На этой неделе все центральные средства массовой информации запестрели заголовками: "Теперь будем отдыхать по-новому!", "В отпуск - по международным стандартам!" и т.д. Причина ажиотажа - ратификация Россией Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 132 об оплачиваемых отпусках, которая якобы вступает в силу на территории страны чуть ли не завтра и многое меняет в отечественной системе предоставления отпусков. Как выяснил "КК", во-первых, перемены наступят не сейчас, и, во-вторых, не такие уж они и кардинальные.

О ЧЕМ ГОВОРИТ КОНВЕНЦИЯ

Конвенция МОТ № 132 была принята в 1970 году и вступила в силу в 1973 году. Она установила основные принципы предоставления оплачиваемых отпусков наемным работникам в странах, которые к ней присоединятся. Пока из 183 стран-участниц Международной организации труда к 132-й Конвенции присоединились только 35. Не ратифицировали конвенцию такие "корифеи", как, например, США, Канада, Франция, Великобритания и другие. Но сам факт присоединения или неприсоединения вовсе не означает, что в тех или иных странах система отпусков хороша или плоха. Просто у всех свои подходы к проблеме, не всегда совпадающие со взглядами МОТ. Но если уж ратифицировал - изволь соблюдать Конвенцию и не нарушать ее, как Паниковский. Что же в ней написано? Перечислим основные моменты.

Документ состоит из 24 статей. В нем говорится, что положения Конвенции должны быть отражены в законодательстве стран, ее ратифицировавших. Она применяется ко всем работающим по найму лицам, за исключением почему-то моряков. Минимальная продолжительность оплачиваемого ежегодного отпуска - три рабочие недели. Человек имеет право уходить в отпуск уже после шести месяцев работы на новом месте. Отпуск должен оплачиваться в размере средней зарплаты. Его можно разбивать на части, но одна такая часть не должна быть меньше двух недель. Эти две недели надо обязательно отгулять в "отчетном" году, а оставшиеся дни (с любой разбивкой) - в течение 18 месяцев, считая с конца года, когда предоставляется отпуск. Например, если вы отгуляли две недели в 2010 году, то оставшуюся часть нужно использовать до 1 июля 2012 года. Правда, по согласию работника Конвенция разрешает эти отгулы и в более поздний период. Денежная компенсация за неотгулянный основной отпуск запрещается.

О ЧЕМ ГОВОРИТ ТК

Если почитать статьи нашего Трудового кодекса (ТК), посвященные отпускам, то мы увидим, что принципиальных расхождений с Конвенцией МОТ у нас нет. Так, минимальная продолжительность очередного оплачиваемого отпуска в России "составляет 28 календарных дней, что никак не меньше предусмотренных Конвенцией трех рабочих недель. Его тоже разрешается разбивать на части. Те же минимальные две недели указаны и в ТК, но неиспользованные отпуска в России можно накапливать, не ограничиваясь 18 месяцами, предусмотренными Конвенцией. Многие россияне теперь боятся, что все, что у них накопилось за прошлые годы, теперь "сгорит". Однако в Минздравсоцразвития России уверяют: не сгорит. Да и Конвенция в принципе разрешает такое накопление.

Как видим, российская система отпусков в целом соответствует основным положениям Конвенции. Поэтому мы ее и ратифицировали. Другое дело, что многие отечественные работодатели попросту плюют на Трудовой кодекс и, тем более, на какие-то там конвенции. Но это тема отдельного разговора.

ЖДЕМ НОЯБРЯ 2011 ГОДА

Конвенция МОТ № 132 прямого действия на территории России не имеет, поэтому применять напрямую ее положения сразу после ратификации нельзя. Согласно статье 18 Конвенции она вступает в силу в отношении государства, к ней присоединившегося, только через 12 месяцев после регистрации документа о ратификации. Такая регистрация намечена в МОТ на ноябрь, то есть документ будет иметь для России силу только с ноября 2011 года. Эти 12 месяцев даются стране для того, чтобы она внесла корректировки в свое законодательство, приведя его в соответствие с Конвенцией.

Леонид ХАЮТ,

"Комсомолец Каспия" №54, 09.07.10.