Пойдут ли дети в садик, будут ли у них воспитатели, а в школе преподаватели? Станет ли их зарплата достойной, а профессия — престижной? Какие специалисты придут на рынок труда Астраханской области через пять-шесть лет? Какие изменения ждут единый государственный экзамен? И что нового готовит сфера образования?

На эти и другие вопросы «Горожанину» ответил министр образования и науки Астраханской области Виталий Гутман.

Виталий Александрович, только недавно начался новый учебный год. Дети не успели сесть за парты, а от родителей уже посыпались жалобы на школьные поборы. Так называемая помощь школе — это норма или преступление?

— Школы имеют право попросить помощи у родителей, а родители имеют право либо оказать ее, либо отказать в ней. Никакой связи между приемом ребенка в школу или детский сад и помощью быть не должно. Это запрещено законом. Если родитель подтвердит, что он платил, я доведу дело до суда. От этого зависит наша репутация. Были случаи, когда понесли наказание заведующие детскими садами. Реальных сроков не дали, но условные несколько заведующих получили.

Решать подобные финансовые вопросы нужно открыто. Например, на уровне управляющего совета. Не мифического, а реально действующего (в состав которого войдут учителя, родители, дети). На таких встречах обговариваются нужды образовательного учреждения, а за каждый потраченный рубль предоставляется отчетная документация. Даже если родитель готов оказать содействие школе, мы просим не делать этого наличными. Я понимаю, что проще сдать деньги классному руководителю, но тем самым вы участвуете в махинациях. Деньги можно переводить только на расчетный счет школы. На 300 школ контролеров не приставить. Поэтому советую родителям в таких случаях писать заявления на мое имя, оставлять информацию на нашем сайте. Все проверим. И еще: сейчас школы в рамках программы модернизации образования оснащены wi-fi. Меня часто спрашивают, должны ли родители платить за этот интернет. Отвечаю: «Нет!».

Новый учебный год ознаменовался внедрением нового проекта — электронной записи в детские сады. Расскажите о нем подробнее.

— С 1 октября заработает электронная запись детей в ДОУ. Пока система проходит апробацию, функционирует в тестовом режиме. Внедрение электронной записи, по нашим подсчетам, сократит список очередников на 15-20%. Будут отсеяны те, кто претендовал на место в нескольких детских садах. Например, на селе каждый ребенок записан в три садика, в областном центре — в семь.

Сегодня по Харабалинскому району благодаря электронной записи очередь уже сократилась почти на 200 человек. С помощью нового проекта можно не только записаться, но и, не выходя из дома, отслеживать продвижение очереди. Система проста в обращении. Пользователь заходит на сайт госуслуг и по ссылке попадает на электронную очередь в детские сады.

Кстати, об очереди. Разные источники называют разные цифры. Сколько же все-таки детей сегодня нуждается в предоставлении места в дошкольном учреждении?

— Мы проанализировали очередь. Из 19 тыс. человек она превратилась в восемь тысяч, потому что мы выделили тех, кто реально нуждается, сейчас, а не через два года. Так как в садик сразу после роддома не берут, возрастную категорию от 0 до двух лет пока в расчет можно не брать. Кроме того, количество мест, образовавшихся в результате выпуска 2012 года (тех, кто пошел в школу) — шесть тысяч. Значит, нехватка всего две тысячи мест. И то в Знаменске и Енотаевке вообще нет очереди. А в Ахтубинске и Черном Яру — всего по несколько человек. Самая сложная ситуация, конечно, в Астрахани. Но к 2014 году очередей не будет.

Совсем? Не слишком амбициозно?

— Дефицит мест в ДОУ за два года будет ликвидирован. Во-первых, за это время по лизинговой схеме построят 31 садик. В прошлом году был заключен договор с Внешэкономбанком на оказание услуг инвестиционного консультирования, итогом которого стал меморандум проектов по строительству на территории региона детских садов на основе частно-государственного партнерства. Иными словами, Внешэкономбанк дает деньги, подрядчики строят, в течение 15-20 лет муниципалитеты расплачиваются. Стоимость заемного капитала должна составлять не более 10% годовых. Кроме того, можно использовать альтернативные варианты — открывать группы кратковременного пребывания, а также семейные, переоборудовать некоторые школьные помещения и т.д.

Помимо этого, наше министерство выиграло федеральный грант, благодаря чему муниципалитеты могут взять бюджетный кредит («дешевые» деньги) и использовать их либо на строительство, либо на реконструкцию детских садов. До конца года построить мы уже не успеем, поэтому некоторое районы берут именно на ремонт, чтобы потом открыть дополнительные группы. Например, Наримановский район взял 70 млн, Астрахань, к сожалению, отказалась.

В этом месяце региональное министерство образования получило еще один грант в размере 19 млн руб., которые нужно использовать на приобретение оборудования и мебели. Большая часть этих средств пойдет именно на оборудование. Я немного утрирую, но все же: если новое детское место уже создано, в крайнем случае, родители на радостях, что чадо пристроено, притащат и раскладушку. А вот современные развивающие игры, материалы, обучающие программы не приобретались несколько лет. Сегодня они нужны как воздух.

Мы говорим о развитии сети дошкольных образовательных учреждений. При этом сегодня зарплата выпускника вуза, устроившегося в детский сад воспитателем, составляет всего пять-семь тысяч рублей. Пойдут ли в новые сады специалисты?

— Да, сегодня зарплаты воспитателей, действительно, мизерные. Но прошлый век остается в прошлом. В течение следующего года работники дошкольных учреждений начнут получать среднюю зарплату учителей, у которых она к декабрю будет доведена до средней по экономике региона. То есть зарплата воспитателей должна вырасти вдвое. Значит, проблема с кадрами также будет постепенно решена. Источники в бюджете есть. Плюс, с 1 января 2013 года зарплата всех бюджетников вырастет на 6%. Это, конечно, мало, прибавку тут же съест инфляция. Но тем не менее это лучше, чем ничего.

Как стимулируют молодых учителей?

— Я считаю, прежде всего поддержка необходима тем специалистам, которые идут в сельскую школу. Мы первые из всех социальных сфер начали работу в этом направлении — выплачивали по десять тысяч подъемных, сейчас уже 50 тысяч каждому выпускнику вуза и колледжа, который пришел работать в сельскую школу на полную ставку. Конечно, существует ограничитель: если ты не отработал три года, обязан эти деньги вернуть. Это нормально: ты получил помощь от государства, но взял на себя при этом некие обязательства, так выполни их. Каждый год в сельские школы идут по сто человек. И за последние три-четыре года проблема с кадрами постепенно решается. Что касается города, аналогичную программу разработали и в астраханской мэрии — молодым учителям выплачивают 20 тыс. подъемных. С этого года программу поддержки молодых учителей распространяем и на тех, кто будет работать в учреждениях областного подчинения: школы-интернаты, детские дома. Но это не единственная форма поддержки. Сегодня мы стараемся продвинуть проект ипотеки для молодых семей. Понятно, что это не бесплатное жилье. При нынешних ставках кредитования далеко не все молодые люди могут себе позволить ипотеку. Но, если все получится, мы введем выгодное кредитование под 6-7% годовых с участием федеральных органов, региона, муниципалитетов.

Ждать ли поддержки немолодым?

— Как я уже сказал, повышение зарплаты продолжается. Вскоре я выйду к профсоюзам с предложением увеличивать надбавку за категорию. Человек, не имеющий категории, должен получать в два раза меньше, чем его коллега с высшей категорией. Я понимаю, что это придет не сразу. Но это тренд, дорога, по которой мы будем идти. Если человек за всю жизнь после университетской скамьи больше не прочитал ни одной книжки, не побывал на курсах, не сдал экзамены и работает по конспектам, написанным еще в институте, а второй все время учится, стремится к самосовершенствованию, повышает квалификацию, внедряет что-то новое, их зарплаты должны быть разведены. Последний заслуживает вознаграждения.

Стало известно, что к обязательным ЕГЭ по математике и русскому языку добавится иностранный. Ваше мнение, это так необходимо?

— С 2013 года иностранный язык станет еще одним обязательным в списке ЕГЭ. Никаких организационных проблем не будет. А результат — извините. Это вопрос качества образования. Ведь ЕГЭ — это зеркало. И в него надо заглядывать. Сегодня самые востребованные компетенции — информационные технологии и язык. Мы все больше и больше вписываемся в открытый мир. Если мы хотим обеспечить наших выпускников возможностью участия в открытой экономике, то мы должны обеспечить им знание иностранного языка. Я помню, как мы учили в школе английский, как мы учили его в институте. К своему стыду, я знаю английский на уровне бытового общения. Все из-за чего? Граница была на замке, и многие считали, зачем мне учить язык, если я вряд ли встречусь с его носителем у нас в стране. Теперь все по-другому: мы путешествуем, общаемся во всемирной паутине. Язык знать надо. Введение ЕГЭ искусственно подстегивает школьников к его лучшему изучению.

— То есть проблем не будет?

— Ну это кто как учился. После введения ЕГЭ астраханцы стали поступать в лучшие вузы страны. В ближайшие 10-20 лет регион столкнется с новой проблемой. Наблюдается лавинообразный рост выпускников школ, которые уезжают учиться в другие регионы. Мы теряем элиту. Если в советские годы в престижные московские вузы попадали один-два человека (при чем от направления компартии, а фамилия счастливого студента нередко совпадала с фамилией работника обкома), то сейчас — это уже сотни. Наши дети прекрасно сдают ЕГЭ, поступают в престижные вузы. Естественно, они не вернутся. Не понятно, кто же будет руководить предприятиями, развивать бизнес, управлять регионом через 15-20 лет.

В связи с демографической ямой начала-середины 90-х годов прошлого века и малым количеством выпускников школ в последние годы вузы начали борьбу за студентов. Дошло до того, что на бюджет принимают троечников. Каких специалистов выпустят вузы через пять лет?

— На одной из специальностей на бюджет принимали выпускников, у которых 24 балла по математике. Чтобы было понятно, 23 балла — это ты вообще не получил аттестат. А 24 — ты студент и будущий специалист. Это кризис. Это не только последствия демографической ямы, но и показатель того, что надо менять систему управления высшим образованием.

Что касается коммерческих вузов, у меня к ним двоякое отношение: есть филиалы, которые востребованы, выпускники которых находят хорошую работу, у которых собственный педсостав, они могут конкурировать с федеральными университетами и академиями. А есть их полная противоположность, где в одном окошке и деньги сдают, и диплом получают. Причем иногда и одновременно. Там одни и те же преподаватели ведут абсолютно разные науки. Это полная профанация. Такие вузы надо закрывать. Сейчас минобр РФ и Рособрнадзор отслеживают такие вузы. У тех, кто не прошел аттестацию, отзывают лицензии. А меня как министра нередко просят написать письмо поддержки в Москву. Но мы не собираемся помогать тем, кто жульничает, профанирует высшее образование.

Беседовала Ксения Яваева,

"Горожанин" № 38, 26.09.2012 г.