В рамках популяризации русского языка, которая зародилась в нашем регионе в 2012 году, газета "Факт и компромат" и AST-NEWS.ru как постоянные партнёры всех проектов и конкурсов этого движения в Астрахани открывает рубрику «На ошибках учимся».
До итогов конкурса «Астрахань – город грамотных людей», проходящего сейчас в рамках всероссийского проекта МГГУ им. М. А. Шолохова осталось ещё два месяца, но уже сейчас участники загрузили больше работ, чем в прошлом году. В новой рубрике мы будем комментировать наиболее интересные из них.
В этом году к нам поступили работы из Ахтубинска. Их автор, Вера Журбина, – самая активная участница на данный момент. Среди обнаруженных ею «ляпов» не только грубые орфографические или так называемые «технические», причина которых невнимательность и небрежность, но и те, что представляют собой любопытные языковые явления, например, плеоназмы.
Что такое плеоназмы?
Плеоназмы – это обороты речи, включающие в себя лишние слова, смысл которых уже вложен в значения остальных слов. Типичные примеры можно взять из ахтубинских фоторабот.
Сувенир на память. Слово сувенир означает «памятный подарок», поэтому не совсем корректно употреблять компонент «на память» ещё раз. Получается что-то вроде «памятный подарок на память». Крайней формой плеоназма является тавтология, в качестве банального примера часто приводят словосочетание масло масляное.
Период времени. Это выражение почему-то часто употребляют те, кто работает с официальными бумагами, и это, если можно так выразиться, полный плеоназм. Как и в обычном, в нём можно сразу избавиться от слова время, потому что период и так его подразумевает. Однако в большинстве случаев, когда употребляют этот оборот, не нужно даже слово период, словосочетание можно сократить до нуля! Например, вместо «В период времени с января по февраль» логичнее написать просто «С января по февраль». Однако период времени – сорняк живучий, и из многих текстов сегодня уходить никак не хочет.
Другими типичными представителями плеоназмов являются такие конструкции, как апрель-месяц (можно подставить любое название месяца), мой автореферат (авто- подразумевает мой), прейскурант цен (прейскурант и есть список цен), свободная вакансия (вакансия – это свободное рабочее место) и другие.
Как избавиться от плеоназмов в своей речи?
Если говорить о крайнем случае – тавтологии, то от языкового чутья здесь всё зависит в меньшей мере. Нужно просто избегать близкого расположения одинаковых и однокоренных слов, хотя существуют лексические повторы как выразительное средство языка в литературных текстах, но к этому обычно прибегают признанные мастера слова, и в будничных статьях и заметках лучше не экспериментировать. Мой опыт работы корректором показывает, что есть и вынужденные ситуации для повторов, они бывают редко, но всё же. Нужно просто быть внимательным: неумелая замена одинаковых рядом стоящих слов синонимами может и не решить проблему – текст превратится в «механический», ничем не лучше варианта с повторами. В таких случаях нужна полная перестройка предложения, а иногда даже оказывается, что вариант с близкими повторами оптимален для данного текста.
Бороться с обычными плеоназмами сложнее, все их выучить невозможно, хотя самые въедливые часто упоминаются, но можно анализировать сомнительные конструкции. Попытайтесь изменить словосочетание на противоположное по смыслу, и если получается что-то несуществующее, то, возможно, исходная конструкция – плеоназм. Бывают ли сувениры не на память? Может ли апрель быть чем-то кроме месяца? Есть такой период с января по февраль, который не относится ко времени? Нет! Значит, достаточно говорить просто сувенир, месяц и период. Вот так легко можно выявить и выбросить лишние слова в своей речи.
И в заключение хотелось бы сказать, что иногда плеоназмы входят в систему языка, тогда их начинают воспринимать как фигуры речи. Так произошло с оборотами видеть своими глазами и слышать своими ушами, употребление которых обычно не вызывает нареканий. Это тот случай, когда речевая традиция оказалась сильнее языковой логики. Но не нужно забывать о стиле общения: при передаче информации в СМИ важна лаконичность, и потому в нём будут неуместны любые повторы, в непринуждённой беседе два вышеназванных примера вполне уместны, в художественном тексте авторы могут использовать как выразительное средство даже тавтологию.
Спасибо! Будьте грамотны!
Евгений Бикмаев, координатор конкурса «Астрахань – город грамотных людей» (2013–2014). Вы также можете отправить найденные ошибки на нашу страницу официального сайта: http://mosgram.mggu-sh.ru/nominations/item/21/
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 28 (589), 01.08.2014 г.