Астрахань накрыл внеплановый паводок — уровень воды повысился по всем водопостам, в черте города — до двух метров. Такого, по словам специалистов, не было в последние 20 лет.

Между тем весеннее половодье не отличалось многоводьем и продолжительностью. И то, и другое одинаково неблагоприятно сказывается на рыбном поголовье, запасы которого и без того уже невелики.

ВЕСНОЙ НЕДОДАЛИ

Недавно во ФГУП Касп-НИРХ состоялся ученый совет, на котором ученые подсчитали ущерб от нерациональных попусков воды 2012 года. Как отметили специалисты, в нынешнем году половодье в низовьях Волги не отвечало требованиям рыбного хозяйства. Началось оно 2 мая и длилось 49 суток, что на 35 меньше, чем в условиях естественной водности реки.

«Несвоевременное осуществление попусков воды привело к задержке на 20 суток начала обводнения нерестилищ, — говорят в КаспНИРХе. - Между тем температура воды в реке достигла неростового значения на три недели раньше начала половодья, и благоприятный температурный режим для возможного нереста ценных промысловых рыб пришелся на период стояния низких уровней воды». Ученые но время ресурсных исследований отметили ранний нерест воблы, карася, красноперки в култучной зоне дельты. При резком повышении

уровня воды в реке икра и пичинки смывались с прибрежных участков водотоков и уносились потоком воды в море или заносились с водой на полой. Продолжительность нагула молоди на полоях составила вместо минимально необходимых 50 суток всего 38.

По подсчетам специалистов, в результате нарушения рыбохозяйственных попусков воды в нынешнем году ущерб естественному воспроизводству полупроходных и речных видов рыб составил 11 тысяч тонн, в том числе по вобле — 1,58 тысячи, по лещу — 3,77 тысячи. А общий ущерб рыбным запасам в Волго-Каспийском рыбохозяйственном подрайоне (в том числе осетровым) оценивается в 11,63 тысячи тонн.

ЗИМОЙ ПЕРЕДАЛИ

Между тем не успел отсовещаться ученый совет, как Астраханскую область накрыл зимний паводок. Уровень воды на водотоках Астраханской области резко повысился по всем водопостам: Ахтубинск, Харабали, Черный Яр, Енотаевка — свыше 3 м, Верхнее Лебяжье, Астрахань — до 2 м, Красный Яр — 1,5 м и т.д. «В этом году водохозяйственники очень экономно в течение послепаводкового периода расходовали воду из водохранилищ, к нам она поступала в небольших количествах, порядка 4,5-5 тысяч кубометров в секунду, - поясняет куратор экологических проектов ФГУП КаспНИРХ, кандидат географических наук Дамир Катунин.

— Водохранилища держали заполненными практически до предела, до так называемого нормального подпорного уровня, чтобы войти в зиму с достаточно заполненными водохранилищами и не сорвать графики для энергетиков». Однако большое количество выпавших осадков и осенний паводок не позволил водохозяйственникам «срезать» воду, и они, по словам Дамира Катунина, были вынуждены сбрасывать практически столько, сколь получали. «Максимальный приток 23 ноября составил 14,120, а 7-8 декабря нам два дня были вынуждены бросать по 14,200», — говорит ученый.

Сегодня ситуация вошла в норму. «Но мы от этого пострадали, так как затоплена часть земель в дельте Волги — нерестилища, для которых поступление воды в зимний период крайне нежелательно, так как вымокает травостой, субстрат для будущего весеннего нереста рыб», — говорит Дамир Катунин.

Впрочем, зимний паводок может иметь и положительные последствия: он позволит залить озера Волго-Ахтубинской поймы, маловодные ерики, которые не промерзнут, и рыба в них перезимует и не погибнет. «На моей памяти такого зимнего половодья не было по крайней мере лет двадцать, — констатирует ученый. — Сейчас все вошло в берега, и я надеюсь, что катастрофических последствий не будет».

СТАВКА НА МЕЛИОРАЦИЮ И ВОСПРОИЗВОДСТВО

Несвоевременные и низкие паводки — не единственная причина оскудения рыбных запасов. Свою роль сыграло и отсутствие дноуглубления и мелиорации, а также браконьерство. «Не буду кривить душой — сегодня рыболовный продукт не составляет существенной доли и большого веса не имеет, — рассказал «Горожанину» губернатор области Александр Жилкин. — До 90-х годов в естественных нерестилищах вылуплялось от 800 млрд до триллиона молоди. Удар, который был нанесен в 90-е годы по биоресурсам, привел к тому, что сегодня мы имеем в среднем только 400 млрд».

Однако губернатор не считает это смертельным для биоресурсов Каспия. Потому что работа по их восстановлению, по его словам, ведется сегодня очень активно. В первую очередь — это мелиорация и дноуглубление, которых не было 20 лет и отсутствие которых сказалось

на запасах рыбы: она просто не могла пройти на нерестилища. «Одна из самых больших, комплексных программ, которую надо было пробить, - мелиорация и дноуглубление западных подстепных ильменей, дельты, авандельты, — говорит Александр Жилкин. — И она пробита. Это решение было принято в Астрахани в прошлом году. И работы начались». Программа затрагивает всю Волгу, общая стоимость ее составляет 528 млрд рублей. Астраханской области только на мелиорацию и дноуглубление выделяется 20 миллиардов. Кроме того, сегодня в регионе активно работает программа по выращиванию молоди. Стали выращивать даже судака. «Три года назад судаком не занимались, его даже не знали как инкубировать, — говорит губернатор. — В прошлом году стартовал начальный этап, а в этом выпустили около четырех миллионов дорощенного судака».

И это касается не только судака — доращиваются и выпускаются осетровые, сазан. Начинается модернизация рыбоводных заводов. Кроме того, областные власти планируют начать возвращать природе те нерестилища, которые в свое время были у нее отняты под нужды сельского хозяйства. «Та площадь нерестилищ, которую мы сегодня имеем, — маленькая толика того, что было, рыба там просто не помещается и не может дать достаточное количество молоди, — говорит Александр Жилкин. — Сегодня у нас вся дельта в чеках, завалована — где рыбе нереститься? Мы будем возвращать эти участки природе. Конечно, не в ущерб сельскому хозяйству: сегодня новые технологии позволяют на меньшей площади выращивать большее количество продукции».

По мнению губернатора, вся работа, которая проводится, позволит возродить рыбные запасы и увеличить поголовье всех видов рыб, не только осетровых.

Ученые разделяют такой оптимизм. «Конечно, многое будет зависеть от того, сколько продлится маловодный период, — считает Дамир Катунин. — Тем не менее, мелиорация важна. Это триединая программа: дноуглубление, мелиорация и обеспечение хотя бы в минимальном размере рыбохозяйственных и экологических требований. И если исполнители подойдут ответственно к выполнению программы — а средства на нее заложены большие — мы сможем если не возродить полностью рыбные запасы, то по крайней мере остановить их падение».

Вероника Иошко,

"Горожанин" № 50, 19.12.2012 г.