лабунским (1904-1977):
Приказ вождя мы выполняем свято.
Сияй нам, путеводная звезда!
Выступление советского лидера стало новостью номер один. Председателем Оргбюро Астраханского окротдела Сталинградского областного отдела ВОГ (Всероссийского общества глухонемых) А. П. Грековой были подробно разъяснены основные его положения посетителям клуба глухонемых. Тогда председателем облотдела ВОГ был Лебедев. Он же 2 октября 1941 года установил 2 штатные единицы Астраханского Оргбюро с фондом зарплаты в объёме 2250 руб.на IV квартал того же года. Пламенное служение делу всей своей жизни Александры Петровны — созданию благоприятных жизненных условий для обделённых слухом людей — заслуживает отдельного рассказа, и ещё не раз на протяжении нашего повествования будет упомянуто славное имя этой мужественной женщины.
Сама Александра Петровна по специальности была учительницей со средним образованием, плохослышащей, русской, беспартийной, на службе находилась с 1931 года, отличалась исключительной внимательностью, кротостью. В качестве своей главной задачи она определяла объединение всех глухонемых в одно сообщество и ликвидацию информационного голода. Любая информация, имеющая политический вес, для глухонемых была на вес золота! Именно благодаря регулярной читке сводок Совинформбюро глухонемые были в курсе того, что отступление Красной Армии и утрата в столь короткий срок промышленно развитых районов ставили в особые условия ряд регионов, находящихся в отдалении от линии фронта, в том числе и Астраханский округ, что, находясь на стыке водных и железнодорожных путей, являясь воротами на Кавказ и в Среднюю Азию, Астрахань в период войны приобрела большое стратегическое значение и т. д. Ведь по объёму перевозок Астраханский порт не уступал крупнейшим портам СССР. Здесь происходила перегрузка хлеба, хлопка, перекачка нефти и других важных грузов с морских судов, идущих с Каспия, на речные, направляющиеся вверх по Волге, вглубь страны. Итак, правление А.Грековой в тяжёлых условиях продолжало проводить работу по объединению глухонемых и мобилизации их для помощи фронту. Началась военная повседневность. Бесценным подспорьем для информирования глухонемых стали газеты и журналы, выписанные за счёт дотации Сталинградского ОблВОГ, выделенной в сумме 200 руб. по распоряжению председателя ОблВОГ В.А. Романчика от 21 мая 1942 года.
На первом году войны в Астрахани был размещен ряд заводов, эвакуированных с Украины, Белоруссии и Крыма. Так, на овчинно-шубном заводе, вывезенном из Гомеля, уже к концу 1941 года было налажено пошивочное производство, где славился отличным трудом глухонемой Лебедев. На территории Астрахани было размещено большое количество эвакуированных глухонемых, они были обеспечены жильём, питанием и работой. Например, ростовчанка Юрьева, одессит Корфер, куйбышевцы Кривошеин и Мамонтов были приняты на работу судостроительным заводом.
На развертывание госпиталей, обеспечение их инвентарем и другим имуществом была проведена мобилизация всей общественности города. В 39 лучших зданиях города разместились госпитали, которые были рассчитаны на 4 500 мест, в целом же в Астраханском округе было оборудовано более 80 госпиталей и приёмных пунктов. В соответствии с распоряжением Астраханского ГКО по размещению раненых бойцов в это число попал и клуб глухонемых, один из существовавших в РСФСР 97 клубов ВОГ. Но, тем менее, школу-интернат для глухонемых детей под госпиталь не переоборудовали, несмотря на то, что на территории всего Астраханского округа 61 школьное здание было передано под воинские части, эвакуационные общежития, детдома… И все же новый 1941/1942 учебный год для школы глухонемых начался в невероятно сложных условиях. Сократился учительский состав: в первом военном учебном году в ряды Красной Армии влились 350 учителей, в том числе и заведующий учебной частью окружной специальной школы глухонемых П. Ф. Забоев. В сложившейся ситуации правлению под руководством А. П. Грековой пришлось работать в здании главка "Каспрыба" по ул. Чернышевского,14 (по другому источнику, бывшего инструктора Астраханского ОблВОГ М.Григорьева - в здании Горисполкома, 6).
Ощутимо необыкновенное созвучие духу того времени в проникновенных строках уроженца Астраханской губернии, отца-основателя ВОГ, бессменного профсоюзного лидера, организатора групп глухонемых на предприятиях СССР Н. Буслаева (1906-1988):
Не один я в стране необъятной,
Много предано нас тишине,
И поднять нужно дружным обхватом
Целый куль неустроенных дней…