В Астрахани, городе на реках, мосты имеют огромное значение. Они верные слуги города на одиннадцати островах, верой и правдой служат всем нам, невзирая на чины и регалии, положение в обществе, возраст и пол. Взамен требуют лишь самую малость: присмотра, ухода и ремонта, благо уже построенные инженерами и рабочими, взявшими на себя основную тяжесть по их возведению. Помимо речных артерий, есть ещё одна – транспортная, разделяющая город на две части своими двумя путями, четырьмя рельсами.

Над ней, над этой артерией, высятся два моста, два путепровода (мост у мясокомбината практически потерял функцию путепровода, т.к. поезда к комбинату/ ГРЭС ходят в среднем 1 раз в десять лет, а на практике можно сказать, что не ходят вовсе). Первый – в непосредственной близости от вокзала, второй же высится над улицей Софьи Перовской. У вокзала поезда проходят под мостом, во втором случае идут по мосту над потоком машин. Особой пешеходной нагрузки в силу сложившихся обстоятельств не испытывают, выполняя роль в основном гармоничного разделения железнодорожного и автомобильного транспорта.

И вот у вокзала, у этой сторожевой башни РЖД, произошло то, что рано или поздно должно было произойти, но произошло вовремя, то есть сейчас: пешеходное движение через мост закрыто. Правда, пока только наполовину – дальняя от вокзала пешеходная дорожка стала аварийной и опасной для людей в виду возможности обрушения и падения сначала на высоковольтные провода для электропоездов, а потом уж и на сами рельсы, если после соприкосновения с проводами будет чему падать. Можно только порадоваться тому обстоятельству, что сделали это перед тем, как могла произойти трагедия, подобная той, когда в пригороде в схожей ситуации погиб парень, рухнув в проём, в отсутствующую панель моста на пешеходной дорожке. Сейчас с обеих сторон привокзального путепровода стоят запрещающие знаки для пешеходного движения, а уже в непосредственной близости к центру сооружения установили заглушки, то есть металлические решётки, не дающие людям, всё же рискнувшим перейти по привычке мост, сделать этого. Что произошло с мостом, есть ли угроза его обрушения, кем начаты аварийно-восстановительные работы и когда закончатся, об этом сведений нет – закрыто и ладно.

Впрочем, обойти мост дело не сложное. Мимо многовекового дуба, вдоль насыпи по годами протоптанной дорожке из глины, битого стекла, щебня, застывших луж, по грязи идём к железной дороге. Она надёжно закрыта бетонными секциями забора, что лишает возможности издалека увидеть поезд. Для обычного человека машинист даёт гудок и светит прожектором, для инвалида же эти знаки не более чем пустота. Для удобства пешеходов можно было соорудить светофор и звуковое сопровождение в виде сирены… Да много чего ещё можно было бы сделать, будь у железной дороги крепкий хозяйственник (в хорошем смысле).

Итак, по грязи мы добрались до перехода. На инвалидной коляске или с детской коляской пересечь его тяжеловато. Грязь на ногах придаёт движению скольжения, а потому переход становится особенно увлекательным для любителей острых ощущений. О том, что в этом месте разрешён переход железнодорожных путей (в остальных случаях это движение карается Кодексом об административных правонарушениях предупреждением на первый раз или штрафом в сто рублей) сведений нет или они есть, но столько невзрачны, что их, считай, нет. Проходим мимо двух вкопанных свай, вступаем на рифлёную резину, придающую дополнительное сцепление с матушкой-землёй, однако предательская грязь всё одно не даёт идти расслаблено, приходится напрягаться всем организмом: глаза смотрят в разные стороны, ноги разъезжаются в те же стороны, а всё существование сводится к тому, чтобы не встретиться с поездом или идущими пешеходами. Стоит ли говорить о том, что в тёмное время суток этот переход «ярко» освещён? В голове в такие моменты возникает предательская мысль-сожаление о ненаписанном завещании и о том, что сосед не успел вернуть долг: «Успеет ли и будет кому возвращать?»

Дальше дорога начинает подниматься вверх, даже есть немного асфальта, потом он сразу заканчивается на границе с парком. Там нас встречает когда-то красивая дорожка из уложенных кусочков камня, а ныне все эти кусочки разъехались и тропинка больше напоминает танкодром в распутицу. Вы не были на танкодроме? Обязательно погуляйте в тех местах, восполните пробел в жизни. В конце тропинки поднимаемся ещё раз (здесь инвалидам и людям с колясками приготовлен ещё один сюрприз в виде непрерывной лестницы, так что придётся напрячься) и выходим в тыл к остановочному комплексу, оглядываемся, видим всё тот же запрещающий знак. Причём если с этой стороны моста запрещающий знак виден сразу, то с отправной точки нашего небольшого путешествия есть маленький сюрприз: только преодолев первые пятьдесят метров моста, вы увидите запрещающий знак и осознаете необходимость спуститься обратно и сделать крюк. Или можно перейти на другую сторону моста и уже оттуда продолжить восхождение, однако для этого вам придётся либо на свой страх и риск нарушать правила дорожного движения, либо отступать до первого пешеходного перехода, расположенного совсем близко для человека в расцвете сил, а также для бешеной собаки, которой семь вёрст не крюк – зебра лежит на улице Яблочкова, до неё всего-то три сотни метров.

Теперь давайте разберёмся, для чего же нам нужен этот мост? «Чтобы через него переезжать!», - скажет незадачливый обыватель и будет по-своему прав. Переезжаем же, равно как и переходим мы не мост, а всего лишь те самые два пути в четыре рельсы. Понимаете, к чему я клоню? Да-да, вы угадали – к РЖД.

Не так давно я уже писал о том, как оптимизировать движение у вокзала таким образом, что людям станет много комфортнее. В ответ судьба оптимизировала его на свой манер – перекрыла половину моста. Пока только для пешеходов. Поток транспорта по нему всё возрастает, тарифы на пользование услугами железной дороги растут, а вот инфраструктура… До неё идти, как до хирурга – здоровому идти незачем, а больного уже везут. Хотел давно написать о том, что трамвайные рельсы на мосту дают дополнительную нагрузку, пора бы их давно убрать, да куда там – какие могут быть рельсы, коли мост попросту разваливается. Мост, замечу, нужен только и только железной дороге, никому кроме он не нужен, а строился исключительно для неё. Конечно, можно сказать, что это необходимое зло, а можно сказать и сделать иначе – подземные тоннели для другого транспорта.

В ответ на это обыватель прочитает мантру о невозможности строительства в Астрахани подземных переходов и переездов, но мы вспомним питерское метро (построенное в прошлом веке на болотах и «аж» под реками), ну и «небольшой» тоннель, соединяющий Англию и Францию под Ла-Маншем, то есть было бы желание и социальная ответственность, а инженеры что-нибудь придумают с «неустойчивыми почвами». Но для социальной ответственности бизнеса нужен хороший стимул в лице активного гражданского общества. Тогда и торговец у палатки положит плитку, и владелец магазина посадит вокруг деревья (нормальные деревья, а не хвойные породы, изнывающие от местной жары и дающие вместо тени только жалость у неравнодушных), ну и бедняжки из железной дороги отремонтируют мост, сделают обходные пути человеческими, цивилизованными, а не теми волчьими тропами, что ежедневно приходится пробираться сотням и тысячам граждан. По сути, теперь обойти вокзал можно двумя путями – либо через смесь шапито и таможни, но в тепле и в ярком свете, либо по грязи и что называется пути, где сам чёрт ногу сломит на свой страх и риск, а также к вещей радости тех, кто любит в темноте спросить сигаретку, «время» и классический кошелёк в обмен на не менее классическую жизнь.

Мосты ремонтировать тяжело. В Астрахани это напоминает игру в горячую картошку: быстренько отстрелялся и передал эту головную боль следующему за тобой в колонне претенденту на тёплое место. Мосты через внутригородские каналы стояли закрытыми долгие годы. Но как только начинались ремонт и строительство, дело шло как по маслу – умеют, когда хотят. Сейчас же всё это будет стоять до весны, а там и лето не за горами. Сезон отпусков. Мост отремонтируют ближе к осени, сдадут объект в ноябре, а там уж и морозец, положат асфальт в холод и к следующей весне на мосту вместо пешеходной дорожки вновь будет разбитый асфальт, пропускающий воду, а значит ведущий к скорейшему аварийному стоянию. Либо делать вообще ничего не будут, потом приедут гаишники (работают в случае с мостами оперативно в роли МЧС), ограничат движение для крупногабаритного транспорта, потом услышат треск или увидят ширящуюся трещину и перекроют движение полностью, отправив весь транспорт в объезд по С. Перовской или на переезд в створ улицы 28-ой армии. Что будет дальше? Всё по сценарию на реке Болде – мостом завладеет в полной мере его величество Пешеход, а мальчишки устроят свой бизнес по перевозке ленивых или загруженных людей через мост быстро и без проблем. Самое смешное, что мост с обеих сторон имеет соответствующие магазины (не сочтите за рекламу, ибо цены там совсем не «наши», и я с долей скепсиса смотрю на тамошних клиентов).

Ну что, железнодорожники? Ледовую переправу в годы войны построили за неделю, было дело. Сколько будем ремонтировать мост с аварийной площадью в 10 квадратных метров? Или мост на балансе города? Или он нужен всем? Может лучше разобрать его, выпрямив дорогу, а железная дорога пусть идёт в обход по степи? 21 век на дворе, а дымящиеся монстры всё озонируют нам воздух. Чай не все деньги на олимпиаду ушли, может побольше уже стоит продавать лотерейных билетов пассажирам или просто поднять цены на билеты в очередной раз. Сколько нужно денег на ремонт моста? Ну, чтобы и на шубохранилища хватило. Вы прибавляйте цены-то, не стесняйтесь, я поездами не езжу, а вот по мосту порой хожу – не хочется по грязи ползать и тратить деньги на обувь лишний раз. Может, стоит найти подрядчика попроще или не звать пришлых, а обойтись своими силами, силами астраханцев? Мост-то закрыть легко, но и железная дорога как бы помнит каски шахтёров, так и до пятых точек рыбаков не далеко.

Чуть не забыл – им ещё БАМ же расширять нужно… Не, точно «хана» мосту. Вспомнил намертво приваренные решётки там – надолго приварили, капитально. На лет пятьдесят хватит перекрывать пешеходопоток. Как до нас умудрялись что-то строить, ума не приложу. Если бы по нынешним меркам всё делали те самые старые «пятилетки», пятилетние планы то бишь, длились бы наверное лет по пятьдесят-семьдесят. Я не говорю, что коммунизм и социализм хорошо, я говорю лишь о том, что мост закрыли и… промолчали. Вот, дорогой читатель, предупреждаю тебя об этом.

Яков Горбунов,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 5 (566), 7.02.2014 г.