5, 6 сентября 2014 г., в 20.00 Астраханский театр Оперы и Балета представит грандиозный театральный проект – эпическую оперу Александра Бородина «Князь Игорь» на Соборной площади Астраханского Кремля.

Источником для либретто, написанного самим композитором, послужил величайший памятник древнерусской письменности XII века «Слово о полку Игореве», рассказывающий о походе князя Игоря Северского против завоевателей-половцев. В опере затронуты важные вопросы верности, чести, любви к родине, мужественного подвига во славу Руси. Рассказ об исторических событиях начала русской государственности и в XXI веке не теряет своей актуальности. Постановка оперы приобретает ещё большую значимость накануне проведения в Астрахани в сентябре 2014 года саммита глав прикаспийских государств.

Амбициозный, молодой, сплочённый и окрепший коллектив Астраханского театра Оперы и Балета уже второй раз реализует проект грандиозного масштаба под открытым небом. Впервые open-air на Соборной площади Астраханского Кремля состоялся в октябре 2012 г. и стал важнейшим культурным событием года. Зрителям был представлен «Борис Годунов» М. Мусоргского. Этот уникальный спектакль получил широкий резонанс и освещался в региональных и российских средствах массовой информации; количество зрителей превысило 5000 чел. Очевидно, что предстоящая постановка вызовет ещё больший интерес у общественности и средств массовой информации: спектакль будет представлен дважды, планируется демонстрация по каналам сети интернет, а также прямая трансляция на большом экране, установленном на площади им. Ленина. По предварительным оценкам охват зрительской аудитории составит более 20 000 человек.

По сообщению ОИА «Афиша ПроАртИнфо», постановка величайшей эпической оперы А.Бородина «Князь Игорь» Астраханским театром Оперы и Балета – событие не только всероссийского, но и мирового культурного значения – осуществляется по инициативе и при поддержке губернатора Астраханской области Александра Жилкина, с благословения Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Ионы, Митрополита Астраханского в стенах величественного историко-архитектурного ансамбля, в самом сердце столицы Прикаспийского региона. 

Астраханцы по праву могут гордиться славными страницами нашей истории и вновь привлечь внимание мировой общественности к жемчужине своего города.

5 и 6 сентября в Астраханском Кремле оживут исторические события, оказавшие решающее влияние на формирование Российского государства. Перед зрителями предстанет поистине грандиозное зрелище: масштабные видеопроекции на фасадах Успенского Кафедрального собора и Лобного места, солнечное затмение и вид огромного войска, уходящего на битву с врагом, неистовство половецких плясок на фоне горящей Руси и возрождение русской земли. В постановке задействованы солисты, хор, балет, симфонический оркестр, все производственные цехи и технические службы крупнейшего театра юга России, - пишут "Аргументы и время".

Подготовка к спектаклю года


Интервью с режиссёром Константином Балакиным

- «Князь Игорь» - это уже ваша вторая постановка в стенах Астраханского Кремля. Два года назад на том же месте с большим успехом прошла опера Мусорского «Борис Годунов». С какими сложностями пришлось столкнуться? Какие были отзывы?

- «Борис Годунов» был действительно первый open air в Астрахани, и сложности, конечно, были. Нужно было справиться с акустическими проблемами, так как на площади присутствует эффект отражённого звука. Особенностью постановки стал принципиальный отказ от сооружения крыши над оркестром и певцами, чтобы зритель мог максимально погрузиться в действие и видеть открытое пространство живых декораций Соборной площади. Конечно, в определенной степени это риск, связанный с погодными условиями, но если строить дополнительную сцену, то получится уже выездной театр. Отзывы были самые восторженные. Зрители высказывали свою гордость за свой город, называли спектакль насквозь пронизанным державным духом. В нынешней постановке добавится еще одна сложность: на протяжении всего спектакля, который будет идти без антракта около двух часов, на северный и западный фасады Успенского собора будет проецироваться сложный видео-контент. Эта дорогостоящая технология называется мэппинг, и обычно используется фрагментарно, у нас же она будет сопровождать весь спектакль и это будет беспрецедентная акция. Собор, по сути, станет активным действующим лицом, и с ним будут происходить различные трансформации, он будет «рушиться» и возрождаться. Художники уже приступили к работе и результат должен быть впечатляющим.

- Сколько человек занято в постановке и сколько зрителей могут увидеть спектакль?

- В «Борисе» у нас было занято около 250 человек, а здесь, за счёт балета, будет более 300. На каждый из вечеров продается 2000 билетов с местами. Открыт свободный вход для всех, кто готов постоять. В интернете будет организована on-line трансляция спектакля

- Как возникла идея выбрать для постановки именно оперу «Князь Игорь»?

- Выбор был продиктован рядом условий. Прежде всего, это должна быть, конечно, русская опера с подлинным гражданским пафосом, дефицит которого сейчас особенно ощутим. Второе – в особенности Астраханского региона, в его многонациональности. Поэтому в трактовке необходима толерантность: мы не собираемся показывать половцев как отрицательных персонажей, этого нет и у Бородина. Половцы удивительный народ с интересной культурой, с совершенно железной дисциплиной и четко выстроенной иерархией власти. Думаю, поэтому они завоевали в средние века такие обширные земли.

- Какую редакцию оперы вы используете в постановке? Ведь Бородин при жизни не успел завершить свою оперу.

- За основу был взят весь доступный музыкальный материал, а затем сделаны сокращения, связанные, прежде всего, с ограничениями по времени. Финал мы берем из Пролога. После того, как «разрушится» собор, мы не можем отпустить публику без надежды на возрождение. Вообще опера «Князь Игорь», как и литературный первоисточник - произведения с заданной гражданской позицией, в них ясно слышен призыв к объединению государства против врага. Известно более тридцати поэтических переводов великого древнерусского текста. На мой взгляд, Бородин сделал еще одну поэтическую версию «Слова о полку Игореве», произведения, лежащего в основе русской литературы и культуры. Можно сказать, используя формулу из Священного писания, что вначале было «Слово». Бородин искал универсальный язык для воплощения «Слова» в музыке. Получилось цельное, ни на что не похожее произведение. В его  монументальности буквально слышны красота и величие нашей богатейшей культуры.

Беседовал Георгий Ковалевский, proartinfo.ru