В ночь на 17 декабря 1916 года (30 декабря по новому стилю) во дворце князя Юсупова на Мойке был убит Григорий Распутин.
Приуроченный к 100-летию со дня убийства Распутина фильм «Григорий Р.» был показан по Центральному телевидению и, вероятно, не оставил равнодушным никого из огромной зрительской аудитории голубого экрана. Остросюжетные картины и события, развёрнутые на страницах фильма, несомненно, привлекают каждого думающего человека к осмыслению исторических событий прошлого столетия, особенно к незаурядным личностям, к коим и относится загадочный Григорий Распутин.
Популярность Распутина с его судьбоносной фамилией вышла далеко за пределы нашей страны, особенно живо интересовались и интересуются личностью Григория Р. во Франции, Германии, Великобритании, Венгрии, Италии, США. Вышли на экраны кинотеатров десятки документальных и художественных лент о Григории Распутине. В частности, двухсерийный художественный фильм «Агония» (режиссёр Э.Климов, 1974 г.), «Заговор» (режиссёр С.Либин, 2007 г.), «Распутин» (режиссёр Ули Эдель, 2011 г.), «Распутин» (режиссёр Жозе Дайан, 2013 г.). Все эти фильмы повествуют не только о жестоком и спланированном убийстве Григория Распутина придворным кругом заговорщиков, но и стараются показать истоки его популярности среди широких слоев населения, как в России, так и за рубежом. Восьмисерийная кинолента «Григорий Р.» режиссера Андрея Малюкова дала возможность зрителям на основе исторических фактов и имеющихся архивных документов, рассекреченных совсем недавно, оценить одну из версий об одиозной личности Распутина. За основу фильма взяты настоящий дневник почитательницы Григория – Анны Александровны Вырубовой и материалы следователя Владимира Руднева.
1917 год. Вскоре после убийства Распутина Временное правительство России создает государственную комиссию по расследованию обстоятельств гибели Григория. Следователю Генриху Ивановичу Свиттену (актёр Андрей Смоляков) предстоит в этом направлении провести тщательную и кропотливую работу: по крупицам собирать не только элементы спланированного убийства, но и достоверные факты из жизни героя, при этом отсеивая ненужную шелуху, слухи и всякие домыслы о его небывалой популярности среди народных масс, царских вельмож и служителей церкви. Задача следователя заключалась в создании реальной картины жизни «старца», определении его места в жизни страны. Кем же на самом деле являлся Распутин – проявлением ДОБРА или ГРЕХА? На этот злободневный вопрос и должна дать ответ версия фильма «Григорий Р.».
В течение многочасового просмотра киноленты можно удостовериться, что Распутин по природе своей – человек широкого размаха. Двери его дома на Гороховой улице, 64 в Петербурге были всегда открыты настежь для самой разнообразной публики, кормящейся за его счёт. Сам Распутин, получая денежные средства от просителей за удовлетворение их ходатайств, создавал вокруг себя божественный ореол благотворителя, видимо ссылаясь на евангельский завет «Рука дающего не оскудеет». Он прекрасно понимал, что такими действиями создавал сам себе образ благотворителя и бессребреника. В то же время Распутин сорил крупными суммами денег по ресторанам и загородным домам, и его расточительность привела в дальнейшем к финансовому краху семьи, проживавшей в Сибири.
Блистательно сыгранная в фильме роль Григория Распутина актёром Владимиром Машковым заставляет задуматься, таким ли безупречным защитником интересов народа и самодержавия был Григорий? Не возвеличиваем ли мы загадочную личность сибирского «провидца»? Нет ли здесь мифологических оттенков в жизнеописании героя фильма? Стараясь ответить на эти вопросы, достаточно привести живые воспоминания очевидцев того времени.
Т.Л. Григорова-Рудыковская в работе «Время, события, люди» рассказывает о первых впечатлениях, произведённых на неё при личной встрече с Распутиным: «…высокую мощную фигуру облегала белая русская рубашка с вышивкой по вороту и в застежке, крученый пояс с кистями, чёрные брюки навыпуск и русские сапоги. Но ничего русского не было в нем … чёрные густые волосы, большая чёрная борода, смуглое лицо с хищными ноздрями носа … чёрные раскалённые глаза, они жгли, пронизывая насквозь … кажется, он действительно обладал гипнотической силой». Милосердие и чудотворство «святого старца» переплетаются в фильме с разнузданными сценами оргий, драк и потасовок в цыганских злачных местах и при личном приеме страждущих придворных особ.
Вот как описывает присущую в характере Распутина невежество, пошлость и хамство Т.Л. Григорова-Рудыковская, очевидец событий того периода: «…он развязно сел за стол, обращался к каждой по имени и на “ты”, говорил броско, иногда пошло и грубо, подзывал к себе, сажал на колени, ощупывал, поглаживал, похлопывал по мягким местам и все “осчастливленные” млели от удовольствия. Смотреть на это было противно и обидно за женщин, унижающихся, потерявших и свое женское достоинство, и фамильную честь. “Машенька, – раздался голос Григория,- хочешь вареньица? Поди ко мне”. Машенька торопливо вскакивает и спешит к месту призыва. Распутин закидывает ногу за ногу, берет ложку варенья и опрокидывает ее на носок сапога. “Лижи!” – повелительно звучит голос, та становится на колени и, наклонив голову, слизывает варенье…больше я не выдержала, не помню, как надела шляпу, как бежала по Невскому». А теперь давайте скажем сами себе – нужна ли нам такая «героизация» безграмотных невежд?
Чтобы создать иллюзию явного превосходства чудес героя над силами зла, авторы киноповести рождают миф о появлении солнечного света с небес, когда Григорий исцеляет больного мальчика. Мистика присутствует и в сцене «исцеления» наследника царя в значительном расстоянии от царских палат по присланной почтовой телеграмме Распутина.
Сродни это современной хирургической «операции», проведённой в недалеком прошлом магом и целителем Кашпировским по телевизионному каналу из операционной палаты. Излишняя «героизация» личности Распутина создаёт на экране противоречивое толкование его поступков. Как могло соединиться в нем два начала – сатанинское буйство и молитва? Конечно, авторы фильма не судьи, и имеют полное право на создание своей версии. Однако восстановить полную правду о Распутине не удастся никому, ибо существует множество противоречивых фактов, свидетельств, слухов, которые невозможно проверить. Тем не менее, можно смело утверждать, что Распутин – это зло, скрытое под покровом показных благодеяний и богохульства. Объяснение как на ладони: Григорий помогал справиться с болезнью гемофилии у наследника царского престола при помощи какой-то чудотворной сверхъестественной божественной силы, и эти манипуляции с выздоровлением цесаревича принесли Распутину небывалый успех: он был приближен к царской семье.
Судьбы «провидца» и семьи Николая II оказались трагически переплетены, и, скорее всего – это закономерность. Сериал начинался со сцены обнаружения в проруби реки мёртвого тела Распутина, а заканчивается эпизодами жуткой расправы с Григорием, попавшего обманным путем в расставленные сети князя Юсупова. Отравить Григория цианистым калием не удалось. Заговорщикам ничего не оставалось делать, как проломить голову Григория гантелью. Но сильнейший смертельный удар в голову оказался не способным отправить в иной мир чудотворца. С невероятным усилием воли Григорий восстал и вскочил на ноги, надеясь унести поскорее ноги от кровавых убийц. Но добраться живым до своего дома к любимой дочери ему не удалось. Злоумышленники несколькими выстрелами старались добить друга царской семьи. Но он продолжал ещё жить. И только появившийся откуда-то «незнакомец» контрольным выстрелом в голову добил истекающего кровью и приговоренного к смерти Григория. По версии следствия – это агент английской секретной службы МИ-6. Затем заговорщики вывезли труп Распутина к реке и утопили в проруби. Недаром накануне убийства в фильме звучат пророческие слова Распутина о будущих злодеяниях в страшном рассказе о своем сне. Сон, где он – лодка, которая перевозит Бога, а на другом берегу его поджидает дьявол. Пронзительным холодом веет от этих предсказаний «провидца». Отсюда и возникает постоянно мучающая душу тревожная мысль о недопустимости победы зла над добром. Но зло свершилось. Словом, человеческому обществу придется ещё не раз вернуться к тем злодеяниям и приложить немало усилий для глубокого осмысления устоявшегося умозаключения, что «нет человека – нет проблем», т.е. физического уничтожения личности. Предстоит долгий путь избавления человечества от мракобесия, подлости и предательства «элит общества» и сохранения в периоды тяжелых испытаний страны институтов государственной власти. И не секрет, что изучение неординарной и загадочной личности, как символа «распутья» и неестественного пророчества, является важным условием в формировании высоких нравственных качеств человека и патриотического воспитания личности.
В конце киноповествования о трагической гибели Григория авторы фильма устами следователя Генриха Свиттена проводят параллели, что в каждом русском человеке сидит такой Распутин. Свежо предание, а верится с трудом. Глупо утверждать, что все мы в одночасье становимся приверженцами деяний шарлатанов, шулеров и мздоимцев. Попытки канонизации Распутина, предложенные сторонниками «чудотворца», потерпели крах. Да и сам следователь Генрих Свиттен сжигает коллекцию прекрасно нарисованных карандашных портретов Распутина, сделанных им в ходе расследования совершенного убийства. Тем самым окончательно поставлена точка в идеализации героя фильма.
Патриарх РПЦ Алексий II подверг критике попытку причисления Распутина к лику святых словами: «… сомнительная нравственность и неразборчивость, бросающие тень на Августовскую фамилию царя Николая II и его семейство». Зато очень привлекательным стал Распутин для всякого рода мошенничества и шельмований вокруг его имени. Не прекращается и полемика по теме предсказаний Распутина о дальнейшей судьбе России, в частности, об отречении Николая II от престола, Февральской и Октябрьской революций, расстреле царской семьи и начале гражданской войны. Так узаконился и был раскручен бренд «Распутин».
В современном понимании слово «Распутин» стало не только торговой маркой различных товаров, но и клеймом, вонзившим своё ядовитое жало в нашу обыденную жизнь: появились водка и пиво «Распутин», сигареты, эротический мужской журнал и клуб, рестораны во многих крупных городах страны. Это следы чудовищного преклонения перед загадочной, мистической личностью Распутина.
Линия «Распутин и современный мир» должна восприниматься нашим обществом как продолжение разговора о роли личности в истории. В чем её истинное предназначение: быть локомотивом развития прогрессивных сил общества или целенаправленным разрушителем высоконравственных жизненных устоев человека. Стоит об этом подумать!
AST-NEWS.ru
Приуроченный к 100-летию со дня убийства Распутина фильм «Григорий Р.» был показан по Центральному телевидению и, вероятно, не оставил равнодушным никого из огромной зрительской аудитории голубого экрана. Остросюжетные картины и события, развёрнутые на страницах фильма, несомненно, привлекают каждого думающего человека к осмыслению исторических событий прошлого столетия, особенно к незаурядным личностям, к коим и относится загадочный Григорий Распутин.
Популярность Распутина с его судьбоносной фамилией вышла далеко за пределы нашей страны, особенно живо интересовались и интересуются личностью Григория Р. во Франции, Германии, Великобритании, Венгрии, Италии, США. Вышли на экраны кинотеатров десятки документальных и художественных лент о Григории Распутине. В частности, двухсерийный художественный фильм «Агония» (режиссёр Э.Климов, 1974 г.), «Заговор» (режиссёр С.Либин, 2007 г.), «Распутин» (режиссёр Ули Эдель, 2011 г.), «Распутин» (режиссёр Жозе Дайан, 2013 г.). Все эти фильмы повествуют не только о жестоком и спланированном убийстве Григория Распутина придворным кругом заговорщиков, но и стараются показать истоки его популярности среди широких слоев населения, как в России, так и за рубежом. Восьмисерийная кинолента «Григорий Р.» режиссера Андрея Малюкова дала возможность зрителям на основе исторических фактов и имеющихся архивных документов, рассекреченных совсем недавно, оценить одну из версий об одиозной личности Распутина. За основу фильма взяты настоящий дневник почитательницы Григория – Анны Александровны Вырубовой и материалы следователя Владимира Руднева.
1917 год. Вскоре после убийства Распутина Временное правительство России создает государственную комиссию по расследованию обстоятельств гибели Григория. Следователю Генриху Ивановичу Свиттену (актёр Андрей Смоляков) предстоит в этом направлении провести тщательную и кропотливую работу: по крупицам собирать не только элементы спланированного убийства, но и достоверные факты из жизни героя, при этом отсеивая ненужную шелуху, слухи и всякие домыслы о его небывалой популярности среди народных масс, царских вельмож и служителей церкви. Задача следователя заключалась в создании реальной картины жизни «старца», определении его места в жизни страны. Кем же на самом деле являлся Распутин – проявлением ДОБРА или ГРЕХА? На этот злободневный вопрос и должна дать ответ версия фильма «Григорий Р.».
Создатели фильма о Григории Распутине стремились избежать многочисленных мифов, которые окружали фигуру царского фаворита, старались привнести в сюжет фильма достоверные факты «распутья» того времени, свидетельствующие о выборе русского народа: поддержать революционный взрыв после Февральской революции или оставаться верными монархии и жить в устоявшемся традиционном укладе жизни. Поэтому так важно приглядеться к тайнам царской семьи, дворцовым интригам, мистике и смертельной ненависти придворных царя к «босяку» Григорию из далекой сибирской глуши.Многими кинокритиками Распутин трактуется как божественное явление, как знак, посланный нам свыше со всеми его добрыми и грешными делами. Так ли это на самом деле и в чём заключается историческая роль личности Распутина, будоражившего вот уже 100 лет умы видных философов, деятелей науки культуры, политиков? На раскрытие этих и других вопросов, касающихся роли личности в истории, и нацелен киносериал «Григорий Р.». Режиссёр Андрей Малюков вынес на суд зрителя два очень важных аспекта. Григорий! Кто он: шарлатан и скандалист или великий провидец и целитель? Будем последовательно разбираться в этих сложных понятиях человеческой натуры. Думается, что создатели киноленты слишком рьяно увлеклись личностью Распутина и вылепили его образ на экране по канонам благолепия и культа божественной личности, что никак не соответствует историческим фактам.
В течение многочасового просмотра киноленты можно удостовериться, что Распутин по природе своей – человек широкого размаха. Двери его дома на Гороховой улице, 64 в Петербурге были всегда открыты настежь для самой разнообразной публики, кормящейся за его счёт. Сам Распутин, получая денежные средства от просителей за удовлетворение их ходатайств, создавал вокруг себя божественный ореол благотворителя, видимо ссылаясь на евангельский завет «Рука дающего не оскудеет». Он прекрасно понимал, что такими действиями создавал сам себе образ благотворителя и бессребреника. В то же время Распутин сорил крупными суммами денег по ресторанам и загородным домам, и его расточительность привела в дальнейшем к финансовому краху семьи, проживавшей в Сибири.
Блистательно сыгранная в фильме роль Григория Распутина актёром Владимиром Машковым заставляет задуматься, таким ли безупречным защитником интересов народа и самодержавия был Григорий? Не возвеличиваем ли мы загадочную личность сибирского «провидца»? Нет ли здесь мифологических оттенков в жизнеописании героя фильма? Стараясь ответить на эти вопросы, достаточно привести живые воспоминания очевидцев того времени.
Т.Л. Григорова-Рудыковская в работе «Время, события, люди» рассказывает о первых впечатлениях, произведённых на неё при личной встрече с Распутиным: «…высокую мощную фигуру облегала белая русская рубашка с вышивкой по вороту и в застежке, крученый пояс с кистями, чёрные брюки навыпуск и русские сапоги. Но ничего русского не было в нем … чёрные густые волосы, большая чёрная борода, смуглое лицо с хищными ноздрями носа … чёрные раскалённые глаза, они жгли, пронизывая насквозь … кажется, он действительно обладал гипнотической силой». Милосердие и чудотворство «святого старца» переплетаются в фильме с разнузданными сценами оргий, драк и потасовок в цыганских злачных местах и при личном приеме страждущих придворных особ.
Вот как описывает присущую в характере Распутина невежество, пошлость и хамство Т.Л. Григорова-Рудыковская, очевидец событий того периода: «…он развязно сел за стол, обращался к каждой по имени и на “ты”, говорил броско, иногда пошло и грубо, подзывал к себе, сажал на колени, ощупывал, поглаживал, похлопывал по мягким местам и все “осчастливленные” млели от удовольствия. Смотреть на это было противно и обидно за женщин, унижающихся, потерявших и свое женское достоинство, и фамильную честь. “Машенька, – раздался голос Григория,- хочешь вареньица? Поди ко мне”. Машенька торопливо вскакивает и спешит к месту призыва. Распутин закидывает ногу за ногу, берет ложку варенья и опрокидывает ее на носок сапога. “Лижи!” – повелительно звучит голос, та становится на колени и, наклонив голову, слизывает варенье…больше я не выдержала, не помню, как надела шляпу, как бежала по Невскому». А теперь давайте скажем сами себе – нужна ли нам такая «героизация» безграмотных невежд?
Чтобы создать иллюзию явного превосходства чудес героя над силами зла, авторы киноповести рождают миф о появлении солнечного света с небес, когда Григорий исцеляет больного мальчика. Мистика присутствует и в сцене «исцеления» наследника царя в значительном расстоянии от царских палат по присланной почтовой телеграмме Распутина.
Сродни это современной хирургической «операции», проведённой в недалеком прошлом магом и целителем Кашпировским по телевизионному каналу из операционной палаты. Излишняя «героизация» личности Распутина создаёт на экране противоречивое толкование его поступков. Как могло соединиться в нем два начала – сатанинское буйство и молитва? Конечно, авторы фильма не судьи, и имеют полное право на создание своей версии. Однако восстановить полную правду о Распутине не удастся никому, ибо существует множество противоречивых фактов, свидетельств, слухов, которые невозможно проверить. Тем не менее, можно смело утверждать, что Распутин – это зло, скрытое под покровом показных благодеяний и богохульства. Объяснение как на ладони: Григорий помогал справиться с болезнью гемофилии у наследника царского престола при помощи какой-то чудотворной сверхъестественной божественной силы, и эти манипуляции с выздоровлением цесаревича принесли Распутину небывалый успех: он был приближен к царской семье.
Судьбы «провидца» и семьи Николая II оказались трагически переплетены, и, скорее всего – это закономерность. Сериал начинался со сцены обнаружения в проруби реки мёртвого тела Распутина, а заканчивается эпизодами жуткой расправы с Григорием, попавшего обманным путем в расставленные сети князя Юсупова. Отравить Григория цианистым калием не удалось. Заговорщикам ничего не оставалось делать, как проломить голову Григория гантелью. Но сильнейший смертельный удар в голову оказался не способным отправить в иной мир чудотворца. С невероятным усилием воли Григорий восстал и вскочил на ноги, надеясь унести поскорее ноги от кровавых убийц. Но добраться живым до своего дома к любимой дочери ему не удалось. Злоумышленники несколькими выстрелами старались добить друга царской семьи. Но он продолжал ещё жить. И только появившийся откуда-то «незнакомец» контрольным выстрелом в голову добил истекающего кровью и приговоренного к смерти Григория. По версии следствия – это агент английской секретной службы МИ-6. Затем заговорщики вывезли труп Распутина к реке и утопили в проруби. Недаром накануне убийства в фильме звучат пророческие слова Распутина о будущих злодеяниях в страшном рассказе о своем сне. Сон, где он – лодка, которая перевозит Бога, а на другом берегу его поджидает дьявол. Пронзительным холодом веет от этих предсказаний «провидца». Отсюда и возникает постоянно мучающая душу тревожная мысль о недопустимости победы зла над добром. Но зло свершилось. Словом, человеческому обществу придется ещё не раз вернуться к тем злодеяниям и приложить немало усилий для глубокого осмысления устоявшегося умозаключения, что «нет человека – нет проблем», т.е. физического уничтожения личности. Предстоит долгий путь избавления человечества от мракобесия, подлости и предательства «элит общества» и сохранения в периоды тяжелых испытаний страны институтов государственной власти. И не секрет, что изучение неординарной и загадочной личности, как символа «распутья» и неестественного пророчества, является важным условием в формировании высоких нравственных качеств человека и патриотического воспитания личности.
В конце киноповествования о трагической гибели Григория авторы фильма устами следователя Генриха Свиттена проводят параллели, что в каждом русском человеке сидит такой Распутин. Свежо предание, а верится с трудом. Глупо утверждать, что все мы в одночасье становимся приверженцами деяний шарлатанов, шулеров и мздоимцев. Попытки канонизации Распутина, предложенные сторонниками «чудотворца», потерпели крах. Да и сам следователь Генрих Свиттен сжигает коллекцию прекрасно нарисованных карандашных портретов Распутина, сделанных им в ходе расследования совершенного убийства. Тем самым окончательно поставлена точка в идеализации героя фильма.
Патриарх РПЦ Алексий II подверг критике попытку причисления Распутина к лику святых словами: «… сомнительная нравственность и неразборчивость, бросающие тень на Августовскую фамилию царя Николая II и его семейство». Зато очень привлекательным стал Распутин для всякого рода мошенничества и шельмований вокруг его имени. Не прекращается и полемика по теме предсказаний Распутина о дальнейшей судьбе России, в частности, об отречении Николая II от престола, Февральской и Октябрьской революций, расстреле царской семьи и начале гражданской войны. Так узаконился и был раскручен бренд «Распутин».
В современном понимании слово «Распутин» стало не только торговой маркой различных товаров, но и клеймом, вонзившим своё ядовитое жало в нашу обыденную жизнь: появились водка и пиво «Распутин», сигареты, эротический мужской журнал и клуб, рестораны во многих крупных городах страны. Это следы чудовищного преклонения перед загадочной, мистической личностью Распутина.
Линия «Распутин и современный мир» должна восприниматься нашим обществом как продолжение разговора о роли личности в истории. В чем её истинное предназначение: быть локомотивом развития прогрессивных сил общества или целенаправленным разрушителем высоконравственных жизненных устоев человека. Стоит об этом подумать!
В.Правдолюбов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 50 (709), 2016 г.