Городская свалка в Астрахани – место страшное. На взгляд, примерно два квадратных километра толщи мусора, к которому ежедневно добавляются еще десятки тонн отходов. Машины взбираются вверх, будто на гору, везут все новые порции, и весь пейзаж нереальный и пронизанный чем-то удручающим. Воздух пропитан запахом разложения и гарью.

Над свалкой кружатся множество птиц, привлекаемых гнилью органики и остатками выброшенных пропавших продуктов.

В дебрях свалки обитают огромные крысы. Жуткое ощущение настигает попавшего сюда впервые человека – будто это все нереально, будто такого не может быть вовсе. Сам мусор весь вперемешку – тут можно найти все что угодно, и поэтому на свалке встречаются люди, по виду напоминающие бездомных, оборванных и грязных бродяг. Они не разговорчивы, осторожны. Как только очередная машина, пробравшись по многометровой мусорной горе, начинает вываливать свежую партию мусора, люди эти тут же бросаются в это место в поисках предметов, что могут представлять какую-либо ценность.

Однажды я посчитал, сколько мусора в среднем за месяц вырабатывает, например, моя собственная, состоящая из 4-х человек семья. Без учета всякого строительного, дворового и прочего не чисто бытового мусора, а просто остатки от упаковок, банки, пакеты, пластиковые бутылки, использованные детские принадлежности – оказалось, мы выкидываем объем, заполняющий полтора стандартных мусорных контейнеров. После этого я призадумался, как уменьшить количество бытовых отходов. Вместо пакетов, которые не могут служить долгое время, но их можно использовать для разных целей несколько раз, было решено использовать тканевые сумки. Так это было в порядке вещей еще четверть века назад. Да и в девяностых, помниться, люди еще ходили в магазины с заранее припасенными сумками.

Большинство таких сумок люди изготавливали самостоятельно. Тогда это не считалось чем-то из ряда вон выходящим. В то время и многие продукты питания, как мы помним, обертывались специальной бумагой – безопасной, пригодной для пищевых продуктов. И люди находили разные пути повторного использования такой обертки. А стеклянные бутылки, все помнят, они бывали разных цветов, и их можно было сдавать в приемки. Стекло очень экологический материал. Сейчас же – в век нарастания нефте и газохимической промышленности все товары оформлены в разнообразную упаковку и ничего другого не предлагается. Таким образом стало понятно, что накопление мусора неизбежно, и пакеты - это только малая толика того, впоследствии не применимого, хлама, что поступает в наши дома из магазинов.

Сейчас к тому же большинство людей просто помешались на всяких евроремонтах. А от каждого такого ремонта остаются десятки, а то и сотни килограмм строительных отходов. В целом эффект разрастания свалки мы видим уже невооруженным глазом, когда даже вдоль многих областных трасс за городом, на каждом метре обочины и дальше, уходя в степь, виднеются пакеты, бутылки и прочий мусор. А строительные отходы вообще вываливается там, где и не ступает нога обычного горожанина.

Свалка городская – та, что мы можем наблюдать ежедневно в завалах поблизости от мусорных контейнеров и просто, где попало, в нашем городе, и городская свалка – та, чьи ядовитые, принесенные ветрами испарения мы частенько замечаем – это мина, это бомба, на которой мы все живем. Бомба эта взрывается протяжно, и спрятаться от ее действия никто из горожан не в состоянии. Количество отходов разрастается день ото дня уже не понятно в каких прогрессиях, и не за горами то время, когда экологическая катастрофа, вызванная бездействием по этому поводу местной власти, обретет ту силу, что люди начнут просто задыхаться и умирать, отравленные смрадом свалок.

У многих астраханцев еще свежо в памяти событие, произошедшее летом прошлого года, когда в течение почти суток не удавалось потушить пожар на городской свалке. Дым от него, пропитанный канцерогенами, окутал большую часть города. Горожане жаловались на ужасное самочувствие, у многих, даже физически здоровых, людей были в этот момент сильнейшие головные боли, вызванные отравлением едким и вонючим дымом. Если продолжать закрывать на это глаза, то это будет означать подписание самим себе и всем жителям смертельного приговора.

В данный момент на Трусовской стороне Волги действует станция мусоропереработки. Там происходит сортировка мусора на тот, что пригоден для продажи на переработку заводами в других регионах, и на тот, который не содержит составляющей рентабельности и по окончанию сортировки вывозиться на городскую свалку, находящуюся в совсем другой стороне от города. Возгорание свалки – дело, в общем-то, физически и химически закономерное, так как процесс гниения в толще мусора происходит с выделением достаточно значительного количества тепла. Пищевые остатки, перегнивая, в свою очередь выделяют легковоспламеняющиеся составляющие, что и бывает причиной с виду спонтанного возгорания. Однако в данном случае может иметь место и намеренный поджог, хотя заявлять об этом не принято, так как сложно и даже опасно постороннему человеку проникать на территорию городской свалки, чтобы это засвидетельствовать однозначно.

Тот город, каким хотят видеть Астрахань обычные горожане – напоминает оазис. Многие астраханцы вопреки всеувеличивающемуся обмусориванию улиц пытаются навести порядок на дворовых территориях многоэтажек. Украшают территорию рядом с подъездами, высаживая цветы и кустарники. Возделывают клумбы, красиво и празднично обустраивая каждый клочок доступной почвы. Это хорошая тенденция, показывающая, что именно на самом деле важно живущим здесь людям. Живя в многоквартирном доме – своеобразном ограждении от живой природы, мы стремимся внести ее в свои нелегкие будни таким образом, чтобы летними вечерами иметь возможность отдохнуть и полюбоваться распустившимися, выращенными собственной заботой цветами, вдохнуть хоть глоток более свежего воздуха. И нам не нужны никакие свалки.

Что же делать с мусором? Если бы наш мэр был действительно заинтересован в решении этой проблемы, то самое малое, что мог бы он сделать, это организовать какой-нибудь форум в сетях, где сами горожане могли бы вносить свои предложения. Наверняка нашлись бы и добровольцы и те, кто материально смогли бы поддержать наиболее удачные идеи. Вот, к примеру, опять же ситуация с вывозом строительного мусора. Очень часто и обеспеченные граждане затрудняются по причине врожденного в них свойства экономии нанимать грузовой транспорт для вывоза стройотходов на полигон. Можно было бы создать специальные приемники таких отходов в нескольких местах сразу при выезде из городской черты. Это бы способствовало облегчению их утилизации. Многое из того, что выкидывается при ремонте, вполне годится для применения, например, когда люди решили поменять старый кафель на новый. Старый испорченный кафель, отбитый раствор и многое другое могли бы быть использованы в качестве наполнителя при заливке фундаментов для не высотных строений. При этом нерадивым наемным газелистам больше не пришлось бы искать укромного местечка – где бы незаконно скинуть все это добро. Альтернативой этому могло бы быть введение в эксплуатацию специальных контейнеров для строительного мусора, но здесь возникает проблема их размещения. В общем, все можно было бы концептуально изменить – будь наш мэр несколько порасторопней в некоторых моментах. Приемка металлов, к примеру, работает отлично. Почти не увидишь ныне завалявшегося куска ржавой железки. Т.е. если создать экономический стимул, то дело может пойти гораздо быстрее.

Испорченные пищевые отходы при оперативной и достаточно регулярной их выемке могут тоже найти свое применение. Целлофан и пластики, дерево, резина – вполне пригодны для переработки, хотя бы для создания изоляционных материалов. Все это возможно, если организовать, обустроить, продумать способы раздельной выемки отходов. И после поэтапно - не сразу, а по имеющейся возможности начинать претворять это в жизнь.

Мэр, задумайтесь, начните хотя бы что-то делать в этом направлении. Если вы успеете заложить хотя бы основу чего-то подобного, то все последующие поколения будут поминать вас исключительно положительными выражениями, и может ваше имя даже будет вписано золотистыми буковками в историю города, как имя великого и незабвенного градоначальника. Хватит уже разводить мусор и культивировать свалки. Примитесь же за дело.

Никита Варшавский,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 28 (537), 26.07.2013 г.