Есть на Руси давняя традиция, корни которой уходят в века… Состоит она в том, чтобы ничего не делать на протяжении долгого времени, а затем сразу пытаться закончить все дела одним махом. Из-за этого получается куча проблем, но традиция, тем временем, упорно соблюдается и по сей день.
Например, в нынешнем варианте, на правительственном уровне данная традиция выражается в присвоении годам каких-либо статусов. Вроде ушедших в прошлое «пятилеток». Так, как известно, в России 2009 год был объявлен Годом Молодёжи. А в Астрахани, помимо этого, губернатор Александр Александрович Жилкин подписал постановление, по которому этот же год был объявлен Годом Села. Таким образом, этот год можно считать Годом Сельской Молодёжи, прямо как название когда-то издававшегося в Советском Союзе журнала.
Объявили. А что дальше? Про «заботу» о молодёжи, в общем, в Год Молодёжи уже сказано много, особо повторяться даже и не стоит. А вот про село и, в особенности, про ту самую сельскую молодёжь – надо сказать отдельно.
В прошлом году, когда было подписано соответствующее постановление, обещалось, что «Приоритетными станут разработки мероприятий по улучшению в 2009-2010 годах жилищных условий сельчан, повышению уровня развития культуры, образования и спорта в сельской местности, а также качества оказания медицинской помощи». Год села уже, практически, подходит к концу – и сколько в итоге сделано? Если судить по обещаниям, то жители городов области сейчас должны буквально локти кусать, глядя на жителей сёл с их резко возросшим уровнем развития культуры, образования и т.п. Но, как обычно, слова немного не совпали с делом, потому остаётся только выискивать положительные моменты, а об отрицательных говорить вскользь, списывая их на великий и ужасный кризис.
К слову, в начале года по поводу ситуации с кризисом очень красноречиво было сказало в одном сюжете, показанном в центральных новостях. В нём один известный режиссёр, снявший не менее известный фильм, при просмотре которого большая часть зрителей выходила, так и не досмотрев до конца, жаловался на кризис. Дескать, из-за кризиса фильм не окупился, он сам весь в долгах – и далее описание дальнейшего краха киноиндустрии из-за того, что фильмы в таких жутких условиях снимать становится всё труднее и труднее… О том, что просто фильм получился не очень, режиссёр так и не сказал. А, тем временем, новые фильмы снимались, причём довольно неплохо окупаемые – премьер в этом году немало и кризис им не помеха. В общем, понятно, кризис – идеальное средство для тех, кому надо как-то оправдать собственные ошибки, отличный способ списать всё то, что по каким-то другим причинам не было доделано… Как кража на складе в «операции Ы». Ладно, оставим в сторону кризис, как видно, он совсем не оправдание для того, чтобы забыть о сельской молодёжи в Годы Села и Молодёжи.
Когда говорят о сельской молодёжи в нашем Правительстве, постоянно приводятся доводы на тему «работы там много, просто работать никто не хочет, несмотря на довольно высокие зарплаты – потому приходится брать на работу мигрантов». Сразу рисуется красочная картина – лежащие на диванах лентяи, не желающие работать, а также трудолюбивые мигранты из Средней Азии, сажающие картошку на наших бескрайних полях.
Вроде бы, картина убедительная. Если бы не несколько вопросов. Во-первых – если там так хорошо, так почему же люди стремятся из села в город, а не наоборот? Во-вторых – почему министры и все прочие не посылают в сёла своих сыновей и дочерей, если там такие хорошие зарплаты и вообще надо спасать поля Родины?
А ответ довольно простой. Зарплаты там никакие не высокие, особенно, если учесть тяжесть работы на селе. Как говорится «ох тяжёл крестьянский труд – от него и кони мрут». Тем более что оплата напрямую зависит от сезона, так что даже если и получаются неплохие цифры за летние месяцы – надо учитывать, что зимой зарплата опустится до очень низкого уровня, потому на зиму надо откладывать средства, в итоге – за год получается не так уж и много.
По поводу мигрантов – в последнее время слишком уж часто приходится слышать мнение, вроде «ни один русский не согласится на такую грязную работу». Обычно такое говорят руководители этих самых мигрантов, часто – такие же мигранты, просто выросшие по «карьерной лестнице». Ничего не имею против рабочих из Средней Азии и понимаю ситуацию в их странах, вынудившую их искать работу, но хочется сказать по поводу русских и грязной работы – а вы деньги людям платить не пробовали? Конечно, когда платят копейки и не предоставляют нормальных условий, желать работать будут только те, у кого ситуация вообще катастрофическая. Но тогда нечего даже заикаться о каком-то подъёме села и обеспечении сельских жителей нормальной работой.
Теперь о государственной поддержке молодёжи на селе. В крупных городах поддержка молодёжи какая-никакая, а присутствует. Проводятся молодёжные форумы, есть молодёжные организации – в общем, проявить себя при желании можно. Вообще, по сути все эти форумы не городские, а общероссийские, однако, до глубинки они как-то не доходят, или доходят, но очень мало. В сёлах часто вообще не знают о том, что где-то проводится молодёжный форум, на котором можно представить свой проект и получить средства на его осуществление… В общем – возможностей для того, чтобы как-то продвинуться в селе не очень много.
Что остаётся? Остаётся пытаться переместиться в город, например – в областной центр, то есть в Астрахань. Например, поступить для начала в один из ВУЗов города. Первая проблема – место жительства. Хорошо, если в городе есть родственники, а если нет? Нужно снимать квартиру, а это немаленькая сумма, особенно если учесть зарплаты на селе. О том, что суммы стипендии не хватит даже на комнату – промолчу, это и так ясно.
Остаются общежития. Да, крупные ВУЗы города их предоставляют, но проблема в том, что большинство общежитий были построены ещё во времена СССР, то есть тогда, когда наши университеты имели статусы лишь институтов и количество обучающихся в них, соответственно, было меньше. Теперь студентов стало больше, но количество общежитий заметно не выросло, в итоге – существующие уже переполнены, а новых так и не строят, несмотря на постоянные попытки получить землю под них со стороны руководства ВУЗов. Власть предпочитает дать землю под торговые центры, а не под общежития для студентов. Да и для того, чтобы построить общежития – нужны финансы, ведь это не кинотеатр, в который вложатся инвесторы, тут нужна поддержка государства. Но государство, как это часто бывает, поддерживает больше словами, чем делами.
Кроме места жительства есть ещё одна проблема – плата за обучение. Хорошо, если удалось поступить на бюджет, а вот если нет… Что тут можно сказать, если даже постановление Правительства о замораживании цен на обучение из-за кризиса выполнили не все ВУЗы, несмотря на свои же собственные обещания.
Вот вам и поддержка молодёжи на селе. Там ей практически не дают возможности показать себя в проводимых государством мероприятиях, а в город простому жителю села выбраться достаточно сложно. И это при том, что много моих знакомых из села – очень умные люди, явно имеющие высокий потенциал. Но – государство предпочитает просто называть годы разными именами, а фактически ничего не делать.
А, может, это не случайности, а политика такая? Ведь, как известно, даже внутренний паспорт, который в Европе, например, отсутствует, в нашей стране ввели из-за того, что крестьяне стали перемещаться в города, поняв, что там можно жить гораздо лучше. Тогда ввели внутренние паспорта, а крестьянам их не выдали, ограничив их в месте жительства. Может, сейчас то же самое продолжается и всё это для того, чтобы на селе хоть кто-то остался?
Хотя я всё-таки считаю, что лучше просто дать жителям села нормально зарабатывать там. Чтобы деньги не оседали у перекупщиков, а доставались производителям. Ведь как так можно – те, кто производит еду, без которой никто не сможет жить, получают такие маленькие зарплаты… На Западе же как-то смогли обеспечить на селе достойную жизнь – так почему же у нас не получается?
Вадим Окороков,
"Факт и компромат" №33, ноябрь 2009 г.