В прошлый четверг депутаты городской думы на закрытом от прессы заседании внесли изменения в бюджет Астрахани, урезав доходную и расходную части на 348,5 млн рублей. Впрочем, это вряд ли спасет муниципальную казну от растущего дефицита, вызванного изначально завышенными прогнозами по доходам.

По мнению экспертов «Горожанина», чтобы свести концы с концами в этом году, парламентариям придется резать городской бюджет еще как минимум на миллиард.

Начинаем сокращать

В последнее время заседания городской думы стали закрытыми для журналистов. Как удалось выяснить «Горожанину», причина в том, что депутатам приходится принимать непопулярные решения, в том числе — урезать параметры принятого в начале года бюджета-2012.

Напомним, после последних изменений основные параметры городской казны были такими: объем доходов — почти 7,2 млрд рублей (из них 2,1 млрд за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов), объем расходов — порядка 7,4 млрд рублей, дефицит — 204,5 млн рублей.

Однако реальный дефицит оказался гораздо выше: как стало известно «Горожанину» от депутатов городской думы, на 1 сентября недобор составил более 700 млн рублей от прогнозируемого объема доходов. Впрочем, официальную цифру парламентарии называть отказываются, ссылаясь на то, что «контроль за собиранием налогов и другая оперативная информация по исполнению муниципального бюджета являются прерогативой исполнительной власти, и депутаты Городской думы, как орган представительной власти местного самоуправления, такую информацию обнародовать не могут и не должны».

Между тем в мэрии лихорадочно ищут способы пополнить доходную часть казны и сократить расходы. Недавно в гордуму был внесен проект повышения ЕНДВ (налога на вмененный доход), что, по подсчетам городских экономистов, должно дать в муниципальный бюджет 65 млн рублей дополнительных поступлений. А на последнее заседание думы внесен проект поправок в положение о земельном налоге, предлагающий исключить действующую ныне налоговую льготу для муниципальных бюджетных учреждений (к которым относятся в том числе школы, детсады, библиотеки и т.д.), а также отменить льготу по земельному налогу в размере 0,1% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков площадью 10 га и более, предоставленных для строительства объектов градостроительной деятельности. Согласно экономическому обоснованию, это должно дать бюджету еще 63,8 млн рублей в год дополнительно. Впрочем, эти меры могут позволить пополнить бюджет лишь в следующем году. Однако уже сейчас ситуация складывается патовая.

Как рассказал «Горожанину» источник, знакомый с ситуацией, заморожены практически все городские программы, есть проблемы с выплатой заработной платы, а на заседания думы городские депутаты ходят со своей водой — городской бюджет экономит даже на этом.

В начале сентября в мэрии состоялось расширенное антикризисное совещание, по итогам которого были разработаны антикризисные меры (документ есть в распоряжении «Горожанина»), в числе которых — сократить на 30% количество предоставляемого служебного автотранспорта, на столько же — расходы муниципальных бюджетных учреждений, уменьшить на 19 млн субсидию МУП АТП (автобусно-троллейбусный парк), исключить все программы, не относящиеся к полномочиям муниципального образования, отправить работников структурных подразделений мэрии на больничный или в отпуск за свой счет и т.п.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ дефицит местного бюджета не может превышать 10%. Отклонение от допустимой нормы является нарушением Бюджетного кодекса, что влечет за собой административные меры. По словам нашего источника, меры могут быть вплоть до снятия с должности главы муниципального образования. Это значит, что бюджет надо секвестировать. Что и было сделано на последнем заседании гордумы.

Доходная и расходная части городской казны сократились на 348,5 млн рублей. Между тем, по словам нашего собеседника, это не спасет ситуацию: учитывая завышенные изначально прогнозы по сбору доходов, казну надо урезать еще на миллиард.

Области советуют жить «по средствам»

Непростая ситуация и в областном бюджете. Правда, по иным причинам. Как пояснил недавно губернатор Александр Жилкин на встрече с руководителями астраханских СМИ, брешь образовалась из-за поправок в законодательстве по трансфертным платежам в пользу столицы и в ущерб Астраханской области, в связи с чем региональный бюджет не получил 5 млрд рублей, на которые рассчитывал. Напомним, речь идет о поправках в 288 статью Налогового кодекса РФ, касающихся распределения налога на прибыль между участниками консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). Согласно принятому в ноябре 2011 года закону о создании КГН, налог на прибыль должен платиться в бюджет того субъекта, где находятся основные средства предприятия. Согласно этой формуле, часть налога ОАО «Газпром» должна была уже в 2012 году пойти в регионы, при этом Астраханская область получала дополнительно 5 млрд рублей. Однако внесенные поправки растянули процесс перехода на новую систему на пять лет. «Для меня это был неприятный сюрприз, — признался губернатор. — Эти деньги планировалось полностью направить на ликвидацию ветхого и аварийного жилья — можно было эту тему закрыть вообще без поддержки со стороны. Теперь придется еще пять лет ждать». Кроме того, из-за газпромовской коллизии с поставками газа в Европу областной бюджет потерял еще миллиард.

Тем не менее, по словам губернатора, на следующий год регион намерен рискнуть и заложить бюджет с расчетом, что «подобных провалов не будет». «Со стороны Минфина РФ проскальзывают замечания, что нам следовало бы вести более консервативную политику и сосредоточить усилия на снижении внутреннего долга, — сказал Александр Жилкин. — Но в этом случае нам пришлось бы остановить развитие большинства проектов. Я считаю, что эта позиция была бы неверной. Именно поэтому бюджет 2013 года будет снова напряженным».

Вера Волкова,

"Горожанин" № 43, 31.10.2012 г.