Кто из нас не знает такую вот ситуацию. Встал утром. Пошёл умываться. Начинаешь ждать, когда же пойдёт горячая вода? А из крана течёт сначала холодная, потом тёплая. И лишь через несколько минут наконец-то потечёт нормальная горячая. А так как у многих поставлены счётчики, всё это время, пока ждём горяченькую, они считают копейки, которые потом переходят в рубли.

За месяц, таким образом, набегает определённая сумма. Её нам потом выставляют в свою «платёжку» коммунальщики. Получается, мы платим исправно за то, что не получаем. Или если и получаем, то не в полном объёме. И не удивительно, что такая ситуация вызывает самые серьёзные нарекания населения.

Недовольство населения, естественно, дошло до высоких инстанций. Ещё в прошлом году федеральная власть пообещала, что наведёт порядок в этом вопросе. И что жильцы получат возможность пересчитывать стоимость коммунальных услуг, если их качество не будет отвечать нормативам. Прошло около года. А воз и ныне там. Я живу в Трусовском районе в микрорайоне «Северный». И должен констатировать, что утром, да собственно, и в течение всего дня, горячая вода из крана начинает течь не сразу, как положено, а только через определённое время. Днём ещё куда ни шло. Можно терпеть. А вот по утрам приходится ждать не одну минуту. И ладно бы, если от нашего дома до котельной было бы километра полтора-два, а то ведь всего метров сто, не больше. Выходит, коммунальщики подают в сеть воду, не отвечающую нормам?

Министерство регионального развития пообещало навести порядок в делах коммунальных и, в первую очередь, в вопросах теплоснабжения населения. Как сообщил тогда министр Виктор Басаргин, в правилах предоставления коммунальных услуг появятся законодательные изменения. В прежних правилах порядок пересчёта стоимости отопления описан в разных, довольно разрозненных инструкциях и разъяснениях. А вот как компенсировать перебои в электроснабжении, теплоснабжении и некоторых других подобных ситуациях, нигде толковых и законодательно подкреплённых ответов нельзя было найти. В поправках, которые планировалось внести, было рекомендовано руководствоваться одними общими правилами. На их основании можно вести пересчёты на любые коммунальные услуги – от воды до электричества.

В нашем регионе, по информации, размещённой Роспотребнадзором на своём сайте, опубликованы нормативные акты по горячей воде и рекомендации, как добиться, чтобы эта самая вода отвечала предъявляемым требованиям. А требования самые простые: граждане должны быть обеспечены бесперебойным круглосуточным горячим водоснабжением весь год. Прерывать подачу горячей воды можно на восемь часов, в суммарном выражении, в течение одного месяца. Четыре часа – единовременно. А в случае аварии – продолжительностью двадцать четыре часа. Для проведения ежегодных профилактических работ руководствуются десятым пунктом правил. А там рекомендовано это делать не более одного месяца.

В правилах есть пункт, согласно которому температура горячей воды должна быть в кране не ниже шести-десяти градусов. Возможны некоторые отклонения в точке разбора воды – то есть, в кране: с 23 до 6 часов утра не более пяти градусов, с 6 утра до 23 часов ночи – не более трёх градусов. За каждые три градуса снижения температуры горячей воды от нормативов размер платы должен быть снижен на 0,1 процента за каждый час превышения. При снижении температуры горячей воды ниже сорока градусов оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

Хорошие правила, ничего не кажешь. Только вот как добиться всего этого? То есть, чтобы вода из крана текла действительно горячая, какой ей положено быть. А для этого нужно поставить в известность управляющую компанию, которая обслуживает дом, или ТСЖ, если являетесь членом этого товарищества. Главное, нужно сразу же звонить в аварийно-диспетчерскую службу поставщика энергии. Ну, а уж если никто не спешит выполнять ваши претензии – выход один: подавать заявление в суд. Можно, конечно, составить акт о непредставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, что является основанием для перерасчёта платы за услугу. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Времени на все эти дела уйдёт немало, а и нервы будут потрёпаны основательно.

Кстати, федеральная служба по тарифам в 2011 году запустила на своём интернет-сайте калькулятор, с помощью которого можно самостоятельно проверить насчитанные вам коммунальные платежи. Калькулятор позволяет всем гражданам России проверить правильность выставленных счётов и достоверность в платёжных документах тарифов на водоснабжение, водоотведение, электро и газоснабжение. С помощью калькулятора можно проверить нормативы потребления коммунальных услуг. Но надо помнить, что калькулятор не может проверить графу платёжек «управление, содержание и ремонт жилого помещения», так как эти расценки устанавливают управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, либо жильцы напрямую, и государство их не регулирует.

На федеральном сайте по тарифам есть краткая инструкция использования калькулятора коммунальных услуг. Сделать нужно следующее: выбрать свой регион, потом муниципальный район и муниципальное образование, заполнить ряд необходимых для расчёта параметров. В частности, площадь квартиры, количество проживающих (зарегистрированных) граждан и показания по конкретным коммунальным услугам (по счётчику или нормативу). После этого выбираете поставщика услуг и нажимаете на кнопку «рассчитать». Если вы не нашли своё муниципальное образование или своего поставщика услуг в списке, можете воспользоваться формой обратной связи. Специалисты федеральной службы по тарифам на том же сайте уточнят эти данные.

Борис Волжский,

"Факт и компромат" № 4, 10.02.12.