Недавно в России закончился не только 2015 год, но и Год Литературы. Страна вспоминала писателей-юбиляров, устраивала в их честь творческие вечера и конкурсы, а в конце года четыре дня подряд читала Л.Н. Толстого. В Астрахани празднование Года Литературы выдалось своеобразным и уж точно запомнится жителям нашего города надолго. Подведём итог, плачевный (или нет), Года Литературы в Астрахани глазами старшеклассника.
Итоговое достижение
Примерно до лета-осени астраханских школьников Год Литературы никак не касался. Не удивительно: сначала все готовились к празднованию 70-летия Победы, а после их затянула прекрасная нега летней свободы. Но с сентября Литература прочно вошла в школьную жизнь, а заодно и принесла с собой кучу олимпиад, акций и конкурсов.
А ещё итоговое сочинение. Сочинение, направления которого наше многоуважаемое министерство образования долгое время категорически отказывалось публиковать. При уверениях, что они появятся не позднее 1 сентября, дошли до школьников они только третьего. И для подготовки по направлениям у несчастных учеников оставалось чуть меньше трёх месяцев. Три месяца, чтобы «прогнать» все темы, повторить произведения, которые выпускники успели изучить за 11 лет учебы, да ещё и наработать навыки в написании этого самого сочинения. Набить руку. Съесть собаку. Изучить до мельчайших подробностей. Подготовиться к возможным темам. За три месяца. Проще простого.
Но. Всегда есть «но». Известно ли вам, что апелляции подавать выпускники не имеют право? Среди астраханских одиннадцатиклассников, писавших итоговое сочинение, есть люди, которые при отличном умении выражать мысли и некотором писательском опыте получали «незачёт» по критерии «Качество письменной речи». Или весь класс работал по определенному плану – так, как школьникам советовали учителя, а тем именно так объясняли на тренингах. Но кто-то в результате проверки получил зачёт по «Композиции и логике рассуждения», а кто-то нет. При этом основываясь на кратком пересказе работ учениками (всё под строжайшей секретностью, при неповиновении – расстрел), «незачёт» поставить никак нельзя.
К этому примешивается тот факт, что у детей забрали черновики. Очень удобно, теперь-то уж никто ничего не докажет. А эти зачёты, между прочим, могут помочь детям поступить в вузы. Высшие учебные заведения на своё усмотрение решают, давать ли выпускникам за итоговое сочинение дополнительные баллы. И, получив четыре зачета из пяти, одиннадцатиклассник может получить не 10 баллов, а 8, или не 5, а 4. То есть за счёт уменьшения количества зачетных критериев очень выгодно лишать детей дополнительных шансов на поступление в институты и университеты. И не просто шансов на поступление, а шансов поступления на бюджетную основу. Действительно, кому нужны образованные специалисты, если они не будут приносить прибыль в казну вузов.
Как пройти в библиотеку?
Никак. К сожалению. С Года Литературы в некоторых сёлах России больше нет сельских библиотек. И культурно-спортивных центров. И даже отделов полиции. Поликлиники, правда, пока еще держатся на плаву, но не удивлюсь, если и их скоро начнут закрывать. И придётся сельчанам (включая дедушек с бабушками) ездить за энное количество вёрст за положенной по закону медпомощью. Если вообще они смогут ездить.
Таким способом планируется сократить расходы и без того дефицитного регионального бюджета. Власти объединяют школы для того, чтобы выделять как можно меньше средств. И это не какой-то абстрактный пример, а реальные события, происходящие сейчас в Астраханской области. А вот больше всего в экономии государственных денег преуспел глава Наримановского района Нурлан Кандыков. Теперь в наримановских сёлах нет ни полиций, ни клубов, а средства, которые раньше выделялись на одно учебное заведение, теперь приходятся на две, а то и три школы. Вот уж поистине Год Литературы. Год образования. Культура и прогресс. Как и повсюду в российских глубинках.
Почему так происходит? Вероятно, деньги у сёл и посёлков лежат без дела. И в условиях спада экономики их, естественно, нужно забрать в пользу… (в чью?). А финансирование этих населённых пунктов, соответственно, уменьшить. И ладно. На благо страны. Для выхода из кризиса. Но теперь культурно отдыхать людям негде, кружки, которые работали в закрывшихся клубах, ушли в небытие, а чтобы обратиться в полицию, жителям сёл теперь надо ехать/идти/ползти (если повезёт) в другие населённые пункты, которым повезло больше. Для этого зачастую бывает нужен автомобиль, который берут в кредит. А когда заёмщик умирает, несчастные родственники в шоке от того, кто же должен выплатить этот самый кредит.
Возвращаясь к теме, остаётся с горечью констатировать: вот и получается, что в Год Литературы, когда, наоборот, должны открываться новые библиотеки, клубы, а все школьники поголовно становиться книгоманами, государство всё делает с точность до наоборот.
По рублю учителям
Зарплаты бюджетникам. В тех же маленьких сёлах и посёлках зарплаты учителям урезают нещадно. Дело доходит до 40-50 процентов. И это при средней зарплате в 18-20 тысяч. Молодым специалистам так и вообще понижают до 7-8. А если учителя живут далеко от школ? В городе, в соседних сёлах? В таком случае добрая часть зарплаты просто-напросто уходит на дорогу, чтобы добраться до работы и заработать те же копейки, которые снова же пойдут на дорогу до работы. Прекрасно. Год Литературы. Год культуры. Год образования.
Слишком хорошо для правды
Олимпиады по литературе в Год Литературы. Что может быть символичнее?
Учителям так хочется найти действительно талантливых детей. Тех, кто хорошо знает предмет. Тех, кто разбирается в литературе и филологии. Тех, кто станет будущим страны.
Ан нет. У моих знакомых, участвовавших во Всероссийской олимпиаде по литературе, случалось так, что действительно хорошие, грамотные работы отсеивались с пометкой «Списал» и комментарием: «Слишком уж хорошо написано. Явно “скатал”. Неправда». И такое происходит не только на литературе. Но и на английском. И на обществознании. И на физике. Биологии. И даже физкультуре.
В 2015 году на одном из этапов Всероссийской олимпиады школьников вышло именно так. К счастью, работу ученика после дополнительной проверки поспешно признали действительной и присудили призовое место. Но далеко не всегда так.
На химии недавно и вовсе был беспрецедентный случай. Не секрет, что на районных этапах списывают. Если не всегда, то часто. У девочки на столе лежал паспорт. Вокруг сидели дети с планшетами, телефонами и гуглом. И что же сделала наблюдатель? Удалила списывающих или хотя бы отобрала у них гаджеты? Нет. Она подошла к девочке с паспортом (которая, кстати, не списывала) и потребовала убрать его со стола. «А то я тебя из аудитории удалю». Прекрасно.
Батл поэтов
На битву, пусть и поэтическую, это было похоже меньше всего. Никаких книгокидательных боев. Никаких споров о том, чей томик толще и чем эффективнее бить: Маяковским или Ахматовой. В библиотеке имени Бориса Шаховского в конце декабря собралась пишущая стихи молодежь. В программе были авторские выступления, игра «Мафия» и чай с печеньками. Несколько десятков человек слушали стихотворения друг друга.
«Запомнилась сама атмосфера. Творческая, дружеская, теплая и непринужденная. Я считаю, что такие мероприятия важны, ведь они дают возможность найти единомышленников», – говорит одна из участниц мероприятия.
«Всё было больше похоже на дружескую посиделку, чем на битву поэтов», – сообщил один из организаторов «Батла».
Литературная мафия
Акцио, волшебство и конфетки! 2016 год в нашей стране объявлен Годом Кино. Мероприятие «Литературная мафия» в астраханской библиотеке имени Н.К. Крупской была посвящена серии книг и фильмов о Гарри Потере – симбиозе кино и литературы. Именно поэтому дата проведения – 22 декабря – стала весьма символична, как своеобразный переходный этап между двумя годами.
Всего в «Литературной мафии» приняло участие около 70 человек. На вечер были запланированы игра в «Мафию» по мотивам истории о Гарри Потере, викторина по серии книг и различные творческие номера. В зале присутствовало несколько человек в хогвартских мантиях и факультетских галстуках. Однако всех покорил маленький мальчик с нарисованной на лбу молнией, полностью облаченный в форму школы чародейства и волшебства. «Мафию» организовывал профессиональный городской маф-клуб «Империя». А в перерывах между раундами на импровизированной сцене читального зала библиотеки выступали музыканты и команды КВН.
Что в итоге?
Год Литературы в Астрахани оставил неоднозначные впечатления. Стало ясно, что тощий городской бюджет уже не может поддерживать гениальные идеи правительства. В год, когда чтение и образование должны играть ведущую роль, они отходят на второй план. И, к сожалению, мелкие мероприятия не отменяют того, что теперь сельские учителя не увидят приличной части своей «ну-очень-огромной-обязательно-надо-урезать» зарплаты. Того, что действительно способные дети не смогут попасть на региональные этапы Всероссийской олимпиады из-за предвзятого отношения к сельским школам («Ах, эти! Эти всегда списывают!») и просто потому, что у них «уж слишком хорошая работа».
Тайлер, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 10 (668)