ГЛОНАСС: информация — на Запад, деньги — в карман. Астраханская история
ГЛОНАСС – стратегически важная и необходимая система для всей страны. Но в Астраханской области этого почему-то не признают, фирмы, обслуживающие пользователей ГЛОНАСС, имеют серверы в Амстердаме, и голландцы могут легко контролировать передвижение российских чиновников и спецтехники. А про региональную навигационно-информационную систему, на создание которой в том числе выделялся 70-миллионный бюджет, теперь и вовсе никто не знает.

История появления ГЛОНАСС в Астрахани. «Использование западных систем недопустимо»

25 июня 2007 года между правительством Астраханской области и Федеральным космическим агентством было заключено соглашение о сотрудничестве по созданию региональной навигационно-информационной системы Астраханской области. В соответствии с ним и началась работа в этом направлении.

А в 2008 году под председательством министра экономического развития Астраханской области Владимира Щербакова состоялось совещание по вопросу внедрения в Астраханской области региональной навигационно-информационной системы ГЛОНАСС. 1 июля 2011 года на заседании рабочей группы вице-губернатор региона Константин Маркелов огласил принципиальную позицию астраханского Правительства: «Вопреки всем сопротивлениям, программа будет действовать». Маркелов подчеркнул, что «внедрение ГЛОНАСС — это стратегическая задача как региона, так и всей страны, поскольку это касается безопасности России».

Помимо нежелания самих людей, переходу на ГЛОНАСС мешают разнотипные системы слежения, установленные в различных структурах. По словам вице-губернатора, зарубежные аналоги хоть и стоят дешевле, но доверия не внушают. «Западные системы могут быть отключены в любой момент или настроены против нас, поэтому их использование недопустимо», — заметил Константин Маркелов.

А вот отечественная спутниковая навигация, по словам чиновников, станет залогом не только безопасности, но и инвестиционной привлекательности региона. Согласно новой программе, внедрение ГЛОНАСС повысит эффективность транспортного комплекса, сделает жизнь в Астраханской области безопасней и расширит спектр услуг, получаемых органами власти, организациями и населением.


Создание региональной навигационно-информационной системы (РНИС) «Регион»

Для более четкого регулирования деятельности в сфере коммуникаций, а в частности системы ГЛОНАСС, в 2008 — начале 2009 годов были введены поправки в федеральное законодательство. Во-первых, 25 августа 2008 года было принято постановление Правительства РФ №641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS». В соответствии с ним необходимой аппаратурой нужно было оснастить большинство российского транспорта, а региональным властям, органам муниципальной власти особо рекомендовалось усилить работу в этом направлении.

Вскоре руководством региона принимается постановление правительства Астраханской области №267-П от 04.08.2011 «О комплексной долгосрочной программе «Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Астраханской области в 2012-2016 годах». На этот период было заложено 70 млн. 100 тыс. рублей вливаний из федерального и областного бюджетов. Цели более чем достойные: снизить затраты, повысить безопасность, упростить работу. Всё это при должном подходе ГЛОНАСС обеспечить может.

По мнению разработчиков программы, необходимой дополнительной мерой стало бы создание интегрированной информационной системы Астраханской области (ИРИС). И в соответствии с намеченными целями в программных мероприятиях значится создание регионального навигационно-информационного центра (РНИЦ). Указывается, что в рамках проекта уже создана региональная навигационно-информационная система (РНИС) «Регион» на базе ЗАО «ТрансМастер — Астрахань» и за счёт средств областного бюджета приобретены оборудование и программное обеспечение диспетчерских пунктов, карты автодорог, а также установлены 46 абонентских терминалов ГЛОНАСС.

С 2007 по 2009 годы на мероприятия по созданию данной системы с приобретением необходимого оборудования и ПО, а также на иные цели для запуска данного проекта из федерального и областного бюджетов сторонами выделялось, согласно приложению к соглашению между Роскосмосом и Правительством Астраханской области, 3, 7,5 и 7,5 млн рублей соответственно. Для организации работы по созданию региональной навигационно-информационной системы Астраханской области, её внедрения и использования на территории региона была создана рабочая группа.


Глобальная система семьи Мироновых

Закрытое акционерное общество «ТрансМастер — Астрахань» образовано в 2007 году, одним из учредителей компании является Борис Станиславович Миронов (он владеет 20%).

Властями предполагалось создание ещё одного учреждения — регионального навигационно-информационного центра. В той же базе ЕГРЮЛ мы нашли ОАО «Региональный навигационно-информационный центр по Астраханской области» (РНИЦ по Астраханской области), созданное в 2012 году, то есть после принятия программы внедрения системы ГЛОНАСС на территории области. Уставный капитал — 2 млн рублей. А одним из учредителей является то же ЗАО «ТрансМастер — Астрахань» (вклад — 280 тыс рублей).

Один небольшой нюанс. Приведённые выше данные по уставному капиталу двухгодичной давности. А что же мы имеем на сегодняшний день? На конец марта 2015 года он составил 15 млн 40 тыс рублей. Генеральным директором в этой организации значится Станислав Константинович Миронов (бывший вице-премьер и министр финансов Астраханской области в период с 2005 по 2010 годы, а сегодня Главный советник-консультант в штате областной администрации), отец Бориса Станиславовича, учредившего ЗАО «ТрансМастер — Астрахань».

В нашем распоряжении оказалась переписка органов исполнительной власти региона с муниципалитетами области. Так, управление по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации губернатора Астраханской области в своём письме главам муниципальных районов и городских округов сообщает о том, что региональным правительством было создано ОАО «РНИЦ по Астраханской области» и ему придан статус регионального оператора. Якобы в связи с подготовкой информации по деятельности искомой организации в этом направлении муниципалов просят «сообщить о решении и готовности содействовать в трансляции в ОАО «РНИЦ по Астраханской области» мониторинговой информации о движении транспортных средств категории «школьный автобус». Информацию просят присылать на электронную почту Станислава Миронова в министерство финансов.

Станислав Миронов
Ещё одно письмо направляет руководителям местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области министерство ЖКХ региона. Там местных чиновников просят предоставить информацию об оснащении бортовым навигационно-связным оборудованием ГЛОНАСС транспортных средств, состоящих на балансе предприятий ЖКХ вне зависимости от форм собственности. Притом в справке должны присутствовать и операторы, к которым подключено соответствующее оборудование. Кроме того, указывается следующее: «при отсутствии установленного оборудования ГЛОНАСС на транспортном средстве рекомендуем Вам обратиться к региональному оператору «РНИЦ по Астраханской области».

Таким образом, ОАО «РНИЦ по Астраханской области» без конкурсов забирает самые лакомые муниципальные заказы, да еще и так просто: главы районов всего лишь отправляют письмо на почту министра финансов.

Возможно, это недобросовестная конкуренция и привлечение административного ресурса. Кто-то увидит в этом и коррупционные схемы. Выводы будут делать соответствующие структуры. Например, в Ставропольском крае ФАС возбудила дело в отношении Управления Ространснадзора по СКФО. По мнению специалистов, Управление неправомерно возложило на «РНИЦ Ставропольского края» функции тестирования абонентских терминалов слежения за транспортом на базе ГЛОНАСС на соответствие установленным требованиям, подключения терминалов на базе ГЛОНАСС к собственным серверам, получению, хранению и передаче мониторинговой информации со всех транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров и опасных грузов в регионе, уклоняясь при этом от соглашения с другими компаниями, препятствуя при этом их доступу на рынок.

Интересно, если у руля теперь «РНИЦ Ставропольского края», то кто же обслуживает созданную на базе ЗАО «ТрансМастер — Астрахань» региональную информационно-навигационную систему (РНИС)»? Никто! О такой навигационной системе власти вовсе не знают. «Агентство связи и массовых коммуникаций Астраханской области не имеет информации о создании в Астраханской области РНИС «Регион», — подытожил в официальном письме заместитель председателя правительства Астраханской области Олег Полумордвинов. Как же не знать, если в 2011 году Программа, в рамках которой принято решение о создании региона, была утверждена Правительством и опубликована в сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области от 18 августа 2011 года.


Движение спецтранспорта России видят в Амстердаме

В ФЗ-№22 говорится о том, что «в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ транспортные, технические средства и системы подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами».

К слову, Станислав Константинович Миронов входит в число учредителей еще одной фирмы, которая занимается в Астраханской области услугами обслуживания пользователей ГЛОНАСС, — ООО «Интеллектуальные транспортные системы».

транспортНаши источники продемонстрировали нам работу ООО «Интеллектуальные транспортные системы». Отслеживать в интернете передвижение и прочую информацию по транспортным средствам школьных автобусов, машин администрации Приволжского района, медицинских учреждений или спецтехники МБУ г. Астрахани «Чистый город» позволяет этой фирме компания ООО «Виалон-сервис». Притом программное обеспечение у неё не российское, как можно предположить, а западное — фирмы «Гуртам». Серверы, а соответственно и ЦОД (центр обработки данных), базы данных этой конторы находятся в Европе. Таким образом, вся получаемая от установленной на транспорте аппаратуры информация стекается и обрабатывается в столице Нидерландов Амстердаме.

Нужно ли тут говорить о какой бы то ни было защите информации? А ведь там, скажем по секрету, открытый протокол связи, позволяющий без каких-то особых усилий получить все необходимые данные по движению автомобилей чиновников, транспорта с опасным грузом и так далее. И это не считая возможности технически подкованных специалистов проникнуть через локальную сеть в любой компьютер организации, которую обслуживает фирма Станислава Миронова.


Ольга Дружинина, https://pasmi.ru/archive/124024/