В 2023 году началась борьба за законопроект, который запрещал бы использование англицизмов в русском языке. Его инициатор, Елена Ямпольская, столкнулась с жёстким сопротивлением со стороны бизнеса. В итоге закон приняли в крайне урезанном варианте. Вместо полного запрета на англицизмы в СМИ и в художественных произведениях, он касается только сфер торговли, рекламы и строительства.
Компании будут обязаны указывать перевод англицизмов на табличках и вывесках. Например, вместо ЖК «Green park» мы увидим «Грин парк». Хотя сам факт использования англицизмов для названий жилых комплексов России выглядит унизительно.
Этот закон — лишь первый шаг к очищению русского языка. Пока СМИ используют англицизмы, а артисты поют на англорусском суржике, люди не откажутся от коверкания родного языка.
Возьмём, к примеру, песню иноагента Моргенштерна, которую часто исполняет Лолита: «Сотка тыщ на bag LV. Как дела? Как дела? Это новый Cadillac. I am busy, мне плевать на кризис. Sayonara, «Sick» Boy — это мой дом, это моя жена, это мой двор, chill zone. Разворот лукбука, мой спорткар у клуба».
Или песню Киркорова под названием «Yeezy»: «На мне новые yeezy, 35 лет в шоу-бизе. Выгляжу на 35, легко. Делаем миллион. Её любые капризы. Я как MC Hammer, у меня новый Hummer, у меня дом в Майами, а ты живёшь с мамой. King of Russian Pop, президент в моей Squad. Мне не звони, я занят. Делаю хип-хоп альбом».
Когда молодой человек слышит такой текст от успешного артиста в золотых цепях, англицизмы начинают восприниматься как элемент роскоши и показатель статуса. Нужно не таблички перевешивать, а ограждать народ от потоков англорусского суржика, которые сегодня проникают в подсознание и в речь из новостей, фильмов, сериалов и песен популярных исполнителей.
Хватит ли у законодателей воли на такие жёсткие меры? Как считаете, стоит ли вообще запрещать англицизмы или это сражение с ветряными мельницами?
Вика Цыганова